Конспект познавательного занятия "Ветер (измеряем направление ветра)"
план-конспект на тему
Это познавательное занятие проводмилось мною в рамках клуба "Я - исследователь".
Цель занятия - закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
Задачи:
· учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы,
· выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление,
· познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра.
Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kuroedovoy_1.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Комплексный центр социального обслуживания населения "Катарсис"
Стационарное отделения для несовершеннолетних
"Социальный приют для детей"
Конспект познавательного занятия
"Ветер (измеряем направление ветра)"
Подготовила: воспитатель О.Н. Куроедова
Нягань - 2014
Тема: Ветер (измеряем направление ветра)
Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
Задачи:
- учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы,
- выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление,
- познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра.
Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Оборудование: фен, вентилятор, раздаточный материал, презентация
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение. Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение занятия и помогает нам слушать и слышать друг друга, узнать что-то новое и интересное.
- А теперь отгадайте загадки:
Листья гонит по дорожке,
треплет шерсть у рыжей кошки,
отнимает шар у Пети
хулиган веселый ...(ветер)
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает —
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг — и нет его нигде!
(ветер)
- Тема нашего занятия, как вы правильно угадали "Ветер".
- Так что же такое ветер, как он образуется, от чего зависит его сила и скорость, почему иногда он ласковый и приятный, а иногда опасный. Об этом я вам сегодня расскажу.
Воздух находится в непрерывном движении, и это движение называется ветром.
- Любите ли вы пускать мыльные пузыри? А запускать воздушного змея? А делать бумажные самолетики? Как вы думаете, почему все они летают? Ну, пузыри — понятно — потому что очень легкие. Змея поднимает и держит ветер. А бумажные самолетики взмывают в воздух, когда мы придаем им ускорение. Но потом падают. А может ли пузырь, воздушный змей или бумажный самолетик полететь туда, куда ему захочется? Нет, конечно.
А.С. Пушкин описывая в своем стихотворении ветер говорил о нем так:
...Ветер, ветер, ты могуч
ты гоняешь стаи туч
ты волнуешь сине море
всюду веешь на просторе...
Давайте попробуем объяснить значение слов
могуч – сильный – сила;
гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;
всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.
А теперь мы превращаемся в ветер
Имитационная игра «Дерево»
Наши ноги — это корни,
Наше туловище — ствол,
Наши руки — это ветви,
Наши пальцы — это листья!
(Звучит музыка).
- Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) - Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
- Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
- Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Ответы детей: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…
- А как можно определить направление ветра?
Определить направление ветра очень просто, мы ведь его чувствуем. Если нам захочется убедиться в верности своих ощущении, то нужно просто подбросить в воздух что-нибудь легкое, например, горсть пыли. Пыль, конечно, полетит ,по ветру. Только вот какая проблема. Направление, в котором полетит наша пыль, не будет направлением ветра . Почему? Да потому что направлением ветра считается направление, откуда он дует.
Давайте раз и навсегда запомним очень простое правило, направление ветра — это направление, откуда он дует.
- Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра гораздо точнее, чем с помощью подброшенной пыли, называется флюгером .
Давайте повторим: флюгер — прибор для определения направления ветра.
- Флюгеры бывают разные. Общим в их устройстве является свободно вращающийся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра .Прикрепляется на высоту-8-10 м.
- Другие способы определения: демонстрация картинок
По флагу;
По дыму;
по конусам;
- Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока, то юго – восточным и т.д.
Физминутка .
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
МУЗЫКА ВЕТРА
Нюхайте воздух!
Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.
«Ладошки» (упражнение для разминки)
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.
При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.
Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос.
Подул теплый ветерок, листочки заговорили ш-ш-ш
Подул холодный ветер, закачались сосны с-с-с
Подул сильный ветер у-у-у
Гнёт деревья до земли.
- Важной характеристикой ветра является его сила
Пример с феном. Опыт елочка и фен.
Включить фен и направить его на искусственную елочку. Увеличить силу и елочку уносит.
Значение ветра.
- Какое значение для природы и человека имеет ветер?
(ответы детей)
Ветер великий в природе работник.
Вспоминая стихотворения А. С. Пушкина мы с вами выяснили, что :
ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
Еще ветер очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Но случается что ветер приобретает отрицательное значение
разрушает селения,
вырывает с корнем деревья, устраивает штор на море.
Мы попробуем сделать своими руками приспособление, которое поможет нам определить направление ветра - вертушку или султанчик. А когда пойдем на прогулку, то используем наше приспособление на практике.
Для изготовления вертушки понадобится карандаш, гвоздик и листочек бумаги квадратной формы.
Для изготовления султанчика нам понадобится карандаш, гофрированная бумага, клейкая лента.
- Какие вы молодцы! все славно сегодня потрудились. Я приглашаю вас встать в круг, взяться за руки. поделимся друг с другом новыми знаниями. Что же нового мы узнали о ветре? Чем ветер помогает людям? Как определить от куда дует ветер? Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Всем большое спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Прогнозирование погоды (дать понятие о народных предсказаниях), работа с дневником наблюдения (направления ветра, температуры воздуха и т.д.)»
Конспект практической работы (рабочий лист для уч-ся) по познанию мира....
Конспект урока окружающего мира. Грозные ветры. 2 класс.
Конспект урока окружающего мира, 2 класс. Тема урока: "Грозные ветры". СРО Занкова....
урок развития устной речи по теме "Ветер. Направления ветра"
Цель: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра. Задачи:Образовательные: На основе эксперимента доказать причину образования ветра.Рассм...
Конспект урока по английскому языку "Ветрено!"
Конспект урока по английскому языку "Ветрено!"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Ветер. Направления ветра"
В рамках предметной недели 10.02.2016года, в 3Б классе был проведен открытый урок по живому миру на тему «Ветер. Направление ветра.»...
Презентация к уроку на тему: "Ветер. Направления ветра." для 3 класса по предмету Мир природы и человека.
В данной презентации проиллюстрирован материал к уроку по предмету Мир природы и человека (З класс) на тему:" Ветер.Направления ветра"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ
Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну геометрических фигур". Направлено на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (возрастная категория зависит от их психофизических возм...