Конспект познавательного занятия "Ветер (измеряем направление ветра)"
план-конспект на тему

Куроедова Оксана Николаевна

Это познавательное занятие проводмилось мною в рамках клуба "Я  - исследователь".

Цель занятия - закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

Задачи:

·        учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы,

·        выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление,

·        познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра.                                                                                            

Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kuroedovoy_1.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

"Комплексный центр социального обслуживания населения "Катарсис"

Стационарное отделения для несовершеннолетних

"Социальный приют для детей"

Конспект познавательного занятия

"Ветер (измеряем направление ветра)"

Подготовила: воспитатель                                                                                       О.Н. Куроедова

Нягань - 2014

Тема: Ветер (измеряем направление ветра)

Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

Задачи:

  • учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы,
  • выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление,
  • познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра.

Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Оборудование: фен, вентилятор, раздаточный материал, презентация

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение. Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение занятия  и помогает нам слушать и слышать друг друга, узнать что-то новое и интересное.

- А теперь отгадайте загадки:

Листья гонит по дорожке, 
треплет шерсть у рыжей кошки, 
отнимает шар у Пети 
хулиган веселый ...(ветер)

Он бескрылый, а летает,

 Безголосый, а свистит,

 Хоть безрукий, но, бывает,

 Груши с веток обрывает —

 Так порою он сердит.

 Только что он был везде,

 Миг — и нет его нигде!

(ветер)

 - Тема нашего занятия, как вы правильно угадали  "Ветер".

- Так что же такое ветер, как он образуется, от чего зависит его сила и скорость, почему иногда он ласковый и приятный, а иногда опасный. Об этом я вам сегодня расскажу.  

Воздух находится  в непрерывном движении, и это движение называется ветром.

-  Любите ли вы пускать мыльные пузыри? А запускать воздушного змея? А делать бумажные самолетики? Как вы думаете, почему все они летают? Ну, пузыри — понятно — потому что очень легкие. Змея поднимает и держит ветер. А бумажные самолетики взмывают в воздух, когда мы придаем им ускорение. Но потом падают. А может ли пузырь, воздушный змей или бумажный самолетик полететь туда, куда ему захочется? Нет, конечно.

А.С. Пушкин описывая в своем стихотворении ветер говорил о нем так:

...Ветер, ветер, ты могуч

ты гоняешь стаи туч

ты волнуешь сине море

всюду веешь на просторе...

Давайте попробуем объяснить значение слов

могуч – сильный – сила;

гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;

всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.

А теперь мы превращаемся в ветер

Имитационная игра «Дерево»

Наши ноги — это корни,

 Наше туловище — ствол,

 Наши руки — это ветви,

 Наши пальцы — это листья!

(Звучит музыка).

 - Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.)                                                                                                                          -  Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)

 -  Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)

  - Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)

- Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Ответы детей: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…

 - А как можно определить направление ветра?  

Определить направление ветра очень просто, мы ведь его чувствуем. Если нам захочется убедиться в верности своих ощущении, то нужно просто подбросить в воздух что-нибудь легкое, например, горсть пыли. Пыль, конечно, полетит ,по ветру. Только вот какая проблема. Направление, в котором полетит наша пыль, не будет направлением ветра . Почему? Да потому что направлением ветра считается направление, откуда он дует.

Давайте раз и навсегда запомним очень простое правило, направление ветра — это направление, откуда он дует.

-  Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра гораздо точнее, чем с помощью подброшенной пыли, называется флюгером .

 Давайте повторим: флюгер — прибор для определения направления ветра.  

 - Флюгеры бывают разные. Общим в их устройстве является свободно вращающийся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра .Прикрепляется на высоту-8-10 м.

 - Другие способы определения: демонстрация картинок

По флагу;

По дыму;

по конусам;

 - Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока, то юго – восточным и т.д.

Физминутка .

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

МУЗЫКА ВЕТРА

Нюхайте воздух!

Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос.

Подул теплый ветерок, листочки заговорили ш-ш-ш

Подул холодный ветер, закачались сосны с-с-с

Подул сильный ветер у-у-у

 Гнёт деревья до земли.  

 - Важной характеристикой ветра является его сила

Пример с феном. Опыт елочка и фен.

Включить фен и направить его на искусственную елочку. Увеличить силу и елочку уносит.

 

Значение ветра.

 - Какое значение для природы и человека имеет ветер?

(ответы детей)

Ветер великий в природе работник.

Вспоминая стихотворения А. С. Пушкина мы с вами  выяснили, что :

ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.  

Еще ветер очищает воздух.  

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

Вырабатывает электроэнергию.  

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Но случается что ветер приобретает отрицательное значение

разрушает селения,

вырывает с корнем деревья, устраивает штор на море.  

Мы попробуем сделать своими руками приспособление, которое поможет нам определить направление ветра - вертушку или султанчик. А когда пойдем на прогулку, то используем наше приспособление на практике.

Для изготовления вертушки понадобится карандаш, гвоздик и листочек бумаги квадратной формы.

Для изготовления султанчика нам понадобится карандаш, гофрированная бумага, клейкая лента.

 - Какие вы молодцы! все славно сегодня потрудились. Я приглашаю вас встать в круг, взяться за руки. поделимся друг с другом  новыми знаниями. Что же нового мы узнали о ветре? Чем ветер помогает людям? Как определить от куда дует ветер? Что вам больше всего понравилось на занятии?

 - Всем большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Грозные ветры. 2 класс.

Конспект урока окружающего мира, 2 класс. Тема урока: "Грозные ветры". СРО Занкова....

урок развития устной речи по теме "Ветер. Направления ветра"

Цель: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.  Задачи:Образовательные: На основе эксперимента доказать причину образования ветра.Рассм...

Конспект урока по английскому языку "Ветрено!"

Конспект урока по английскому языку "Ветрено!"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Ветер. Направления ветра"

      В рамках предметной недели  10.02.2016года, в 3Б классе был проведен открытый урок по живому миру на тему «Ветер. Направление ветра.»...

Презентация к уроку на тему: "Ветер. Направления ветра." для 3 класса по предмету Мир природы и человека.

В данной презентации проиллюстрирован материал к уроку по предмету Мир природы и человека (З класс) на тему:" Ветер.Направления ветра"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну геометрических фигур". Направлено на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (возрастная категория зависит от их психофизических возм...