Гендерные отличия детей, определяющие эффективность работы в классах начальной школы по программе «Бальная хореография»
статья на тему
Данная статья призвана помочь учителям ритмики и хореографии в работе с классами начальной школы по программам "Баьная хореография"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гендерные отличия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №90
Выборгского района Санкт- Петербурга
Гендерные отличия детей,
определяющие эффективность работы
в классах начальной школы по программе «Бальная хореография»
Короткова Н.Ф.
учитель хореографии
Санкт-Петербург
2014
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время в системе российского образования воспитанием и обучением детей занимаются преимущественно женщины, процент же мужчин ничтожно мал (не превышает 7% от общего числа). В связи с этим педагогический процесс строится исходя из особенностей протекания психических процессов, таких как память, внимание, восприятие, мышление, воображение и физиологических процессов – устойчивость нервной системы, особенности деятельности головного мозга и т.д. ориентируясь в большей степени на девочек, нежели на мальчиков.
В связи с этим целью данной работы стало выявление гендерных отличий детей для повышения эффективности работы на уроках бальной хореографии в начальной школе.
В том, что мужчины и женщины отличаются друг от друга, ни у кого сомнений не вызывает. Но в чем же это отличие? Дело в том, что, так уж заложено в мироздании, для продолжения рода самок нужно намного больше, чем самцов. Поэтому самки как бы более ценный материал и он не подвергается экспериментам со стороны природы. Они передают своим потомкам те признаки, которые необходимо закрепить. Но, и это тоже не подлежит сомнению, если в биологический вид не попадает никаких новых вливаний извне – он погибает. Если меняются условия среды обитания, то требуются и новые свойства и качества для выживания вида. Поэтому самцы и являются этой самой экспериментальной базой, позволяющей легко терять старое, ненужное, и приобретать то новое, что может в дальнейшем пригодиться. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс. Так, у мужчин больше полезных и вредных мутаций. Среди мальчиков больше детей с глухотой, косоглазием, заиканием, задержкой психического развития. Но при этом среди них больше и одаренных детей.
Поэтому не удивительно, что более «одинаковые» девочки более удобны для работы учителей-женщин, чем такие разнообразные мальчики. По большому счету мальчики вызывают раздражение большинства педагогов тем, что те не знают, что с ними делать, не понимают отличий полов. Зачастую учителям кажется, что все, что делают мальчики, они делают из вредности и невоспитанности. Но так ли это на самом деле? Двадцатилетний опыт работы с детьми показал, что мальчики и девочки – два разных мира. Но причины разительных отличий долгое время оставались для меня загадкой. Я искренне не понимала, как можно не услышать задание с пятого раза, почему мальчики так шумят, зачем им обязательно нужна компания и т.п. Теперь же многое встало на свои места. Так что же именно отличает мальчиков и девочек?
Современное общество значительно стерло границу чисто мужского и чисто женского. Стереотипы полового поведения изменились. Практически не осталось исключительно мужских или женских профессий. Девочки часто играют с машинками и пистолетиками; мальчики в куклы не играют, но с удовольствием возят детские колясочки. Современная одежда представляет собой стиль «унисекс». Общество и люди в нем становятся андрогинными, т.е. в характере сочетаются как мужские, так и женские поведенческие стереотипы. Все это, в итоге, дает возможность реализовать себя как личность каждому, вне зависимости от того, насколько в нем представлены типичные половые черты. Но из-за всего этого детям достаточно сложно перенять ту модель поведения, которая свойственна именно их полу. На уроках ритмики это проявляется в том, что роль ведущего партнера часто принимают на себя девочки. Во время уроков мною подчеркивается ведущая роль мальчика в паре. Даются специальные упражнения на ведение. Мальчик – это «рамка», а девочка – «картина», и какая бы красивая она ни была, кривая рамка может испортить все впечатление; в то же время она может скорректировать недочеты «картины».
Нейрофизиологами давно выявлена разница в возможности одновременной работы правого и левого полушарий головного мозга. Замечено, что женщина может делать несколько дел одновременно, практически равномерно распределяя свое внимание. Это позволяют соединения между правым и левым полушариями мозга, которых у женщин значительно больше из-за женских гормонов эстрогенов. Мужчина же, если от него потребовать запомнить, например, чем ему надо будет пообедать в ваше отсутствие в то время, когда он хоть краем глаза смотрит телевизор – все: считайте, что ваш муж остался голодным.
В работе с детьми это свойство особенно важно учитывать и в силу незрелости структур головного мозга. Поэтому сначала идет медленный показ с достаточно подробным словесным объяснением, и только затем предлагается повторить самим.
Нами, женщинами, замечена еще одна странность мужского поведения: то они ходят и ворчат, что кто-то спрятал их какую-либо вещь, хотя мы и боковым зрением видим, что она перед его носом. Эта раздражающая невнимательность на самом деле легко объясняется офтальмологами: периферическое зрение, позволяющее видеть слева, справа и даже сзади, у женщины развито значительно лучше, чем у мужчины. То есть у него оно вообще не развито, и он хорошо видит только вдаль. Поэтому при показе движений необходимо следить, чтобы все мальчики были развернуты лицом к преподавателю, тогда как девочки могут стоять и вполоборота.
С точки зрения эволюции мужчины как добытчики наделены поисковым поведением: они склонны к освоению новых пространств, в то время как женщины – к сохранению и обустройству уже имеющегося. Игры девочек располагаются в зоне ближнего зрения (бусинки, куклы и др.). Игры же мальчиков требуют большого пространства. И если им не хватает места в горизонтальной плоскости, то в ход идет вертикальная: деревья, лестницы. Отмечено, что мальчики с большей охотой принимают обсуждение в постановке танцевальных разводок, тогда как девочки уделяют большее внимание отработке деталей в паре.
Психологами отмечено, что склонность мальчиков к творчеству значительно выше, чем у девочек. На практике же новые фигуры при составлении новых композиций предлагаются в основном девочками, а вот мальчики «отвечают» за их логичность, последовательность. Таким образом мальчики проявляют большую критичность.
Мы знаем, что мужское содружество более крепкое чем женское, что породило множество анекдотов на тему мужской и женской дружбы. Но чем это вызвано? На самом деле мужчины просто более конформны, то есть более зависимы от мнения окружающих его людей. Для них самостоятельность является оторванностью от группы, ожиданием негативного отношения к себе. Поэтому мальчики, прежде чем выйти на сцену для показа какого-либо танцевального движения, всегда оглядываются в поисках поддержки товарищей, и если не находят ее, то уговорить их довольно сложно. Да и не нужно, т.к. в таком случае мальчик, хоть и выполнит показ, но будет при этом кривляться, как бы показывая, что он не очень-то и хотел и сам был против.
Еще одно значительное отличие девочек и мальчиков – повышенная активность последних с нашей, женской точки зрения. Иногда во время интенсивных занятий я вижу, что дети уже буквально валятся с ног. Тогда, естественно, детям предлагается немного отдохнуть. Девочки в изнеможении опускаются на скамейки, а мальчики… А мальчики начинают носиться по залу друг за другом. Естественно, что в таком случае мне казалось, что дети не слишком устали и можно продолжать занятие. Но, оказывается, даже в состоянии покоя у мальчиков мышечный тонус выше, чем у девочек. Поэтому отдых для них – это не просто отмена нагрузки, но ее смена, переключение работы мышц.
За годы работы выявилась удивительная закономерность: самые шумные, непоседливые мальчики, как правило, и самые танцевально одаренные. Наверное, дело в том, что у таких детей отсутствует внутренняя закрепощенность, они не боятся внимания к себе со стороны публики, более артистичны. На таких детей на паркете приятно посмотреть. Но сколько же надо сил и понимания, чтобы вытерпеть этих, таких «неудобных» в работе, мальчиков.
В целом нужно сказать, что хотя мальчиков и девочек называют одним общим бесполым словом «дети», они требуют к себе зачастую диаметрально противоположного подхода. Но, конечно, самое главное – это любить их вне зависимости от их половой принадлежности. Только тогда им можно будет привить интерес к танцевальному искусству и добиться желаемого результата.
Литература:
- Гоедакян В.А. Два пола: зачем и почему? – СПб., 1992.
- Гостюхина Е. Странности мужской души. // АиФ. Семейный совет, 2004, №4.
- Гулай Д. Подняться над полом. // Огонек, 2005, №23.
- Еремеева В.Д. Мальчики взрослеют по-своему. // АиФ. Семейный совет, 2005, №7.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – СПб., 2001.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – Москва, 1993.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж: МПСИ, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...
Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Проблема «умение учиться» у учащихся волнует каждого учителя начальной школы. И решить эту проблему на уроках мне помогает использование групповых форм работы. Известно, что ум...
Эффективные приемы работы в начальной школе
Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности. В.А.Сухомлинский...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует подде...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока....