Михаил Брагин. Небо на всю жизнь
проект по теме

Нестеренко Елена Леонидовна
Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Живы в памяти старшего поколения голодные и холодные годы войны. Нам надо знать о людях, подаривших нам Великую Победу! Часто на страницах периодической печати и на телевидении современную молодежь обвиняют в бездуховности, в отсутствии ответственности и инициативы. Но это не так. У нас есть желание творить, созидать, сделать что-то полезное для своей страны. Возможно, что беседы с людьми прошедшими и испытавшими весь ужас войны, помогут, нам вырасти достойными людьми. Одно дело слышать и читать о Великой Отечественной войне, совсем иное, когда общаешься с непосредственными участниками событий.
Мы собирали материал по своей работе, брали интервью у жителей с.Мещерино, которые прошли войну, работали с материалами музея школы. Вся эта работа легла в основу нашего исследования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihail_bragin.nebo_na_vsyu_zhizn.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района Московской области.

Поисково-исследовательская работа

"Михаил Брагин. Небо на всю жизнь".

                                                   

                                                            Руководитель: Нестеренко   Елена  Леонидовна,

                                                            учитель начальных классов,

                                                                 

                 

Мещерино-1  

 2009.

                           

Содержание:

  1. Введение.  160-ый истребительный авиационный полк.
  2. Михаил Николаевич Брагин – защитник Ленинградского неба.

2.1. До войны

2.2.  История военной фотографии

2.3.  Поиск книги о земляке-герое

III. Заключение.  Годы войны – века памяти.

Актуальность работы:

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Живы в памяти старшего поколения  голодные и холодные годы войны. Нам надо знать о людях, подаривших нам Великую Победу! Часто на страницах периодической печати и на телевидении  современную молодежь обвиняют в бездуховности, в отсутствии ответственности и инициативы. Но это не так. У нас есть желание творить, созидать, сделать что-то полезное для своей страны. Возможно, что беседы с людьми прошедшими и испытавшими весь ужас войны, помогут, нам вырасти достойными людьми. Одно дело слышать и читать о Великой Отечественной войне, совсем иное, когда общаешься с непосредственными участниками событий.

     Мы собирали материал по своей работе, брали интервью у жителей с.Мещерино, которые прошли войну, работали с материалами музея школы. Вся эта работа легла в основу нашего исследования.

Цель работы:  

Исследовать военную судьбу нашего земляка - летчика М.Брагина, защищавшего город Ленинград.

Задачи:

  1. Изучить, сохранившиеся документы и фотографии в семейном архиве Брагиных.
  2. Ознакомиться в школьном музее с имеющимися воспоминаниями  ветеранов и напечатанными статьями о них.
  3. Прочитать книгу - воспоминание А.П.Силантьева «Над полосой прорыва».
  4. Собрать сведения, и выяснить: на каких фронтах  воевал, какой боевой путь прошел наш земляк.
  5. Предоставление собранного материала для  музейной  экспозиции. Обобщение полученного материала.

Объект исследования: фотография самолета 1942 года из семейного архива Брагиных, переданная в дар краеведческому кружку «Истоки».

Методы исследования:

Изучение архивных материалов семьи, художественной литературы о
ВОВ, материалов краеведческих музеев, публицистики о ВОВ;

Беседы с родственниками и участниками ВОВ; систематизация результатов исследования.

Новизна исследования заключается в самостоятельном изучении и анализе военной темы через судьбы наших земляков.

Практическое применение. Материал работы можно использовать на уроках по истории Ступинского района, проведении внеклассных мероприятий и уроков Мужества.

Небо на всю жизнь.

Посвящается 65-летию

снятия блокады Ленинграда.

Битва в небе Ленинграда была на редкость длительной, упорной и ожесточенной.  Особенно тяжкими для защитников города оказались первые полтора месяца. Собственно, как отмечал главный маршал авиации А.А.Новиков, в этот период и решался вопрос: быть нам в воздухе со щитом или на щите. К моменту образования Волховского фронта вся его авиация насчитывала 118 боевых самолетов.1 Можно представить, какими были авиационные силы фронта, если на 4 армии было всего 6 бомбардировщиков! В течение всего лета 1942 года, войска Ленинградского и Волховского фронтов вели непрерывные и тяжелые бои на земле и в воздухе. Их ожесточенность диктовалась задачей сковать больше сил противника. 160-ый истребительный авиаполк (ИАП), который стал впоследствии 137 гвардейским, прибыл на помощь Ленинграду в конце августа 1941 года. Местом его базирования стал аэродром  Будогощь. Прочитав большое количество литературы, посвященной битве за Ленинград, мы узнали, как воевал 160 ИАП, познакомились с биографиями героев Ладоги – Силантьевым А.П., Панфиловым В.Д., зам. командиром полка Медведевым Д.А.; жизнью военных аэродромов. 160-ый полк практически не выходил из боев. Летчики совершали по 4-5 вылетов в сутки. Задача истребительных частей авиации не только в том, чтобы воспрепятствовать действиям вражеских летчиков, но и в том, чтобы поддержать действия своих бомбардировщиков, штурмовиков. А в небе блокированного Ленинграда истребители должны были сопровождать полеты транспортной авиации, доставлявшей в город боеприпасы, продовольствие, почту, вывозившей вглубь страны квалифицированных специалистов, стариков, детей. Летчики 160-го полка участвовали в отражении вражеского наступления, отбивали атаки превосходящих сил противника и геройски гибли.2 Они гибли в воздухе целыми эскадрильями, горели в кабинах самолетов, шли на таран, с пистолетами в руках бросались на прорвавшиеся на аэродром танки. В осенних и зимних боях под Волховом истребители потеряли много боевых товарищей. Среди погибших летчиков есть наш земляк Михаил Брагин.

                                                               Руки в штурвалы впаяны,

Сердца полет неистов

Наши простые парни -

   Черная смерть фашистов.

Ты их запомни, Родина,

Всех назови поименно-

С орденом или без ордена-

В честь их склони знамена.

Все они были героями:

Подвигом каждый вылет.

Над их поредевшим строем

Слава простерла крылья!  

Время стирает из памяти события прошлого, да и самих свидетелей подвигов становится с каждым годом все меньше, но история Великой Отечественной войны должна остаться  в памяти. Считаем своим долгом узнать о судьбе Михаила Брагина, светлая память о подвиге которого жива в сердцах потомков. Мы с нетерпением ожидали встречи с Лидией Николаевной Громовой (Брагиной), родной сестрой нашего героя. В начале войны ей было 15 лет. Лидия Николаевна живет в г. Коломне и хорошо помнит историю своей семьи. В дар школьному музею Л.Н.Брагина передала снимок военного самолета, на котором летал Миша (приложение 1). Архивные документы скупы на детали. А в газетах военных лет не всегда можно найти корреспонденцию о том или ином герое, подробное описание боев, которые тебя интересуют. Ведь героев много, а проведенных ими боев в несколько раз больше. Поэтому письма и фотографии  с фронта бесценны. Им почти 70 лет, и время оставило на них свой след. Пожелтевшая бумага, кажется, вот-вот рассыплется от прикосновения рук, наполовину стершиеся строчки местами невозможно прочесть. Глядя на них, ты испытываешь необъяснимое волнение. Они, как зеркало, отражают в себе простую душу русского солдата.

1-Военная литература биографии. Герои Ленинградского неба.

2- http://militera.lib/ru/bio/heroes_lenin_sky/01.html Е.Баулин В те памятные дни.

Фотографию самолета однополчане вместе с насквозь пропитанным кровью шарфом и некоторыми другими снимками и вещами прислали родителям в коричневом чемодане, с которым Михаил не расставался. На обратной стороне фотографии командование полка надписало: «Летчик ИАП лейтенант Брагин возвратился с боевого задания 13.03.1942 г. Летчик ранен в руку в воздушном бою. Самолет имеет пробоины бензобака, маслобака, киля и лопасти винта. Прибыл на свой аэродром и произвел посадку благополучно. Командованием полка в приказе по полку объявляется благодарность» (приложение 2,3). Самолет Михаила – одномоторный поршневой истребитель моноплан ЛаГГ-3, названный так по именам конструкторов Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Поступил на вооружение с 1942 года и использовался в качестве истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика. В конструкции ЛаГГ-3 было много деревянных деталей, имелись подвесные баки, которые при необходимости сбрасывались и тем самым увеличивали скорость и улучшали маневренность. Самолет был недорогой, и надежный. (приложение4) К сожалению, писем Михаила не сохранилось, но фотографии тех далеких лет с трогательными  надписями на обороте смогли поведать нам  о судьбе земляка.

В большой и дружной семье Брагиных кроме сестры Лиды было 5 братьев: Михаил, Петр, Александр, Евгений и Иван. Это была семья, похожая на тысячи других семей. Жили дружно,  Николай Иванович был дамским портным. Свое дело он знал очень хорошо: от заказчиков не было отбоя. Прасковья Николаевна вела хозяйство и растила детей. (приложение 5) Брагины в июне 1941 года были делегированы колхозом «Красный ударник» представлять на ВДНХ выращенный картофель «Лорх»,  но война изменила планы…(приложение 6).

 Сразу трое сыновей  ушли защищать Родину. Дома остались младшие Женя, Лида, Ванюшка. Представить страшно, каково было матери, у которой трое детей оказались в самом огне войны. За каждого  и каждую секунду болело её сердце, страдало и мучилось. Где они? Живы ли? 27 августа 1942 года в тяжелейших боях за город Ленинград героически погиб летчик Михаил Брагин. Смертельно раненный в руку и голову, он сумел посадить самолет на свой аэродром. 7 мая 1944 в ЭГ №388 умирает от ран гвардии лейтенант танкист Петр Брагин. (приложение 7) 

«Миша  с детства мечтал стать летчиком, - вспоминает Лидия Николаевна,- мечтал о самолетах и добился своего. С 14 лет брат учится в Москве. Днем занимался в ФЗУ, а по вечерам посещал аэроклуб, где учился также упорно и настойчиво.(приложение8) В 1939 году Михаил-выпускник Борисоглебского высшего летного училища и направлен на службу в город Овруч Житомирской области. С гордостью родные любовались на Мишу в форме военного летчика, такого стройного, подтянутого.1 Настоящим боевым летчиком брат стал на фронте, сражаясь в составе 160 ИАП командиром звена эскадрильи. (приложение9)

Лидия Николаевна рассказала нам о том, что о Мише и его самолете написана книга автора Панфилова. Она читала ее 20 лет назад, но потом вернула в библиотеку, больше эта книга не встречалась. Мы провели поиск Панфиловых, которые писали о войне, именно о летчиках Волховского фронта. Это и Анатолий Панфилов, отец режиссера Глеба Панфилова, корреспондент газеты «Вперед на врага», и Василий Дмитриевич Панфилов, герой СССР, летчик, знавший некоторых однополчан Михаила, но в его сборнике рассказа о Мише мы не нашли.2 Встречается рассказ Е.Баулина «В те памятные дни», в котором читаем про беседу автора с маршалом авиации, Героем Советского Союза Силантьевым А.П. ( в 1942 году штурман 160 ИАП): «Маршал выбрал из общей пачки один из фотоснимков, положил перед собой. Комиссар полка Петр Федорович Шейченко. Комиссар эскадрильи Николай Степанович Киянченко. Танкистом он участвовал в боях у озера Хасан, был награжден орденом Красного Знамени. В конце войны стал Героем Советского Союза. Заместитель эскадрильи старший лейтенант Николай Богатырь. Трижды его сбивали. Службу закончил подполковником. Командир звена Илья Брейтман. Трудные испытания выпали на его долю - его самолет и подбивали, и сбивали, а сам он был ранен. Илья всегда с честью выходил из трудных испытаний. Умер после войны. Во втором ряду летчики Аркадий Брагин, Анатолий Дмитриевич Белановский, Александр Чекулаев, Петр Шариков, Николай Новожилов, Григорий Демченко. Боевые были ребята. К сожалению, все они, за исключением Николая Новожилова, погибли».3                            

  1. Интервью с Брагиной Л.Н.

2.– В.Д.Панфилов Огненное небо Герои Тихвина - герои Ленинграда.

3. http://militera.lib/ru/bio/heroes_lenin_sky/01.html Е.Баулин В те памятные дни.

Сразу вспомнилась фотография 1942 года из семейного архива Брагиных, где Михаил снят вместе с товарищами из I авиационной эскадрильи, командиром которой был Н.С. Дрозд. (приложение10) Есть ли Силантьев на этом снимке? Есть! В нижнем ряду крайний слева. Военную фотографию Александра Петровича мы нашли в интернете. (приложение11) Всплывает в памяти фамилия комиссара Шейченко. Она указана на «похоронке» М.Н.Брагина.  Третий слева Киянченко Н.С. Его военную фотографию мы также нашли в интернете. (приложение12) Сомнений нет: фотография из альбома Брагиных и та, о которой говорит маршал, одна и тажа. Единственная неувязка – другое имя Брагина - Аркадий. Автор перепутал его. Для большей достоверности обратились в Минский музей истории Великой Отечественной войны, где, по словам Лидии Николаевны, хранятся фотографии Михаила. Среди фотографий 160 ИАП мы нашли знакомый снимок летчиков и пояснение к нему.

 Из воспоминаний А.П.Силаньева: «Вот, к примеру, командир звена лейтенант Брагин. Однажды, прикрывая суда, доставлявшие по Ладожскому озеру продовольствие и другие грузы в осажденный Ленинград, он в воздушном бою сбил «Юнкерс-88», пикировавший на наши корабли. Но и его машина была подбита. Летчик выбросился с парашютом из неуправляемого самолета. К счастью, ветер отнес Брагина на сушу, где его подобрали наши бойцы и доставили на аэродром. К вечеру того же дня Аркадий снова вылетел на задание»1. Теперь мы точно знаем, что речь идет о  Михаиле Брагине. А вот что сказал комэск 7-го ИАП С.Н. Поляков в интервью с военным корреспондентом Буровым А.В: «Я, осмотрев подбитый в бою самолет  Анатолия Панфилова, объявил благодарность  тот действительно молодец. У него на самолете было триста пробоин! Два ранения – в руку и в голову, а он прилетел!»2 Летчик Брагин – это наш Миша, который был примером для других воинов. За время рассказа глаза у Лидии Николаевны становились влажными, а когда-то не знавшие устали руки дрожали. Ведь она снова переживала те трагические годы. В чемодане, кроме других вещей, была фотография красивой девушки - возлюбленной Михаила, Веры. Ее снимок он получил ровно за месяц до своей гибели. На обратной стороне фотографии есть адрес полевой почты девушки и слова: «Почаще вспоминай меня. Я перед отъездом на фронт подстригла волосы под короткий  фокстрот. Пусть мои черты напоминают, тревожат и волнуют душу сладкими воспоминаниями. Всегда и везде. Веруша.» Как жаль, что вернуться с войны и встретиться, молодым людям было не суждено… (Приложение 13,14) Среди вещей,  Лидия Николаевна показала нам извещение о гибели брата. (Приложение 15) К сожалению, больше никаких документов не сохранилось. Похоронили Михаила Брагина в д.Поляна Мгинского района, а затем он был перезахоронен в братскую могилу с. Путилово Кировского района Ленинградской области. (приложение16)

     Более шестидесяти лет назад закончилась Великая Отечественная война. За это время заросли травой окопы и траншеи, возродились из руин города, выросли новые поколения, изменился строй и название государства.  Но неизменным осталось чувство благодарности к тем, кто принёс долгожданную победу в мае 45-ого. В центре села Мещерино стоит памятник, на мемориальной доске которого выгравированы имена 189 не вернувшихся с войны односельчан. ( Приложение17) В любое время года у  подножия монумента цветы как символ людской благодарности героям-землякам. Позолоченными буквами высечены на обелиске имена  Михаила Николаевича и Петра Николаевича Брагиных. И хотя Михаил и Петр погибли, победу они все-таки одержали! Вернулся с войны младший сын Брагиных Александр. (Приложение 18) На  груди разведчика ордена и медали. Каждый год, 9 Мая Александр Николаевич приезжал в родное село, выступал на митинге, посвященном Дню Победы. (Приложение 19) Мы восхищаемся  земляками – воинами и рады, что представилась возможность проследить их судьбу сквозь годы Великой Отечественной войны. Очень важно успеть записать и сохранить воспоминания о событиях 1941-1945 годов. Ведь для нашего поколения, минувшая война – это уже история, которую мы изучаем по книгам. Поэтому мы планируем продолжить работу  по изучению биографий наших земляков и их славных подвигов. Низко кланяемся памяти отважных героев, подаривших нам Победу.  

                                                         Проходят дни, но год от года,

Как взлет, как в будущее мост,

Твой подвиг в памяти народа

Встает во весь могучий рост!

P.S. Сына Лидии Николаевны зовут Михаилом…    (Приложение 20)

1-А.П.Силантьев «Над полосой прорыва». Авиабиблиотека  «И возвращались с победой».

       2-А.В. Буров Твои герои, Ленинград. 1970.

Источники информации.

  1. А.В.Буров Твои Герои, Ленинград.1970 год.
  2.  Г.Н.Захаров «Я – истребитель» Воениздат. 1985г.

3.    Д.А.Медведев В пылающем небе. Лениздат. 1989г.

  1.  А.А.Панфилов «В бою комсомольцы».
  2. А.Л.Панфилов «Боевая Ладога» Лениздат 1940 г.
  3. В.Д.Панфилов Герои Тихвина - герои Ленинграда. Огненное небо
  4. сайт http://avia.lib.ru/bibi/1036/04.html
  5. сайт http:// blokada/otrok.ru/library/burov/burov.php?t=034
  6. сайт http://militera.lib/ru/bio/heroes_lenin_sky/01.html Е.Баулин В те памятные дни.
  7. www.airforte.ru.
  8. www.9may.ru/10kb Наша победа «День за днем» - проект ВОВ.
  9. сайт http://pomnite-nas.ru/img/47/200804071626120.2.jpg 

12. Ю Сяков «Волхов в огне»

  1. А.П.Силантьев «Над полосой прорыва». Авиабиблиотека  «И возвращались с победой»

                                       

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Жизнь вулканов Дзилихов Михаил, МОУ СОШ № 11, 4 «Г» класс,

Меня давно интересовала тема строение вулканов, их устройство и типы.  Я познакомился с многочисленной литературой по географии и геологии, чтоб понять сущность процессов происходящих внутри вулк...

Классный час «Жизнь, посвящённая небу»

Цель: познакомить с профессиями, связанными с небом и раскрыть понимание важности учебных предметов, качеств, способностей необходимых в учебном процессе, в приобретении данных профессий; способствова...

Проект "Небо в нашей жизни"

Актуальность проекта:Небом можно любоваться всегда, ведь оно поистине прекрасно. Такую красоту стоит видеть и нельзя бежать мимо, иногда стоит остановиться… Голубое небо завораживает ...