Логические пятиминутки
учебно-методический материал на тему

Cафронова Галина Леонидовна

Логические пятиминутки могут быть использованы на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskaya_pyatiminutka.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

«Логическая пятиминутка» (вводная)

Цель: способствовать формированию целостного представления о синтезе, как способе познания.

Сегодня мы будем учиться овладевать инструментом правильного логического мышления – синтезом.

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему велению, по моему хотению.

2. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

3. Раз, два, три. Горшочек, вари!

4. Кара-барас.

5. Крекс, фекс, пекс.

Ответы: 1. Емеля. Русская народная сказка «По щучьему велению». 2. Иванушка-дурачок. Русская народная сказка «Сивка – бурка». 3. Девочка. Бр. Гримм. Горшок каши».

4. Мойдодыр. К Чуковский. «Мойдодыр». 5. Буратино. А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

        Что помогло отгадать название сказки, автора и героя? Вы мысленно соотнесли слова и героя сказки, вспомнили персонажей этой сказки и объединили их в одно целое. Так вспомнились название и автор сказки.

        Такое мысленное объединение частей в одно целое называется синтезом.

«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной

«Логическая пятиминутка» (вводная)

Цель: способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе, как эффективных способах  познания.

Запишите слова из словаря в две группы, учитывая тему «Состав слова» :

забота, завтрак, загар, заголовок, закат, замысел, занавес, запад, засеять.

        По какому признаку распределили слова? В одну группу нужно записать слова с приставками, во вторую – без приставок.

загар                                           забота

заголовок                                   завтрак

закат                                           запад

замысел

занавес

засеять

        Что помогло вам правильно выполнить задание? В каждом слове нужно было выделить корень, определить, есть ли приставка. Сначала мы анализировали каждое слово, затем в одну группу объединили все слова с приставками, а во вторую – без приставок, т.е. провели синтез.

        Умение выполнять анализ и синтез поможет решать и более сложные проблемы.

«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

        Цель: Способствовать овладению умением 3.1.1. Определять объект анализа и синтеза, то есть ограничивать вещь и процесс от других вещей и процессов.

        Отгадайте загадку:

        Согнута в дугу, летом на лугу,

        зимой на крюку.

                                       (коса)

        Определите составные части этого объекта.

        Большой кривой нож для подрезки травы на сено, закреплённый на ручке.

        А кто может назвать другие составные части?

        Собранные у затылка и заплетённые из трёх прядей особым образом длинные волосы.

        Длинная песчаная отмель идущая клином у берега.

        Слово одно, а составные части у объекта, который оно обозначает, разные. Почему?

        Конечно, одним словом назвали разные объекты: причёску, инструмент, отмель.

        Выводы: Необходимо запомнить, что при изучении объекта очень важно точно его определить, то есть ограничивать от других объектов, которые могут иметь очень похожее название. Иначе может произойти то, что случилось с героями в стихотворении, которое сочинил ваш товарищ Алексеев Владимир:

-  Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

Я велел чудакам принести

Две хороших и длинных косы,

Чтобы траву у дома косить.

Вот пришли чудаки на базар,

Продают на базаре товар.

Тут увидел чудак две косы,

Две отличных и рыжих косы

За спиной у девицы-красы.

Достаёт тут чудак острый нож-

Он огромный, на саблю похож.

Чик, чик, чик, и домой унесли

Две отличных и рыжих косы.

Визгу было на целый базар,

Побросали все люди товар.

Еле ноги от них унесли,

Но отличные косы спасли.

- Что наделали вы, чудаки?

- Сэкономили мы пятаки!

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения 3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точки зрения, с которых будут определяться существенные признаки объекта.

        Ребята, отгадайте загадку:

        Увидев на клумбе прекрасный цветок,

        Сорвать я его захотел.

        Но стоило тронуть рукой стебелёк,

        И сразу цветок улетел.

                                                  (Бабочка)

        Объект, который назван этим словом, мы рассмотрим сегодня на «пятиминутке». Проанализируйте этот объект, назовите его составные части.

        Для правильного анализа важно не только верно определить объект анализа, но и установить точку зрения, с которой мы этот объект будем рассматривать.

        Если посмотреть на него с точки зрения окружающего мира, то мы проанализируем его таким образом:

бабочка- насекомое, в развитий которого есть различные стадии (яйцо, личинка, куколка, бабочка). Бабочка состоит из головки, туловища, четырёх крылышек, шести лапок.

        Если посмотреть на этот объект с точки зрения русского языка, изучая тему «Состав слова», то слово «бабочка» будет состоять из основы бабочк- и окончания –а.

        Вывод: Объект один, а результаты анализа разные, то есть у объекта может быть несколько аспектов рассмотрения. В зависимости от аспекта рассмотрения в одном и том же объекте могут устанавливаться различные компоненты.

«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения 3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точки зрения, с которых будут определяться существенные признаки объекта.

        Посмотрите на образец.

                         

Какие буквы наложились одна на другую? (Х,Ж,С)

        Какая из этих букв лишняя?

1. Х, так как буквы Ж и С имеют пару по глухости-звонкости, а буква Х не имеет звонкой пары.

2. Ж, так как буквы Х и С обозначают глухой звук, он может быть мягким и твёрдым, а буква Ж может обозначать звонкий и глухой согласный звук, но звук её всегда твёрдый, у Ж нет мягкой пары.

        Получились разные варианты, хотя был один объект исследования. Это потому, что использованы два разных аспекта исследования. В первом случае рассматривались буквы с точки зрения обозначения глухих и звонких звуков. Во втором случае рассматривали буквы с точки зрения обозначения твёрдых и мягких звуков.

        Вывод: От того, как мы определим аспект изучения объекта, будет зависеть какие существенные признаки мы определим.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной   

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.3. определять компоненты объекта ( т.е. составные части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.

Каждый объект имеет свой компонентный состав. Необходимо помнить, что определение тех или иных компонентов объекта во многом зависит от точки зрения его изучения, описания.

В зависимости от точки зрения, с которой изучается определённый объект, у него могут быть установлены различные составные части.

На доске вы видите изображения животных: кречет, серый журавль, кулик, лемминг, песец, чайка, тюлень, кайра, кедровка, соболь, бурундук, рябчик, шмель, кузнечик, пустельга, дрофа, хомяк, суслик. Нужно разделить их на группы, указав, с какой точки зрения вы рассматривали этих животных.

Итак, с точки зрения места обитания в этой совокупности животных можно определить такие компоненты: животные тундры, арктических пустынь, тайги и степи. А можно разделить животных по другому признаку: птицы, звери, насекомые. Кто-то выделит компоненты по типу питания: хищники, травоядные.

Главное, мы должны запомнить: компонентный состав – это составные части объекта, которые можно выделить и назвать, определить их свойства и назначение каждой части, выяснить отношения между частями.

 «Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.3.  Определять компоненты объекта (т. е. составляющие части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.

Ребята, вы знаете, что для правильного анализа имеет значение не только верное определение объекта анализа, но и установление точки зрения, с которой мы этот объект будем рассматривать, изучать, исследовать.

На доске записаны слова: сёстры, петь, дочь, сын, дорогой, ночью, день, полем, рожь, туч, тень, далеко.

Выпишите те слова, которые являются:

1) существительными;

2) стоят в форме именительного падежа;

3) относятся к именам существительным 3 склонения.

Какие слова войдут в эту группу? К первому пункту относятся все слова, кроме слов петь, ночью, далеко, дорогой. Но если следовать второму пункту, то подходят только слова дочь, сын, день, рожь, тень. Третье условие позволяет выбрать лишь слова дочь, рожь, тень. Только они подходят, исходя из условий.

Вывод: В зависимости от точки зрения, с которой мы будем рассматривать объект, зависит, из каких компонентов он состоит.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

Качественное описание –это определение свойств компонентов объекта. Свойства –это особенность, которая характеризует объект или его компоненты, но не является их составной частью и проявляется в отношениях с другими объектами или компонентами. Количественное описание – это определение соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу.

Все объекты обладают определёнными признаками – тем, в чём объект сходен с другими объектами или отличен от них. Признаками объекта являются его компоненты, отношения с другими объектами, свойства. Совокупность свойств объекта называют его  характеристикой. Чем мы лучше изучаем объект, тем больше обнаруживаем у него свойств.

Игра «Узнай, что это?»

1. По назначению (мебель для спанья), по форме (длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрас); по материалу, из которого изготовлен ( может быть деревянной, металлической) Кровать

2. По назначению (орудие для копания земли, насыпания, сгребания чего-либо); по форме (с длинной, обычно деревянной ручкой и широким плоским (металлическим или деревянным) концом) Лопата

3. По назначению (продукт питания); по составу и цвету (белая жидкость); получение (от коров, коз и некоторых других животных) Молоко

Вывод: определить объект можно только по совокупности его свойств.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

Сегодня мы будем определять объект по его свойствам.

Игра «Угадай, кто это?»

Один ученик описывает животное, подбирая для этого прилагательные, а учащиеся узнают, кто это. Например, рыжая, хитрая, хищная. (Лисица)

Игра «Узнай товарища»

Дети описывают товарища, а один учащийся должен узнать его по описанию.

Вывод: По существенным признакам объект можно отличить от других объектов.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

 

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

Задание1 На карточках записаны слова в два столбика. Соедините существительные левой части с подходящими прилагательными из правой части.

зима                                                  суровая

воздух                                              ажурные

снежинки                                         свинцовые

тучи                                                  узорчатые

небо                                                  снежная

                                                          тяжёлые

                                                          чистый

                                                          хмурое

                                                          вьюжная

                                                          серое

                                                          свежий

                                                          обжигающий

                                                          снеговые

                                                          серебристые

                                                          морозная

                                                          долгожданная

Прочитайте прилагательные, не называя существительное, ребята попробуют отгадать его.

Суровая, снежная, вьюжная, морозная, долгожданная (зима)

Чистый, свежий, обжигающий (воздух)

Ажурные, узорчатые, серебристые (снежинки)

Свинцовые, снеговые (тучи)

Хмурое, серое (небо)

Задание2  Какое слово могут определять следующие прилагательные:

- томатный, желудочный, яблочный – сок

- родной, деревянный, многоэтажный – дом

- разделительный, дорожный, мягкий – знак

- смородиновое, сладкое, яблочное – варенье

- шоколадная, сливочная, карамельная – конфета

- зимнее, раннее, морозное – утро

- низкий, высокий, хриплый – голос

- ржаной, белый, чёрный – хлеб

- вопросительное, восклицательное, повествовательное – предложение

Вывод: Услышав описание объекта, его признаки, вы угадали объект.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

Отгадайте загадки:

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

Она варилась долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи. (Руда)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он чёрный, блестящий,

Наш помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Без неё мы не поедем

На такси или мопеде.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

Как вы догадались, о каком полезном ископаемом идёт речь? По перечисленным признакам. Каждый объект имеет множество признаков. В загадках подчёркиваются существенные признаки полезных ископаемых.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.5. Определять пространственные отношения компонентов объекта, т. е. устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один подле другого.

Анализ объекта будет неполным, если среди его признаков не будут указаны отношения. Все объекты находятся в определённых отношениях между собой.

- Можете ли вы себе представить, что на берегу Северного Ледовитого океана растут пальмы? А белого медведя на берегу Чёрного моря?

Каждое растение и животное приспособилось к обитанию в определённом месте, оно привыкло к необходимому для него климату.

Почему на одних территориях всегда жарко, на других – всегда холодно, а на третьих – погода меняется?

Всё, что происходит на поверхности Земли, зависит от тепла, которое планета получает от Солнца. Когда Земля вращается вокруг своей оси, то часть территорий, находящаяся в районе экватора, освящается ярче и получает больше тепла. Лучи в районе экватора падают на Землю почти отвесно. И так происходит весь год. Это тропический пояс. Чем дальше от экватора к северу и к югу, тем холоднее становится. Далее располагаются субтропические и умеренные леса. Климат постепенно меняется, становится более холодным. И всё это можно объяснить расположением относительно экватора.

Вывод: Чтобы дать точную характеристику объекта, необходимо научиться устанавливать пространственные отношения между объектами.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.5. Определять пространственные отношения компонентов объекта, т. е. устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один подле другого.

На прошлом занятии мы узнали о том, что при изучении объекта огромное значение имеет установление пространственных связей.

На карте природных зон России видны несколько природных зон. Чем они отличаются друг от друга? На разных территориях разные климатические условия, растут разные растения, обитают разные животные. Особенности той или иной природной зоны зависят от удаления её от экватора. Чем севернее от него, тем суровее климат.

Расположите по порядку природные зоны от экватора и дайте краткую характеристику климата.

экватор

пустыни

степи

леса

тундра

арктические пустыни

Чем южнее, тем выше солнце поднимается над линией горизонта, тем сильнее прогревает землю.

Вывод: важным признаком изучаемых объектов являются пространственные отношения между объектами.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один подле другого.

Когда мы анализируем объект, очень важно определять не только пространственные отношения между компонентами, но и устанавливать временные отношения между ними. Временные связи порождают существование объектов один подле другого. Например, вчера – сегодня – завтра, бабушка – мама – дочка и др. Времена года, дни недели идут в строгом порядке друг за другом и характеризуются определёнными признаками.

Важно помнить об этом при составлении сложноподчинённых предложений.

Составьте из двух простых предложений одно сложноподчинённое с союзом «потому  что».

Кате подарили книгу.  У Кати день рождения.   ( Кате подарили книгу, потому что у неё день рождения.)

Взошло солнце.  Стало тепло. (Стало тепло, потому что взошло солнце.)

Грачи прилетели.  Пришла весна. (Грачи прилетели, потому что пришла весна.)

Ребята  пошли купаться.  Был жаркий день.(Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день.)

При изучении объекта нужно помнить о временных связях, в которых он находится.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один подле другого.

Сегодня мы будем учиться  определять последовательность событий во времени.

Решите задачу: В соревнованиях по бегу Антон, Кирилл и Слава заняли первые три места. Кирилл занял не второе и не третье, а Слава – не третье. Кто прибежал первым? Кто вторым? Кто последним?

1 – Кирилл

2 – Слава

3 – Антон

Вывод: Временные отношения компонентов объекта – это последовательность событий во времени.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение 3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один подле другого.

Для того, чтобы решить некоторые задачи, необходимо уметь устанавливать временные отношения между объектами.

Например, однажды на школьном дворе встретились пять мальчиков. Они быстро познакомились и стали спрашивать друг друга, сколько кому лет. Оказалось, что Гриша младше Феди, но старше Васи. Федя младше Коли, а Данила младше Васи. Сколько лет каждому, если им 6, 7, 8, 9 и 10 лет. Кто старше всех, кто младший?

6 – Даниле, он младше всех

7 – Васе

8 – Грише

9 – Феде

10  -  Коле , он старше всех

Вывод: При глубоком и всестороннем изучении объекта  необходимо учитывать временные связи.

«Пятиминутка» составлена  учителем ГОУ СОШ ЗАО №1726

Сафроновой Галиной Леонидовной 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические пятиминутки на уроках математики в 4 классе

Практические разработки по организации внутришкольной методической работы, способствующей росту профессиональной компетентности педагогов и созданию учебно-методического сопровождения развития учебно-...

Логическая пятиминутка

Презентация "Логическая пятиминутка" содержит набор заданий для учащихся младшей школы на развитие логического мышления....

логические пятиминутки в начальной школе

Формирование учебно-логических умений...

Логические пятиминутки

"Логические пятиминутки" являются малой формой организации целенаправленного развития учебно-логических умений учащихся младших классов...

Логические пятиминутки

Презентация логических пятиминуток....

«Логические пятиминутки, как средство формирование учебно-логических умений младших школьников».

Формирование учебно-логических умений младших школьников – важная часть целостной внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструмен...

«ЛОГИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Содержание   Введение3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 91.1. О формировании познавательных УУД у младших школьников в...