Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы", 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
РП по внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы", направление общеинтеллектуальное, 3 класс составлена по ФГОС, содержит КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_umniki_3_kl_novoe.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5
Рассмотрено методическим объединением начальных классов Протокол № 1 от 31.08.2017г. Руководитель ШМО _______________ / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5 _____________ / | УТВЕРЖДЕНО Приказ №113 от 01.09.2017г. Директор МБОУ СОШ № 5 _____________ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Кружок «Умники и умницы»
Начальное общее образование, 3 класс, 68 часов
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе авторской программы Л.В. Мищенковой
«36 занятий для будущих отличников»
Составитель программы:
Попова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
г. Саяногорск 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителями начальных классов.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы определена следующими факторами:
Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса третьеклассников как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данная программа имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Практическая значимость программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» способствует:
- умственному развитию – учащиеся учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы,
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, математических турнирах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом,
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе
- физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
В ходе реализации программы «Умники и умницы» создаются условия для развития интеллектуально-творческого потенциала личности через систему развивающих упражнений.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут. Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 9-10 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов, интеллектуальных марафонов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Цель и задачи программы
Цель программы - развитие интеллектуально–творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий и познавательных способностей детей
Задачи программы:
1. Обучающие: формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.); развитие познавательного интереса к математике, русскому языку, окружающему миру, общей эрудиции детей, расширение их кругозора
2. Развивающие: развитие; развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии; развитие творческого и логического мышления учащихся; развитие эмоционально-волевой сферы детей.
3. Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; формирование стремления учащихся к личностному росту.
- Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Умники и умницы» в соответствии с требованиями ФГОС направлены на достижение второго уровня (основная функция – формирование личностного отношения):
- ценностное отношение к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
- уважительное отношение к своему городу, школе, гордость за свою страну;
- определять причинно-следственные связи, обосновывать своё мнение;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- пользоваться приёмами театрализации;
- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- находить и называть закономерность, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Содержание курса (кружка, секции и др.) внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Формы проведения | Формы организации | |
теоретические | практические | |||
Логически-поисковые задания (12 ч) | 4 | 8 | ||
1 | Слово о Родине | Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?» | 1 | |
2 | Слово о Родине | Пословицы и поговорки о Родине. Конкурс рисунков «Моя Родина» | 0,5 | 0,5 |
3 | В кругу семьи | Беседа «Моя семья» | 1 | |
4 | В кругу семьи | Мини-проект «Моя семья» | 1 | |
5 | Продолжаем разговор о семье | Беседа, игры и задания на смекалку | 0,5 | 0,5 |
6 | Продолжаем разговор о семье | Тренинг, ролевые игры | 1 | |
7 | Все мы люди разные… | Логические игры | 1 | |
8 | Все мы люди разные… | Логические игры | 1 | |
9 | Дело было в Лукоморье | Беседа, конкурс | 0,5 | 0,5 |
10 | Дело было в Лукоморье | Конкурс | 1 | |
11 | В космическом пространстве | Беседа, просмотр видеофильма и его анализ | 0,5 | 0,5 |
12 | В космическом пространстве | Логические игры | 1 | |
Развитие воображения, памяти (10 ч) | 3 | 7 | ||
13 | Старичок-боровичок | Беседа, викторина | 0,5 | 0,5 |
14 | Старичок-боровичок | Беседа, ролевые игры | 0,5 | 0,5 |
15 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | Нестандартные задачи | 1 | |
16 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | Беседа, ролевые игры | 0,5 | 0,5 |
17 | Кот в мешке | Беседа, ролевые игры | 0,5 | 0,5 |
18 | Кот в мешке | Ролевые игры, викторина | 1 | |
19 | Поговорим о поведении | Беседа о правильном поведении | 1 | |
20 | Поговорим о поведении | Тренинг | 1 | |
21 | Литературная угадай-ка | Викторина | 1 | |
22 | Литературная угадай-ка | Литературные игры | 1 | |
Нестандартные задачи (10 ч) | 3 | 7 | ||
23 | Береги здоровье | Беседа, исследовательская работа | 0,5 | 0,5 |
24 | Береги здоровье | Мини-проект «Режим дня» | 1 | |
25 | О воде | Беседа, презентация | 1 | |
26 | Береги здоровье | Тренинг | 1 | |
27 | Спешим на помощь Кузе. | Беседа, интеллектуальные игры | 0,5 | 0,5 |
28 | Спешим на помощь Кузе | Беседа, конкурс | 0,5 | 0,5 |
29 | Поэтическая карусель | Викторина | 1 | |
30 | Поэтическая карусель | Конкурс лучших чтецов | 1 | |
31 | Арт-студия | Беседа, игры и задания на смекалку | 0,5 | 0,5 |
32 | Арт-студия | Викторина, игры и задания на смекалку | 1 | |
Задания на внимательность (10ч) | 2 | 8 | ||
33 | Зима в загадках | Беседа, презентация | 0,5 | 0,5 |
34 | Зима в загадках | Мини-проект «Зима в загадках» | 1 | |
35 | Подарки Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза | 1 | |
36 | Подарки Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза | 1 | |
37 | Что мы знаем о деревьях | Беседа, презентация | 1 | |
38 | Что мы знаем о деревьях | Викторина | 1 | |
39 | Поговорка - цветочек, пословица - ягодка | Беседа, логические задания | 0,5 | 0,5 |
40 | Поговорка - цветочек, пословица - ягодка | Логические задания | 1 | |
41 | «Репка» на новый лад | Ролевые игры | 1 | |
42 | «Репка» на новый лад | Конкурс рисунков, ролевые игры | 1 | |
Задания повышенной сложности (12ч) | 3 | 9 | ||
43 | Любопытные факты из жизни животных. | Беседа, презентация | 1 | |
44 | Любопытные факты из жизни животных. | Викторина | 1 | |
45 | Школа искусств | КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела» | 1 | |
46 | Школа искусств | Беседа, конкурс рисунков | 0,5 | 0,5 |
47 | Спешим в школу искусств | Инструктаж, экскурсия | 1 | |
48 | Спешим в школу искусств | Занимательные задания и игры | 1 | |
49 | Куклы в нашей жизни | Беседа, мини - проект | 0,5 | 0,5 |
50 | Куклы в нашей жизни. | Мини - проект | 1 | |
51 | Золотой дождь | Беседа, занимательные задания и игры | 0,5 | 0,5 |
52 | Золотой дождь | Беседа, занимательные задания и игры | 0,5 | 0,5 |
53 | Лента занимательных заданий | Мини-проект | 1 | |
54 | Лента занимательных заданий | Занимательные задания и игры | 1 | |
Задания на смекалку (14ч) | 4 | 10 | ||
55 | Клуб любителей русского языка | Беседа, игры со словами | 0,5 | 0,5 |
56 | Клуб любителей русского языка | Викторина | 1 | |
57 | В царстве Лешего | Беседа, математические игры | 0,5 | 0,5 |
58 | В царстве Лешего | Тренинг | 1 | |
59 | Геометрический калейдоскоп | Беседа, математические игры | 0,5 | 0,5 |
60 | Геометрический калейдоскоп | Математические игры | 1 | |
61 | Магазин головоломок. | Беседа, тренинг | 0,5 | 0,5 |
62 | Магазин головоломок. | Урок-соревнование | 1 | |
63 | Магазин головоломок. | Беседа, интеллектуальные и логические игры | 0,5 | 0,5 |
64 | Магазин головоломок. | Интеллектуальные и логические игры | 1 | |
65 | В поисках цветка папоротника | Беседа, интеллектуальный марафон | 0,5 | 0,5 |
66 | В поисках цветка папоротника | Беседа, урок-соревнование | 0,5 | 0,5 |
67 | Клуб любителей русского языка | Беседа, интеллектуальный марафон | 0,5 | 0,5 |
68 | Итоговое занятие «Самый умный» | Конкурс | 1 | |
ИТОГО: 68 ч | 17 | 49 |
- Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1-4 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г.
Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1.Энциклопедия «Все обо всем».
2.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
3.Энциклопедия «Почемучка».
Календарно - тематическое планирование кружка «Умники и умницы»
на 2017-2018 учебный год
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
1 | 7.09 | Слово о Родине | 1 | 1 | ||
2 | 7.09 | Слово о Родине | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | 14.09 | В кругу семьи | 1 | 1 | ||
4 | 14.09 | В кругу семьи | 1 | 1 | ||
5 | 21.09 | Продолжаем разговор о семье | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | 21.09 | Продолжаем разговор о семье | 1 | 1 | ||
7 | 28.09 | Все мы люди разные… | 1 | 1 | ||
8 | 28.09 | Все мы люди разные… | 1 | 1 | ||
9 | 5.10 | Дело было в Лукоморье | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | 5.10 | Дело было в Лукоморье | 1 | 1 | ||
11 | 12.10 | В космическом пространстве | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | 12.10 | В космическом пространстве | 1 | 1 | ||
13 | 19.10 | Старичок-боровичок | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | 19.10 | Старичок-боровичок | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | 26.10 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | 1 | ||
16 | 26.10 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | 2.11 | Кот в мешке | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | 2.11 | Кот в мешке | 1 | 1 | ||
19 | 16.11 | Поговорим о поведении | 1 | 1 | ||
20 | 16.11 | Поговорим о поведении | 1 | 1 | ||
21 | 23.11 | Литературная угадай-ка | 1 | 1 | ||
22 | 23.11 | Литературная угадай-ка | 1 | 1 | ||
23 | 30.11 | Береги здоровье | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | 30.11 | Береги здоровье | 1 | 1 | ||
25 | 7.12 | О воде | 1 | 1 | ||
26 | 7.12 | Береги здоровье | 1 | 1 | ||
27 | 14.12 | Спешим на помощь Кузе. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | 14.12 | Спешим на помощь Кузе | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | 21.12 | Поэтическая карусель | 1 | 1 | ||
30 | 21.12 | Поэтическая карусель | 1 | 1 | ||
31 | 28.12 | Арт-студия | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | 28.12 | Арт-студия | 1 | 1 | ||
33 | 11.01 | Зима в загадках | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | 11.01 | Зима в загадках | 1 | 1 | ||
35 | 18.01 | Подарки Деда Мороза | 1 | 1 | ||
36 | 18.01 | Подарки Деда Мороза | 1 | 1 | ||
37 | 25.01 | Что мы знаем о деревьях | 1 | 1 | ||
38 | 25.01 | Что мы знаем о деревьях | 1 | 1 | ||
39 | 1.02 | Поговорка - цветочек, пословица - ягодка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | 1.02 | Поговорка - цветочек, пословица - ягодка | 1 | 1 | ||
41 | 8.02 | «Репка» на новый лад | 1 | 1 | ||
42 | 8.02 | «Репка» на новый лад | 1 | 1 | ||
43 | 15.02 | Любопытные факты из жизни животных. | 1 | 1 | ||
44 | 15.02 | Любопытные факты из жизни животных. | 1 | 1 | ||
45 | 22.02 | Школа искусств | 1 | 1 | ||
46 | 22.02 | Школа искусств | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | 1.03 | Спешим в школу искусств | 1 | 1 | ||
48 | 1.03 | Спешим в школу искусств | 1 | 1 | ||
49 | 1.03 | Куклы в нашей жизни | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | 15.03 | Куклы в нашей жизни. | 1 | 1 | ||
51 | 15.03 | Золотой дождь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
52 | 15.03 | Золотой дождь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
53 | 29.03 | Лента занимательных заданий | 1 | 1 | ||
54 | 29.03 | Лента занимательных заданий | 1 | 1 | ||
55 | 5.04 | Клуб любителей русского языка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
56 | 5.04 | Клуб любителей русского языка | 1 | 1 | ||
57 | 12.04 | В царстве Лешего | 1 | 0,5 | 0,5 | |
58 | 12.04 | В царстве Лешего | 1 | 1 | ||
59 | 19.04 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 0,5 | 0,5 | |
60 | 19.04 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 1 | ||
61 | 26.04 | Магазин головоломок. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
62 | 26.04 | Магазин головоломок. | 1 | 1 | ||
63 | 3.05 | Магазин головоломок. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
64 | 3.05 | Магазин головоломок. | 1 | 1 | ||
65 | 10.05 | В поисках цветка папоротника | 1 | 0,5 | 0,5 | |
66 | 10.05 | В поисках цветка папоротника | 1 | 0,5 | 0,5 | |
67 | 17.05 | Клуб любителей русского языка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
68 | 17.05 | Игротека | 1 | 1 | ||
Итого: | 68 ч. | 17 | 49 |
Корректировка дат проведения занятий по календарно-тематическому планированию:
Тема занятия | Кол- во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечания |
Составил(а): Попова Марина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"
1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс
1 Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе програ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...