Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
статья
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_formy_raboty.odt | 26.98 КБ |
formy_i_metody_otsenivaniya_v_sovremennoy_nachalnoy_shkole.odt | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение, и пр.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Что такое современный урок? Эта проблема, которая стоит перед нами, учителями. Что важнее содержание или форма проведения урока?
Многое делается для того, чтобы с первых минут начала урока овладеть активным вниманием учащихся, создать позитивный настрой.
С этой целью каждый учитель сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке.
Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного усвоения.
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
Именно поэтому возникла необходимость применения во время преподавания школьных предметов таких форм и методов, которые возбуждают творчество учащихся, создают атмосферу раскрепощенности, эмоционального полета, привлекают внешкольные интересы и увлечения детей в учебный процесс.
Нестандартные уроки отличаются от стандартных тем, что в них обязательно участвуют все ученики. Их правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, которые не интересуются тем или другим предметом, эти уроки могут стать исходной точкой в возникновении этого интереса. Однако нельзя забывать, что главным в проведении любого урока является обучение.
Основой нестандартных уроков в начальной школе является практическая работа, дидактическая игра или интрига, которая сближает учебную деятельность с основным видом деятельности младших школьников- игрой, произвольное внимание детей переключает на учебный процесс, на решение учебной задачи, способствует приобретению более крепких и сознательных знаний, умений и навыков. Такие уроки помогают учителю разнообразить работу учащихся, снимают напряжение от учебной деятельности, переключают внимание учащихся, способствуют развитию умственной активности детей, что активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. На таких уроках дети с удовольствием преодолевают значительные трудности и тренируют свои силы.
Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении. На уроках следует иногда усложнять игры, в которые дети играют с детства за счет увеличения и изменения текста, для того, чтобы закрепить знания нужных конструкций или определенного лексического материала. Для учащихся проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны.
Какое же значение имеет игра?
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
На своих уроках часто использую игровые моменты, например на уроках математики с целью закрепления навыка счета, состава чисел, нумерации, а также закрепления различных случаев сложения и вычитания т.д. проводится игры с мячом, «Живые цифры», «Засели соседей», «Молчанка», «Волшебный сундучок» и т.д. Яркими и интересными становятся на уроках сюрпризные моменты, например, на одном из уроков математики в 1 классе, детям нужно было разгадать название страны, а чтобы это сделать необходимо было подобрать ключ к дверце за которой и пряталось название (детям был предложен графический диктант, что они с радостью приняли и в итоге у всех получился ключик)
Очень интересно проходят уроки-путешествия по станциям, задания дети выполняют с большим интересом. Урок-путешествие также позволяет разнообразить виды учебной деятельности.
Он помогает постоянно поддерживать мотивацию деятельности ребенка на уроке. Похвала, поддержка учителя и одноклассников, соревновательный момент, отсутствие напряжения во время урока стимулируют ребенка больше узнать, дают радость от активного действия и пробуждают интерес к изучаемому материалу.
Наличие эмоциональных разрядок (шутка, поговорка, загадка, ребус, небольшое стихотворение, звуки природы и др.) создают благоприятный климат для усвоения материала.
Уроки, которые основываются на сказочных сюжетах и загадках, служат захватывающим материалом для раздумий. В загадках обычно указываются определенные свойства объектов, по которым отгадывают и сам объект. Загадки- это своего рода логические задачи на определение объекта по его определенным признакам. Сказочные сюжеты и герои любимых сказок привлекают внимание учащихся к предложенным заданиям, вызывают интерес в их решении, стимулируют и оживляют работу на уроке.
Уроки- практические работы способствуют развитию и воспитанию графических и вычислительных навыков и умений, помогают вырабатывать практические навыки пользования чертежными принадлежностями, дают возможность осознать суть разных величин, которые изучаются в начальной школе, и отношений между ними в ситуациях, приближенных к жизненным.
Формы и методы работы, которые применяют на нестандартных уроках, должны взаимно дополняться другими методами и приемами учебно-воспитательной работы. Это поможет обеспечить целесообразность изменений в деятельности младших школьников, поддержать интерес к материалу, который изучается, сосредоточить внимание детей на выполнение познавательных действий, предотвратить гиподинамию, избежать утомляемости, которую вызывает интеллектуальная работа.
Нестандартные уроки активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким.
А значит, использование нестандартных уроков способствует:
-повышению общей просвещенности детей;
-углублению знаний детей;
-расширению кругозора учащихся;
-проверке знаний учащихся в игровой и увлекательной форме;
-снятию утомляемости учащихся;
-активному развитию познавательных интересов учащихся.
Таким образом, нестандартные уроки заслуживают право дополнять традиционные уроки, которые педагоги используют в своей практической деятельности.
Список использованной литературы.
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа2004 № 4.
- Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс “Развивающие игры с элементами логики” для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. (2006, № 2(3)).
- Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. (1997, № 2)
- Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках //
Начальная школа.( 1997.( № 6. - Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе//Издательство “Учитель”. (2003)
- Сайт в Интернете http://festival.1september.ru/articles
- Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга» изд-во Учитель», 2008. – 224с.
- О.С. Локтева «Игра как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению».
- А.И. Максаков «Учите, играя».
- Сайт в Интернете http://old.ineu.edu.kz/kz/activity/obrazovanieiinn
Предварительный просмотр:
Формы и методы оценивания в современной начальной школе.
Процесс оценивания деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
- Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
- Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Принципы современной системы оценивания:
- в центре оценивания – ученик;
- учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Цель оценивания – улучшать качество учения.
Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.
Оценивание также является и результатом, показателем,на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В своей работе я использую критериальные модели оценивания:самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.
Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В начальной школе дети очень любят оценивать себя.Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои 4-классники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке:
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
Критерии оценки | На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5) | Оценка учителя |
1. готовясь к уроку дома, я поработал на … | ||
2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на … | ||
3. я выполнил письменное задание на … | ||
4. я работал со словарём на … | ||
5.я использовал дополнительный материал на … | ||
6. я подготовил устное задание на … | ||
7. моё участие в работе на уроке можно оценить на … | ||
8. моя реальная отметка за урок | ||
9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … | ||
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: | ||
1. быть внимательнее на уроке | ||
2. активнее работать на уроке | ||
3. сразу просить объяснить то, что непонятно | ||
4. получить консультацию учителя | ||
5. воспользоваться помощью товарищей | ||
6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома | ||
7. другое |
Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения
Что делаем на уроке | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились. | Дополнение учителя к оценке |
| ||
| ||
| ||
| ||
6. Общий итог по уроку. |
Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Задание | Правильность выполнения | Оценка о выполнении (!, +, –) | |||||||||
« Посчитай» | |||||||||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | |||||||
«Подумай и сравни» |
Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
Ф.И. | ||||
Задание по русскому языку | ||||
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное | ||
Ст…ной | ||||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы обучающегося | «!» - всё правильно «+» - есть ошибки, но сам исправил «-» - не выполнил задание | Оценка учителя |
Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.
Лист самооценки творческого дела
Ф.И. ученик ___________________
Необыкновенный результат, его будет сложно повторить | ||||
Очень доволен, так как результат отличается от обычного | ||||
Доволен, похоже на то, что делаю обычно | ||||
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.
Лист взаимооценки выразительного чтения
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя |
Названы автор и заглавие произведения | ||
Передано настроение автора и героя | ||
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | ||
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний | ||
Выбран необходимый темп чтения | ||
Текст прочитан с необходимой громкостью | ||
Удачно нарисован голосом словесный образ…. | ||
Слушателям понятно то, о чём было прочитано |
Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы ______________________________
Фамилия и имя__________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
01 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лист оценки работы в группе над проектом
По каждомупункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.
Критерии самооценки | |||||||
1 | Мы тщательно изучили тему проекта | ||||||
2 | Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы | ||||||
3 | Мы распределили обязанности участников проекта | ||||||
4 | Мы провели исследование по теме проекта | ||||||
5 | Каждый участник команды участвовал в сборе информации | ||||||
6 | Мы умеем работать в группе | ||||||
7 | Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта | ||||||
8 | Мы правильно распределили время работы над проектом | ||||||
9 | Мы научились анализировать свои действия | ||||||
10 | Мы научились представлять результаты своего труда | ||||||
11 | Мы научились создавать презентации для представления проекта | ||||||
12 | Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта | ||||||
13 | Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет | ||||||
14 | Мы научились защищать свой проект перед аудиторией | ||||||
Итого (балл) |
В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.
Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.
Карточка взаимооценивания результатов работы в группе
Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.
Задание 1: соотнеси тексты и их заголовки | Задание 2: задай 3 вопроса по содержанию текста | Задание 3: ответь на вопросы одноклас- сников | Задание 4: выскажи свое мнение по данному вопросу | |||||
текст1 | текст2 | текст3 | вопрос1 | вопрос2 | вопрос3 | количество правильных ответов | задание выполнено + задание не выполнено - | |
ученик 1 | + | - | + | + | + | - | + + | + |
ученик 2 | + | + | - | + | - | - | + + + | + |
ученик 3 |
1 «+» = 1 балл
9-10 баллов - отметка «5»
7-8 баллов – отметка «4»
5-6 баллов – отметка «3»
менее 5 баллов – Отметка «2»
В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей.
Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат.В любой момент ученик может улучшить свои достижения.
Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения, а также достижения своих одноклассников.
В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.
Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.
1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...
- Мнебольшевсегоудалось...
- А особенноудалось...
- Что я получил от этого урока, мероприятия?
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь похвалить учителя?
2. Мои достижения на уроке...
Сегодня на уроке я (мне):
- научился...
- былоинтересно...
- былотрудно...
- моиощущения...
3. Урокпривлекменятем ...
- показалсяинтересным...
- взволновал...
- заставилзадуматься...
- навелменянаразмышления...
4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими
заданиями;
- онилегчеостальныхзаданий;
- затрудняюсьответить.
5. «Состояние моей души».
Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Д | ||||
Г | Комфортно | |||
В | Уверен в своихсилах | |||
Б | Хорошо | |||
А | Плохо |
Крайнескверно
6. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил;
Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?
Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся.Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.
Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".
Конечно, проблемы с процессом оцениванияесть у всех. В первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока
Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...
Нестандартные формы обучения в начальной школе - путь к повышению уровня компетентности обучающихся
Для развития интеллекта обучающихся, их творческих способностей, формирования эмоционального настроя урока нужно шире использовать нестандартные формы обучения....
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч...
Нестандартные техники рисования в начальной школе в условиях ФГОС
Конспект внеклассного занятия по изобразительнолму искусству. Рисование мыльными пузырями...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует подде...