Статья "Петербург Матильды Кшесинской или жизненный танец балерины"
статья по теме

Паничева Анна Витальевна

В данной работе собраны интересные сведения о жизни в Санкт-Петербурге первой примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Петербург Матильды Кшесинской или жизненный танец балерины


Содержание

I Вступление

II Петербург Матильды Кшесинской:

а)  Императорское Театральное училище;

б) Большой (Каменный) театр;

в) Мариинский театр;

г) Летние фестивали в Красном Селе;

д) Английский проспект, дом 18;

е) Дача в Стрельне;

ж) Особняк Матильды Кшесинской - один из знаменитых памятников петербургского модерна;

з) Легенды и мифы особняка Матильды Кшесинской.

Я хочу рассказать о Петербурге  Матильды Кшесинской, героине книги Геннадия Седова «Матильда Кшесинская». Судьба этой удивительной женщины похожа на увлекательный роман.  

Матильда Кшесинская, известная русская балерина конца XIX – начала XX века, представительница династии Кшесинских. Ян Кшесинский, её дед, был известен своей виртуозной игрой на скрипке, чудесным голосом и драматическим талантом. Её отец, Феликс Кшесинский, ввёл в Петербурге моду на мазурку, ставил балеты, танцевал со знаменитыми балеринами своего времени.

Матильда Феликсовна Кшесинская родилась в Лигово, в пригороде Санкт-Петербурга, где родители девочки каждый год снимали на лето дачу. Она очень рано начала проявлять интерес к танцам, и отец с трёхлетнего возраста стал брать Матильду с собой в театр.

Девочку, выросшую в театральной среде и с раннего возраста приученную к музыке и танцам, было решено отдать в театральное училище. В 8 лет она поступила в Императорское Театральное училище. Первая в России школа балетного танца была открыта в 1738 году. Танцевальная школа основана императрицей Анной Иоанновной, как «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа». Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан Батист Ланде

Академия русского балета имени А.Я Вагановой и сейчас расположена на улице Зодчего Росси, д.2, но первое название этой улицы Театральная. Эта улица является самой симметричной улицей в мире. Здесь присутствует магия числа 22. Удивительная гармоничность облика этой небольшой улицы делает её уникальной за счёт двух однотипных зданий, протяжённость фасадов каждого – 220 метров, ширина улицы и зданий одинаковы – 22 метра. По этой улице ходила маленькая Маля в театральное училище, наблюдая её красоту и ритм.

Уже через год после поступления Матильда Кшесинская выступила на сцене Большого театра в балете «Дон Кихот».

Большой (Каменный театр) - первое постоянное театральное здание в Петербурге. Сооружено в 1777-83 годах архитектором Ф. В. фон-Бауром и М. А. Деденёвым по проекту Л. Ф. Тишбейна.  Он просуществовал с 1784 по 1886 год. В 1886 году Большой театр закрыли, здание, переданное Русскому музыкальному обществу, частично разобрали и перестроили в Петербургскую консерваторию.

Талантливая балерина очень скоро стала прима-балериной Мариинского театра.

Матильда Кшесинская участвует в летних фестивалях в Красном Селе, организованные главнокомандующим Санкт-Петербургским военным округом великим князем Николаем Николаевичем. Он построил в 24 верстах от Петербурга  на территории армейского лагеря деревянный театр.

Красносельский театр (1851—1916) — летний театр в Красном Селе под Санкт-Петербургом, существовавший во времена Российской империи. Театр, возведённый по проекту А. Кавоса, был предназначен для развлечения гвардейских офицеров во время летних учений, которые производились под Красным Селом. На спектаклях часто присутствовали члены императорской семьи и выступали выдающиеся актёры. Деревянное здание театра сгорело во время Великой Отечественной войны и сохранилось лишь в названии Театральной улицы.

На выпускном экзамене Императорского театрального училища, который состоялся 23 марта 1890 года, Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем Николаем II, с которым впоследствии её связывали любовные отношения. Получив согласие отца  жить отдельно и иметь возможность встречаться с Николаем II, она снимает дом по адресу: Английский проспект, д.18.  После того, как  их отношения прекратились, Николай II выкупает этот дом для Матильды.

Этот дом был роскошным особняком. В ЦГИА Санкт-Петербурга сохранилось описание дома. Это был каменный лицевой двухэтажный особняк на служебном полуподвале, с кирпичными, оштукатуренными стенами, под железной крышей с обрешеткой. Наружная парадная дверь, которая располагалась слева, вела к красивой каменной лестнице, а железные ворота справа служили проездом для карет во внутренний дворик. В жилых помещениях окна были с зеркальными стеклами, полы мозаичные и паркетные. Особняк отапливался девятью голландскими печами и четырьмя каминами, очаги на кухне отделаны изразцами. В доме были все удобства: три ватерклозета (один обыкновенный и два улучшенного устройства), две ванные комнаты.

В 1894 году Великий Князь Сергей Михайлович подарил Матильде на день рождения приморскую дачу в Стрельне, находящуюся рядом с Большим Стрельнинским дворцом. Вот что она пишет в своих воспоминаниях: «Однажды во время прогулки я увидела прелестную дачу, расположенную посреди обширного сада, простиравшегося до самого моря. Дача была большая, но запущенная, но общее расположение участка мне понравилось. На углу висела вывеска «Дача продается», и я пошла внимательно все осматривать. Видя, что дача мне очень понравилась, Великий Князь Сергей Михайлович ее купил на мое имя, и в следующем году я уже в нее переехала на все лето». Она не только отремонтировала дачу, но и построила собственную электростанцию, что в те времена являлось большим новшеством.

Здесь же в 1902 году родился сын Матильды Кшесинской – Владимир.

После рождения сына она решила построить в Петербурге новый дом. В своих «Воспоминаниях» балерина рассказывала: «Мысль построить себе более удобный и обширный дом возникла у меня после рождения сына. В старом доме я могла ему уделить только одну комнату... Но мне хотелось его устроить так, чтобы он мог, когда станет взрослым, продолжать жить у меня в доме удобно. Кроме того, старый мой дом требовал уже столь капитального ремонта, что затраты не оправдались бы, а о перестройке и думать было нечего, он был слишком старый и ветхий. По мнению архитектора, было проще и дешевле снести старый дом и на его месте построить новый, согласно последней технике. Я предпочитала строить новый дом в более красивой части города, а не среди дымящих фабричных труб, как за последние годы стало на Английском проспекте. <...>

Из многих предложенных мне мест для постройки мой окончательный выбор остановился на участке на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, застроенном целым рядом маленьких деревянных домиков. Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик и по своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад».

Местоположение с видом на Троицкую площадь, на Неву, Петропавловский собор выбрано очень удачно. С левым берегом Невы  обеспечивал связь недавно открытый Троицкий мост.

В 1904 году Кшесинская купила два участка земли, на котором ранее находились два двора разных хозяев, и заказала проект и постройку очень известному в Петербурге архитектору Александру Ивановичу фон Гогену. Матильда Кшесинская принимала активное участие в разработке проекта, высказывая пожелания о расположении комнат и их внутреннем убранстве.

Фон Гогену представилась возможность воплотить свои творческие идеи в таком жанре архитектуры, как особняк. В те годы эти идеи были связаны с развитием нового стиля — модерна.

К характерным чертам модерна относятся: свободная планировка, отвечающая функциям здания; ассиметрия основных и второстепенных объёмов зданий; использование грубо обработанного камня в облицовке фасадов; орнамент, содержащий элементы флоры и фауны; использование символов в декоративном оформлении; майолика, мозаика, витражи, металл в оформлении фасадов и интерьеров.

Особняк Матильды Кшесинской, построенный в 1904 – 1906 гг. архитектором А.И.фон Гогеном – один из знаменитых памятников петербургского модерна. Особняк ассиметричен, цоколь здания облицован красным гранитом «скальной» фактуры, затем идёт серый гранит, его сменяет светло-серый кирпич-кабанчик. Фриз украшает тёмно-синяя майоликовая плитка. Архитектор активно использовал кованый металл: ажурная ограда, ворота, калитка, решётка балкона, накладные узоры на фасаде и стеклянных поверхностях зимнего сада.

Выше я писала, что характерной чертой модерна является использование орнамента, содержащего элементы флоры и фауны. В книге Т.К.Горышиной написано, что стиль модерн редко обращался к лаврам. Но если они и появлялись, то выглядели непохожими на себя и не являлись символом победы. А вот особняк Кшесинской «буквально усыпан лаврами – непременным атрибутом театральной славы. Венки и раскидистые ветви, перевязанные лентами, в ограде; лавры на эркере зимнего сада, на воротах, на стенах, под крышей…даже на решётках подвальных окон. Дом настолько «пророс» лаврами, что невольно заставляет вспомнить античную легенду о происхождении этого растения: нимфа Дафна, убегая от преследовавшего её Аполлона, обратилась за помощью к богам, и те обратили её в лавровое дерево».

Уникален был интерьер особняка, продуманный до последней детали. Особняк элегантен, изящен и романтичен одновременно.

Матильда Кшесинская очень сожалела, что недолго прожила в этом особняке, вложив столько души в его обустройство. Несомненно, красота зданий и улиц Петербурга, которые она видела с детства, оказали влияние на её эстетический вкус. Поэтому этот особняк так необычен. Вынужденная покинуть его после революции, оказавшись в эмиграции, она мечтала          вернуться в Петербург, с которым её связывали любовь к  городу, в котором она родилась, состоялась как выдающаяся балерина. Но увы, её мечте не суждено было сбыться.

Об особняке Кшесинской ходит много легенд. В своей поэме «Владимир Ильич Ленин» Владимир Маяковский с присущей ему прямолинейностью утверждал «Дом Кшесинской за дрыгоножство подаренный». Миф о том, будто Николай II преподнёс его в подарок своей любовнице, оказался довольно стойким. До сих пор поговаривают, будто из его подвала подземный ход ведёт под Невой до самого Зимнего дворца, чтобы император мог незаметно посещать балерину.

Жители Санкт-Петербурга и его гости, проходя мимо особняка, любуются его красотой и не могут сдержать своего восхищения.

Библиография

  1. Бобров В.Д., Кириков Б.М. Особняк Кшесинской «Белое и чёрное», СПб., 2000/ URL: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1414/
  2. Вареник О.П. Дача сокровищ… в Стрельне. Клад и любовь Матильды Кшесинской. СПб., 2001/ URL: http://inkpulp.narod.ru/strelna/
  3. Горышина Т.К. «Архитектурная флора Петербурга» / Издательство «Искусство СПб» - 2006.
  4. Зимина М.С. Санкт-Петербург. Архитектурные стили. – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 432 с.: илл.
  5. Кшесинская М. Воспоминания. – М.: ОЛМА Медиа Групп. 2014. – 304 с.: ил.
  6. Малышев В.В. Петербургский тайны.  Занимательный исторический путеводитель. – СПб.: НП «Международная Гильдия Мастеров», 2014. – 352 с.
  7. Маяковский В.В. Поэмы. Стихотворения. Серия «Школьная библиотека». Пермь, Кн. Изд-во, 1975. 237 с.
  8. Седов Геннадий. Матильда Кшесинская – Москва: АСТ, 2014. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Галина Уланова – великая балерина

Галина Сергеевна Уланова была великой русской балериной. Ее называли русским чудом, благодаря ее танцу зарубежная публика узнала о великом исскустве русского балета. Ее танец описывали "примерно так"....

Проект занятия«Огонь. Танец огня. Огненный танец» по программе дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно-эстетического направления.

Проект занятия по развитию выразительных (экспрессивных) движений. Блок «Стихии». Занятие 4. «Огонь. Танец огня. Огненный танец». В представленном занятии интегрируются все три направления ...

Поэтапное рисование балерины.

Пошаговая инструкция  с подробным проговариванием поможет детям в рисовании. Сначала делается набросок, затем поэтапно  прорисовываются все детали. Этот навык будет важной составляющей в уме...

Презентация "Выдающиеся русские балерины. Карсавина."

Этот материал может послужить дополнением при изучении темы "Балет" по музыке....

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...

Арт-объект по произведению Роальда Даля "Матильда"

Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается.В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед п...

Арт-объект по произведению Роальда Даля «Матильда»

ldquo;Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые...