Открытое занятие по внеурочной деятельности "Музей в твоем классе"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Доночкина Ольга Викторовна

Картина С.Лучишкина "Лыжники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx24.85 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx_muzey.pptx314.58 КБ
Файл analiz.docx13.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе».

Программа  "Перспективная начальная школа" 1-й класс.

Тема: "Работа с картиной Сергея Лучишкина «Лыжники»

Доночкина Ольга Викторовна

                                                           учитель начальных классов

                                                    МБОУ «Гимназия №41»

                                       г. Кемерово, 2013

1

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе».  Программа  "Перспективная начальная школа" 1-й класс. Тема: "Работа с картиной Сергея Лучишкина «Лыжники»

Задачи:

1. Обучающие:

  • Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием и переходить к обобщению на основе выявленных деталей.
  • Формировать умение выстраивать логику устного описания частей картины.

2. Развивающие:

  • Совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.
  • Формировать исследовательский интерес к живописному произведению.
  • Развивать у учащихся память, внимание, абстрактное мышление, воображение.

3. Воспитывающие:

  • Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.
  • Формировать коммуникативные навыки, продолжить работу над умением вести диалог.

Оборудование: ПК, (картины Сергея Лучишкина; учебник Н. А. Чуракова «В музее с Кронтильдой»; открытки с картиной С.Лучишкина «Лыжники»; инструменты (лупы, рамки); рисунки героев; открытка с текстом физминутки; музыкальная физминутка.

УМК: “Перспективная начальная школа”

2

Ход занятия

I Организационный момент

Здравствуйте, дети!

У вас, вероятно, был очень трудный день. Посетив школу, вы пописали, почитали, посчитали, поспали, поболтали, поиграли. Если вас и дальше продолжают одолевать сомнения, чем ещё заняться, предлагаю вам отправиться в Музейный дом с нашими героями сказочной волшебной истории.

II Актуализация знаний

-Посмотрите, дети, к нам уже спешит на занятия наш герой. Кто это? (КРОНТИК)

- А почему он один? Сейчас посмотрим.

Учитель читает ОТКРЫТКУ.

«Дорогие ребята, я очень спешил к вам, что обогнал и Елису, и Кронтильду. А всё потому, что занимаюсь спортом! Без спорта никуда, не будешь сильным, ловким, быстрым. Если спортом не заниматься, всё время на месте оставаться, или в пенёк превратишься, или зимой сосулькой замерзнешь. А давайте мы сейчас с вами сделаем волшебную разминку, чтобы настроение поднять, чтобы всем стало весело и радостно.

  1. Раз-два-три! Побежали, побежали! (имитация бега)
  2. Через большие сугробы перепрыгиваем! (прыжки вперед, назад, влево, вправо)
  3. Сейчас встали на лыжи и поехали, поехали! (имитация бега на лыжах)
  4. Снежки слепили, покатили, покатили, покатили, вот такую большую Снежную бабу слепили! (движение руками)

3

МОЛОДЦЫ! Хорошо у вас получается!»

- Дети, почему Кронтик так быстро до нас добрался? (Ехал на лыжах, потому что занимается спортом)

-А кто из вас тоже умеет кататься на лыжах? Встаньте.

III Сообщение темы и цели занятия

-А вот и Елиса с Кронтильдой подошли. Сегодня они приглашают нас отправиться в Музей и познакомиться с новой картиной и с новым художником. (Рисунки всех героев повесить на доску, чтобы они смотрели друг на друга)

-Для этого вам надо постараться разбудить своё зрение, увидеть то, что на первый взгляд скрыто от зрителя, быть наблюдательными и находительными.

-Сегодня на занятии работают 2 очень серьёзные  группы: НАБЛЮДАТЕЛИ и НАХОДИТЕЛИ. (таблички выставить на стол)

Поприветствуйте друг друга (аплодисменты!)

-Спасибо!

IV Работа с картиной

  1. Рассматривание картины и свободные высказывания детей

- Положите каждый перед собой открытку с картиной (Учитель включает презентацию)

-Рассмотрите и прочитайте, что написано внизу. (Сергей Лучишкин. Лыжники.1926г.)

- Какое время года изобразил художник? (Зима)

- Почему вы так думаете? (Везде лежит снег, на деревьях нет листьев, люди катаются на лыжах)

- Какой день пасмурный или солнечный? (Кусочек неба голубого цвета. Можно предположить, что день солнечный)

4

-Наши герои тоже рассматривают эту картину. Давайте прочитаем, что они говорят.

ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ или хорошо подготовленные дети

УЧЕБНИК стр.9 Чтение диалога

( -Ух ты, сколько людей…Есть люди, которые пока не катаются)

- Вы согласны с Кронтиком? (Показ жестом)

- Покажите с помощью Широкого Волшебного Окна (ШВО) часть картины, где есть такая группа людей.

Проверка у доски.

-Эти люди находятся  на самом верху горы. Как вы думаете, что они там делают? (Готовятся к тому, чтобы съехать вниз, одевают лыжи, разговаривают друг с другом)

-Найдите в другой части картины человека, который тоже не катается, и покажите его с помощью  Высокого Волшебного Окна (ВВО)  

Проверка у доски.

-Этот человек стоит в самом низу картины, скорее всего он наблюдает за лыжниками.

-Спасибо!

- Ребята, а на чём ещё можно кататься с горы? (на санках, ледянках, сноутбордах…)

- Кронтик тоже увидел, как с этой горы катаются на санках? А вы видите?

РАБОТА В ПАРАХ

- С помощью Зоркого Ока найдите и покажите своему соседу людей, которые едут на санках втроём, а потом тех, кто съезжает на санках вдвоём.

 Показ жестом готовность пары.

-Кто нашел и готов показать на картине этих людей?

5

Проверка у доски. Выходит одна из пар.

МОЛОДЦЫ!

- Очень весело зимой, можно кататься на лыжах, на санках. А какие ещё зимние забавы вы знаете? (Снежные городки, снежные бабы, снежки, катание на лошадях, снежные горки…)

-Давайте выполним веселую физминутку с веселым Снеговиком!

V Музыкальная физминутка со Снеговиками

-Молодцы! Займите свои места.

VI Работа с картиной (продолжение)

  1. Молчаливое рассматривание картины (5-8 секунд)

- А теперь молча, рассмотрите ещё раз эту картину. Всмотритесь внимательно в её героев.

-Елиса что-то заметила.

 ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ или хорошо подготовленные дети

УЧЕБНИК стр.10

 ( -Как интересно лыжники катаются…кто катается парой)

- Возьмите, пожалуйста, лупы и поищите тех, кто катается в паре. Обратите внимание, у  них есть палки или нет? В какой части картины вы нашли эту пару? (В центре картины)

- Что вы можете рассказать про эту пару? ( Это мужчина и женщина. Они едут без палок, под ручку,  как будто поддерживают друг друга. У них хорошее настроение.)

-А есть ещё лыжники, которые катаются без палок? Покажите с помощью Зоркого Ока несколько таких лыжников. Проверка у доски.

-Согласны? (Показ жестом)

6

-Спасибо, ребята.

-Сегодня Кронтик очень внимательный, он ещё кое-что заметил.

ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ или хорошо подготовленные дети

УЧЕБНИК стр.10

(-А некоторые пока плохо катаются…)

- Найдите на картине лыжника, который упал. Покажите его с помощью Волшебного Окна.

 Проверка у доски.

-Да, видимо не удержал равновесие. Упал, но лыжи не сломал.

-Замечательно! Молодцы!

VII Работа в группах

- О чём же ещё может рассказать нам эта картина? Предлагаю поработать в группах.

- Встаньте 1 группа «Наблюдателей». Договоритесь, кто будет выступать от вашей группы, и получите задание.

ЗАДАНИЕ С помощью ВВО выделить фрагменты картины, которые можно назвать « Кажется, сейчас я упаду!»

  - Встаньте 2 группа «Находителей». Договоритесь, кто будет выступать от вашей группы, и получите задание.

ЗАДАНИЕ С помощью ВВО выделить фрагменты картины, которые можно назвать « Ну и пусть они вдвоём, зато я очень быстро еду!»

ПРОВЕРКА. Во время ответов группа стоит, а в конце дети аплодируют отвечающему.

- Спасибо, отвечающим и группам за работу, за их наблюдательность и находительность!

7

VIII Рассказ о художнике (Презентация)

-Наше занятие подходит к концу, а мы ничего не сказали о художнике.

ПОРТРЕТ С.А. Лучишкина

-Сергей Алексеевич Лучишкин Заслуженный художник Российской Федерации, театральный деятель, режиссёр. Всегда увлекался спортом, поэтому основной темой его творчества является тема спорта. Кроме этого писал портреты, городские пейзажи.

ПОКАЗ некоторых картин С. Лучишкина.

IX Итог занятия

-С каким произведением познакомились?

-Что понравилось на этом занятии?

- Что помогло нам добиться увидеть то, что иногда трудно увидеть глазами? (наблюдательность, внимание, умение анализировать и делать выводы)

X Домашнее задание

- Художники на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен, и если человек всматривается, вслушивается, вчитывается, мир не перестает его удивлять. Прислушайтесь к себе и по желанию дома нарисуйте свою картину «Вот сейчас мы наденем лыжи - и тоже будем кататься!»

Спасибо, молодцы!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доночкина Ольга Викторовна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №41» Г.Кемерово Открытое занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе». Программа "Перспективная начальная школа“1-й класс. Тема: "Работа с картиной Сергея Лучишкина «Лыжники»

Слайд 2

Лыжники

Слайд 3

Сергей Алексеевич Лучишкин 190 2 -1989

Слайд 4

Мальчик с бабочкой

Слайд 5

Прыжок с трамплина

Слайд 6

В олимпийской деревне

Слайд 7

Зимний пейзаж

Слайд 8

Шар улетел

Слайд 9

Туристы



Предварительный просмотр:

1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Учителя – люди неравнодушные, искренне болеющие всей душой за своих учеников. У многих из вас многолетний опыт педагогической деятельности, большие достижения в своей работе и, возможно, есть промахи и  просчеты. Работа всегда приносит положительный результат, если у учителя возникает потребность в инновационной деятельности. Соответственно саморазвитие школьника возможно при условии, что руководит этим процессом человек, готовый сам к непрерывному самосовершенствованию. Усвоение новых образовательных программ – прекрасная возможность для учителя реализовать свой творческий и профессиональный потенциал.

Таким образом, мы тоже не хотели оставаться в стороне и разработали рабочую Программу, используя учебники предшколы нового поколения под редакцией Н.А.Чураковой, пособия «Музей в твоём классе», учебники «Литературного чтения» с 1 по 4 классы. ( ПОКАЗАТЬ книги, инструменты, открытки с картинами, пособия)

Хочу обратить ваше внимание на то, что авторы предлагают работать с учениками разных возрастов с первого по шестой класс на примере одного живописного произведения, постепенно усложняя и углубляя работу над картиной.

2

Сегодня мы с первоклассниками продемонстрировали вам работу  «Музей в твоём классе». Это 19 занятие, из 32, запланированных на год на внеурочную деятельность.

Почему мы работаем уже по второму выпуску, берём эту работу с большим удовольствием. Потому что основная идея таких занятий - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной внеурочной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора внеучебной ситуации.

 «Музейная» практика работы с детьми формирует такие качества как внимательность, наблюдательность,  эстетическое восприятие произведения, ребенок учиться видеть и объяснять детали картины. Именно обнаруженные и истолкованные подробности живописных произведений являются материалом для реконструкции целого. Очень важно научить ребёнка обращать внимание на мельчайшие подробности, которыми делится со зрителем художник, что приводит к пониманию смысла картины, её настроения, её образа. Кроме этого, начиная со 2 класса, ребёнку становится интересно не только роль зрителя, участника, но и роль экскурсовода.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Кружок «Ритмика и танец» Направление: спортивно – оздоровительное.

Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 1 классе по ФГОС....

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС). Моя родословная.

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали не все, однако люди...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»

               Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»

               Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе « В стране добрых и вежливых слов»

Данное занятие подходит для внеурочной деятельности в 1 классе и может быть полезно для классного часа....

Технологическая карта открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе.

Внерочное занятие по математике во 2 классе  " Математическая ярмарка"...