Внеурочная деятельность "Я - исследователь"
рабочая программа на тему
Программа «Я - исследователь» направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии, философии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 2 года (3-4 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_-_issledovatel.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля): | внеурочная деятельность («Я - исследователь»)
|
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
1.2 Концепция.
1.3 Новизна.
1.4. Цель.
1.5. Задачи.
1.6. Организационный принцип программы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
1.7 Режим занятий.
1.8. Реализация программы, основные разделы программы, формы.
1.9. Ожидаемые результаты.
2. Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
3. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
4. Список литературы.
1.1. Актуальность.
Федеральный компонент Госстандарта образования направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» по данной программе.
Выбор направления курса-проведения учебных исследований с младшими школьниками обусловлен тем, что у учителя нет возможности много времени на уроке отводить поисково – исследовательской деятельности, развитию воображения, креативности.
1.2 Концепция.
В Концепции модернизации российского образования четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.
1.3. Новизна.
Новизна программы «Я - исследователь» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии, философии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 2 года (3-4 классы).
1.4. Цель.
Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
1.5.Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность
1.6. Организационный принцип программы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» рассчитана на 2 года обучения для учащихся 3- 4 классов по 1 часу в неделю.
В 1 год обучения в кружок «Я - исследователь» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го года обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Год | Количество часов | Кол-во | |
в неделю | в год | ||
1 (3 класс) | 1 | 34 | 25-30 |
2 (4 класс) | 1 | 34 | 25-30 |
1.7. Режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю. Дни занятий кружка учитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий.
Продолжительность занятий - 35-45 минут - в 3- 4 классах. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
1.8. Реализация программы, основные разделы программы, формы.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
1.9. Ожидаемые результаты.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Я - исследователь» является формирование следующих умений:
⚐ Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
⚐ В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Познаём мир вместе» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
⚐ Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
⚐ Проговаривать последовательность действий на уроке.
⚐ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
⚐ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
⚐ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
⚐ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
⚐ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
⚐ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
⚐ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
⚐ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
⚐ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
⚐ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
⚐ Слушать и понимать речь других.
⚐ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
⚐ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
⚐ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
⚐ Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
По окончании программы учащиеся смогут научиться:
• осуществлять действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначать границы исследования;
• разрабатывать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• производить деятельность по самостоятельному исследованию, выберать методы исследования;
• вести последовательно исследование;
• фиксировать полученные знания;
• анализировать и обобщать полученные материалы;
• готовить отчет – сообщение по результатам исследования;
• организовывать публичные выступления и защищать с доказательством своей идеи;
• обучатся правилам написания исследовательских работ ;
• организовывать экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• создавать «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Содержание программы.
3 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Что такое исследование? | 1 | Знать исследовательские способности, пути их развития. | беседа |
2. | Как задавать вопросы? | 1 | Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследовани | Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций. |
3. | Как выбрать тему исследования? | 1 | Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. | практика |
4. | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. | экскурсия |
5. | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 1 | Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. | . Экскурсия в школьную библиотеку. |
6. | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. | Практика, игра |
7. | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 1 | Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. | Подготовить сообщение о каком- либо художнике, актере, музыканте (энциклопедия «Все обо всех»). |
8. | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 1 | Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему. | практика |
9. | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 1 | Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. | практика |
10. | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 1 | Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. | беседа |
11. | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | Заочная экскурсия в прошлое. | Беседа, презентация |
12. | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 1 | Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. | практика |
13. | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 1 | Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. | Творческая работа |
14. | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | Учиться строить схемы «Дерево Паук». | практика | |
15. | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 1 | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». | Практическая работа |
16. | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 1 | Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём». Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. | игра, практика |
17. | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 1 | Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. | презентация |
18. | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы. | практика |
19. | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. | практика, игра |
20. | Как задавать вопросы? Банк идей. | 1 | Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». | игра, практика |
21. | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. | беседа |
22. | Цели и задачи исследования. | 1 | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. | практика |
23. | Учимся выделять гипотезы. | 1 | Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. | практика |
24. | Организация исследования. (практическое занятие.) | 1 | Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. | практика |
25. | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. | беседа |
26. | Коллекционирование. | 2 | Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. | Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. |
27. | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». | практика |
28-29. | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | Выступления учащихся о своих коллекциях. | презентация |
30. | Что такое эксперимент. | 1 | Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. | Практическая работа |
31-32. | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 2 | Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». | Эксперимент |
33 34. | Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных | 1 1 | Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). | практика |
4 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». | беседа |
2. | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 1 | ||
3. | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». | Практическая работа |
4. | Какими могут быть проекты? | 1 | Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. | практика |
5. | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 1 | Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. | Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. |
6. | Планирование работы. | 1 | Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». | практика |
7. | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 1 | Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. | беседа |
8. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | практика |
9. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта | экскурсия |
10. | Анализ прочитанной литературы. | 1 | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. | практика |
11. | Исследование объектов. | 1 | Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. | Практическая работа |
12-13. | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. | Работа в группах. |
14-15. | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. | практика |
16. | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | Составление плана работы. Требования к сообщению. | практика |
17. | Оформление работы. | 1 | Выполнение рисунков, поделок и т.п. | Конкурс рисунков по теме. |
18-19. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | Работа на компьютере – создание презентации. | презентация |
20-21. | Мини конференция по итогам собственных исследований | 2 | Выступления учащихся с презентацией своих проектов. | практика |
22- 23. | Анализ исследовательской деятельности. | 1 1 | Анализ своей проектной деятельности. | практика |
24. | Техника экспериментирования | 1 | Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». | эксперимент |
25. | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 1 | Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. | игра |
26. | Правильное мышление и логика. | 1 | Задания на развитие мышления и логики. | практика |
27. | Что такое парадоксы | 1 | Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. | беседа |
28. | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. | практика |
29 30. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 1 | Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. | практика |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | Составление плана выступления. | практика |
32. | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | Выступление с проектами перед одноклассниками. | выступление |
33. | Выступление на школьной НПК. | 1 | Презентация проекта на школьной НПК. | презентация |
34. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | Анализ исследовательской деятельности. Выводы. | беседа |
Программа предусматривает достижение 3 уровней
результатов:
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
3. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- работа в малых группах
- экскурсия
- выступление
- выполнение и презентация проектов
4. Список литературы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
для учителя:
1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.– 2000.– № 2.– C. 36-43.– (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова).
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
4. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.
5. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
для детей:
- Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. – 2004
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. – Одаренный ребенок. 2003, №2
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.
В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....
программа внеурочной деятельности "Исследователь"
внеурочная деятельность...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным государственным образовательным ст...