логические пятиминутки в начальной школе
консультация на тему
Формирование учебно-логических умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_pyatiminutki.docx | 30.26 КБ |
logicheskiie_pyatiminutki.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – стандарт) провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию" (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
Разработчики стандарта признают: "Близкими по значению понятию "универсальные учебные действия" являются понятия "общеучебные умения", "общепознавательные действия", "общие способы деятельности", "надпредметные действия". Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным"
Классификация общеучебных умений школьников (Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др.: 2-е изд. М., 2009. – Примеч. авт.), разработанная Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым, конкретизирует рамочную по своей сути программу универсальных учебных действий и объединяет общеучебные умения в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения. В данной статье мы подробнее остановимся на развитии учебно-логических умений обучающихся.
В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений:
изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную разработку целостного учебно-методического комплекса;
усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов;
гармоничное сочетание первого и второго подходов.
Очевидно, что наиболее перспективным является третий подход. В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся 4-х классов в рамках данного подхода мы выбрали ежедневное проведение "логических пятиминуток". Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что "пятиминутки" не требуют разработки и утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.
На наш взгляд, "логические пятиминутки" как малая форма организации процесса обучения позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с младшими школьниками, не меняя учебный план, не увеличивая нагрузку на детей.
Виды "логических пятиминуток" по назначению:
"стартовые" – объясняют обучающимся, что, зачем и как будет изучаться;
"вводные" – открывают освоение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т. д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся;
"инструктивные" – представляют обучающимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения;
"тренинговые" – последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логические умения в соответствии с программой общеучебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство "логических пятиминуток";
"мониторинговые" – направлены в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений. Роль этих "пятиминуток" могут выполнить "тренинговые пятиминутки", когда учитель убеждается, что со всеми заданиями дети успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений;
"финишные" – побуждают детей к осмыслению проделанной работы.
ыследеятельность школьников в границах "пятиминуток" должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. При этом учителю необходимо стремиться предлагать учащимся материал для наблюдения и групповых обсуждений, а не давать готовую текстовую информацию.
Умения младших школьников, развиваемые "логическими пятиминутками"
"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
Таким образом, в качестве предмета "логических пятиминуток" выступает группа учебно-логических умений:
анализ и синтез;
сравнение;
обобщение и классификация;
определение понятий;
доказательство и опровержение.
Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез – способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Для того чтобы изучить строение самолета, надо сначала подробно ознакомиться с каждой его частью в отдельности. Но для полного и глубокого понимания значения и роли каждой части машины одного анализа мало. Самолет – это механизм, в котором части действуют как одно целое. Это требует изучения составных частей самолета во взаимодействии. Следовательно, необходимо восстановить посредством синтеза расчлененное анализом целое.
«Логическая пятиминутка» № 1 (стартовая)
Цель: Способствовать пониманию учащимися сути и назначения «логических пятиминуток».
В мультфильме «Зарядка для хвоста» Мартышка, Слонёнок, Попугай, и Удав занимались зарядкой, гимнастикой. Для чего они это делали? (чтобы быть сильными, ловкими, здоровыми).
И мы с вами тренируемся, тренируем свой ум. В этом учебном году мы постараемся каждый день на различных уроках проводить «логические пятиминутки». Они станут своеобразной гимнастикой для нашего ума.
Во время этих «логических пятиминуток» мы будем с вами учиться правильно, последовательно мыслить: анализировать и находить в изучаемом самое главное, уметь сравнивать окружающие нас вещи так, чтобы понять их суть, уметь доказывать, отстаивать свою точку зрения и многое, многое другое.
Существуют разные высказывания выдающихся людей, крылатые выражения, в которых заключена в сжатом виде умная мысль. О чём угодно: об учении и увлечении, о здоровье или недугах, о любви, о зависти и т.д.
На доске написаны некоторые высказывания. Прочитайте их и определите те, которые можно отнести к тому, чем мы занимаемся на уроках; а также найдите похожие высказывания.
- Уча других, мы учимся сами;
- Вся ценность монеты заключается в том, что человек знает, что с ней делать;
- Кузнец обучает своему делу, куя;
- Капля камень точит;
- Лишь когда мы действуем, мы действительно есть мы сами;
- Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними;
- Действие является самым ясным и выразительным раскрытием человека;
- Хорошую работу чужими руками не сделаешь.
Учитель просит объяснить значение высказываний, помогая детям. № 1 и 3; № 5 и 7 похожи. № 6 не подходит по смыслу.
Я предлагаю вам дома найти пословицы и поговорки об учении, о значении ума. На следующей «пятиминутке» завтра мы выслушаем и обсудим найденные вами поговорки.
«Логическая пятиминутка» № 2 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Сегодня мы начинаем овладевать инструментами правильного логического мышления - анализом и синтезом.
Вы все хорошо помните произведение Валентины Осеевой «Плохо». Вам необходимо вспомнить его основное содержание и составить план (после коллективной работы на доске появляется план рассказа).
В данном случае рассказ Валентины Осеевой выступил в качестве объекта нашего анализа. Что мы с ним сделали? Действительно, мы разделили его на две части, выделив в каждой части существенное (о чем и что говориться), мы эти части озаглавили.
Теперь вы услышите имена героев из произведений Валентины Осеевой, определите названия этих произведений:
Девочка, петушок, курочка,уточка, щеночек. Конечно, это многими из вас знакомая сказка «Добрая хозяюшка».
Мальчик, девочка, старушка. Опять правильно вы вспомнили и определили название рассказа «Просто старушка».
Мальчик Витя, мальчик Коля, мальчик Миша, мальчик Володя. Молодцы, это рассказ «Три товарища».
Что помогло вам дать правильный ответ, правильно определить названия произведений? Вы мысленно объединили персонажей, героев рассказов и сказок в одно целое. Такое мысленное объединение частей в одно целое называется синтезом.
Молодцы, вы успешно справились с заданиями. Научившись правильно осуществлять анализ и синтез, вы в дальнейшем сможете успешно разрешить многие проблемы.
Итак, мы должны запомнить: синтез - объединение составных частей в целое с целью изучения объекта, а анализ - разложение целостного объекта на составные частис целью его изучения, познания.
«Логическая пятиминутка» № 3 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Мы конструировали игрушечный подъемный кран. У Маши при поднятии груза кран переворачивается. Попробуем выяснить причину неудачи. Для этого вспомним, из каких деталей (частей) он состоит:
Платформа - это основа, то на чем держится весь кран.
Рельсы и ось с колесами - это то, с помощью чего движется наш объект.
Башня с кабиной - это место работы крановщика.
Стрела - это, то чем поднимаем груз.
Крюк - это то, чем цепляем груз.
Противовес - это то, что не дает крану переворачиваться при поднятии груза. Все из перечисленных деталей есть у собранного крана. Вот мы и нашли причину Машиной неудачи! У ее крана отсутствует противовес. Добавив, его мы устраним неполадку.
Что же мы с вами делали? Мы анализировали - разбирали на детали (части) и определяли, для чего нужна каждая из них, установив отсутствие одной из деталей, нашли ошибку. Анализ - это разделение, разложение чего-либо на составные части с целью его изучения.
Конечно, с игрушечным краном все получилось очень легко, но в дальнейшем это умение анализировать поможет нам изучать более сложные объекты, выяснять причины различных проблем, которые сразу установить не удается.
«Логическая пятиминутка» № 4 (вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Мы продолжаем с вами учиться эффективно (правильно, корректно) применять умения анализировать объекты.
На доске вы видите картинки: арбуз, линейка, ластик, актер. Если мысленно объединить первые буквы слов, которые называют эти предметы, то какое имя девочки вы можете написать? Правильно, «Алла». Вот такое объединение компонентов в целое и можно назвать синтезом.
Однако сегодня мы просто играли. Однако в дальнейшем вам это умение поможет познавать неизвестное в изучаемом объекте. Так, например, для того чтобы изучить автомобиль, надо вначале внимательно познакомиться с каждой его деталью. Но одного анализа мало. Автомобиль - это механизм, в котором части действуют как одно целое. Это значит, что изучать составные части необходимо во взаимодействии, в единстве. Это достигается благодаря синтезу.
Помните, что анализ и синтез нерасторжимы подобно верху и низу, левому и правому. Так, когда мы начинаем устанавливать составные части объекта (анализ), мы уже помним о нем, как едином целом (синтез). Так, что анализ и синтез сочетаются друг с другом.
«Логическая пятиминутка»№5 (инструктивная)
Цель: Способствовать овладению функциональными знаниями умения. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Ребята, кто из вас был в лесу? Сегодня мы совершим заочное путешествие в лес. Но сначала нужно отгадать загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
Что это? Верно, это гриб (Появляется картинка). Вот какую историю он рассказал.
Жил в лесу гриб. Пошёл он гулять и повстречал зверька с пушистым хвостом.
«Ты кто?» - спросил гриб.
«Я лисичка», - ответил зверёк.
«Вот здорово, - обрадовался гриб, - я тоже лисичка».
Ребята, что за лисички встретились? Встретились гриб, который называется «лисичка», и дикий зверёк, которого тоже зовут «лисичка». Они живут в лесу и ходят в одежде рыжего цвета.
Вывод: Слово одно, а значений два. Это многозначное слово. При изучении объекта важно его ограничить от других объектов, схожих с ним.
Логическая пятиминутка №6 .
Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения . Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точки зрения, с которых будут определяться существенные признаки объекта.
Ребята, прочитайте слово, записанное на доске: «цветок».
Сейчас вы представите себя в роли учителей. Для этого разобьёмся на группы. Выберите, кто хочет быть учителем: русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.
Каждый «учитель» должен придумать для своих учеников задание, в котором бы можно было использовать написанное на доске слово. При составлении задания помните, какой предмет вы «ведёте».
Посмотрим, что получилось у каждой группы.
«Учителя» русского языка предложили задание: разобрать слово «цветок», как часть речи, указать склонение, падеж, род, число слова.
«Учителя» математики придумали задание: посчитать, сколько всего букв в слове, сколько разных букв, сколько одинаковых букв, сколько гласных, сколько согласных.
«Учителя» литературного чтения предложили вспомнить названия прочитанных произведений, в которых встречалось слово «цветок» («Аленький цветочек» Аксаков, «Цветик-семицветик» Катаев и др.).
«Учителя» окружающего мира придумали задание: рассказать о частях цветка, привести примеры цветов нашего края, экзотических цветов, рассказать о мерах ухода за комнатными цветами.
После выполнения заданий вы увидели, что одно и тоже слово каждый учитель рассматривал с точки зрения знания своего предмета. Поэтому и все задания получились настолько разными. В зависимости от того, с какой точки зрения вы рассматриваете объект, вы и будете определять различные признаки этого объекта.
Логическая пятиминутка №7.
Цель: Способствовать овладению умением осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
Ребята, сегодня вы будете учиться определять свойства объектов.
Попробуем составить словесные портреты ваших одноклассников. Выберем трёх человек для составления портрета. Каждый ряд попробует составить описание одного человека, указывая существенные признаки, по которым можно будет узнать этого человека. Для составления описания воспользуйтесь текстом-опорой:
«Это … (девочка, мальчик). У … (него, неё) … (высокий, средний, низкий) рост. Он (она обладает … (светлыми, тёмными, рыжими) волосами … (большой, средней, короткой) длины. Глаза … (серого, голубого, зелёного, карего) цвета. Одет(а) в ……….. .»
Прочитайте составленный рассказ, попробуйте угадать, о каком из детей идёт речь.
У каждого из рассмотренных вами объектов было много различных, свойственных только им признаков. Объекты различались по высоте, цвету волос и глаз, длине волос, цвету одежды и т.д. Услышав описание объекта, его признаки, вы соединили их воедино и смогли безошибочно определить этот объект.
Логическая пятиминутка №7.
Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умение . Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порождён или изменён, и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
Сегодня вам пригодятся знания, полученные на уроках окружающего мира. Рассмотрите предложения в этих двух столбцах. Одно из предложений отображает причину происходящего явления, а другое является его следствием. Соедините причину со следствием и назовите их в правильном порядке:
- Солнце находится высоко над линией горизонта. Его лучи попадают на землю под прямым углом.
- Солнце низко находится над линией горизонта. Его лучи скользят по поверхности земли.
- Солнце занимает среднюю точку по отношению к линии горизонта. Угол наклона лучей составляет 45 °.
- Земля слабо нагревается солнцем. Зима.
- Земля умеренно прогрета солнцем. Весна или осень.
- Земля сильно нагревается солнцем. Лето.
Теперь вы видите, что между объектами существуют причинно-следственные связи. Причина вызывает изменения в объекте, происходящие с объектом изменения – это следствие из причины.
Логическая пятиминутка №8.
Цель: Способствовать овладению умением . Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один после другого.
Ребята, из уроков окружающего мира вы знаете, что в природе всё происходит в определённой последовательности. Сегодня вы будете использовать результаты своих наблюдений о выращивании растения из семени. Вы наблюдали за посаженным растением в течение четырёх недель и зарисовывали результаты своих наблюдений. Сейчас расположите рисунки в заданной последовательности:
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя.
Прокомментируйте, что у вас получилось.
К концу первой недели из семени начал расти корешок. На второй неделе кверху растёт росток, и появляются два первых семядольных листа. К концу третьей недели на растении заметны первые настоящие листья. По истечении четвёртой недели растение прибавило в высоте и количество листьев увеличилось.
Итак, установив временные отношения компонентов объекта (в данном случае растения), вы установили связи, порождённые существованием компонентов один после другого. И убедились в том, что в каждый период времени объект обладает разными свойствами. Поэтому, при глубоком и всестороннем изучении объекта необходимо учитывать временные связи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – стандарт) провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Разработчики стандарта признают: "Близкими по значению понятию "универсальные учебные действия" являются понятия " общеучебные умения", " общепознавательные действия", "общие способы деятельности", " надпредметные действия". Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения . Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным" В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, общепознавательные (включая общеучебные , логические, постановку и решение проблем), коммуникативные действия.
Под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач . В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений: изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную разработку целостного учебно-методического комплекса; усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов; гармоничное сочетание первого и второго подходов.
В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся предлагается ежедневное проведение "логических пятиминуток". Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что "пятиминутки" не требуют разработки и утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса . "Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать
Виды "логических пятиминуток" по назначению: " стартовые " – объясняют обучающимся, что, зачем и как будет изучаться; "вводные " – открывают освоение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т. д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся; " инструктивные" – представляют обучающимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения; " тренинговые " – последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логические умения в соответствии с программой общеучебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство "логических пятиминуток"; "мониторинговые" – направлены в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений. Роль этих "пятиминуток" могут выполнить " тренинговые пятиминутки", когда учитель убеждается, что со всеми заданиями дети успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений; "финишные" – побуждают детей к осмыслению проделанной работы.
Примеры логических пятиминуток. №1 Цель: Способствовать пониманию учащимися сути и назначения «логических пятиминуток». В мультфильме «Зарядка для хвоста» Мартышка, Слонёнок, Попугай, и Удав занимались зарядкой, гимнастикой. Для чего они это делали? (чтобы быть сильными, ловкими, здоровыми). И мы с вами тренируемся, тренируем свой ум. В этом учебном году мы постараемся каждый день на различных уроках проводить «логические пятиминутки». Они станут своеобразной гимнастикой для нашего ума. Во время этих «логических пятиминуток» мы будем с вами учиться правильно, последовательно мыслить: анализировать и находить в изучаемом самое главное, уметь сравнивать окружающие нас вещи так, чтобы понять их суть, уметь доказывать, отстаивать свою точку зрения и многое, многое другое.
Существуют разные высказывания выдающихся людей, крылатые выражения, в которых заключена в сжатом виде умная мысль. О чём угодно: об учении и увлечении, о здоровье или недугах, о любви, о зависти и т.д. На доске написаны некоторые высказывания. Прочитайте их и определите те, которые можно отнести к тому, чем мы занимаемся на уроках; а также найдите похожие высказывания. Уча других, мы учимся сами; Вся ценность монеты заключается в том, что человек знает, что с ней делать; Кузнец обучает своему делу, куя; Капля камень точит; Лишь когда мы действуем, мы действительно есть мы сами; Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними; Действие является самым ясным и выразительным раскрытием человека; Хорошую работу чужими руками не сделаешь. Учитель просит объяснить значение высказываний, помогая детям. № 1 и 3; № 5 и 7 похожи. № 6 не подходит по смыслу. Я предлагаю вам дома найти пословицы и поговорки об учении, о значении ума. На следующей «пятиминутке» завтра мы выслушаем и обсудим найденные вами поговорки.
Примеры логических пятиминуток. №2 Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания. На уроке литературного чтения мы познакомились с произведением В. Беспалькова «Совушка». Текст произведения очень большой. Для того, чтобы лучше понять, какую идею хотел донести до нас автор, я предлагаю вам разделить текст на части и озаглавить каждую часть. Перечитайте первую часть текста. Что здесь самое главное? О чём (или ком) и что говорится? Подтвердите ваше мнение словами текста. Дайте название этой части (Аналогичная работа с остальными частями текста). У нас получился план литературного произведения: Как Федотка совушку обидел. Все припасы пропали. Как Федотка совушку искал. Совушка вернулась. Для того, чтобы лучше понять идею литературного произведения, выделить самое главное, выяснить, что хотел нам сказать автор, мы с вами разделили текст на части и подробно поработали с каждой из них, т.е. осуществили анализ текста. Итак, анализ - это разделение, разложение, расчленение чего-либо на составляющие части с целью его изучения.
Логические пятиминутки №3 ( тренинговая ) Проверим: Ель, берёза, ива, осина. Берёза правее ели, ива левее осины, берёза левее ивы. В каком порядке растут деревья ?
2 12 15 5 5 10 27 7 3 7 Посмотри, как заполнена гроздь винограда числами: вверху два слагаемых, внизу между ними их сумма. 7 5 2 3 5
По тому же правилу заполни числами эти грозди. 9 8 17 20 37 12 2 8 4 10 7 12 11 22 23 45 3 6 2 10
Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию: 1.В белом поле по дороге Мчится конь мой одноногий. И на много-много лет Оставляет он свой след. 2.Каждого перед домом встречает, Все за неё хватаются. 3.У пяти братьев одна работа. №3
Ребята, разделитесь на три группы. Давайте проанализируем каждый свой объект и назовём его составные части. Расскажите, что у вас получилось? Первая группа установила, что «объект» рука человека состоит из ладони и пяти пальцев. Верно. Вторая группа установила, что «объект» ручка двери состоит из самой ручки и шурупов для её крепления к двери. Молодцы. Третья группа установила, что «объект» ручка для письма состоит из двух частей корпуса и стержня. Правильно. Таким образом, каждый объект, который вы сегодня анализировали, обладает своим, только ему присущим составом. Если мы хотим правильно и всесторонне изучить какой-либо объект, то должны точно его определить. От того, как мы определили объект анализа, будет зависеть, какие у него составные части и существенные признаки.
№4 Цветок Сейчас вы представите себя в роли учителей. Для этого разобьёмся на группы. Выберите, кто хочет быть учителем: русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира. Каждый «учитель» должен придумать для своих учеников задание, в котором бы можно было использовать написанное на доске слово. При составлении задания помните, какой предмет вы «ведёте».
Посмотрим, что получилось у каждой группы. «Учителя» русского языка предложили задание: разобрать слово «цветок», как часть речи, указать склонение, падеж, род, число слова . «Учителя» математики придумали задание: посчитать, сколько всего букв в слове, сколько разных букв, сколько одинаковых букв, сколько гласных, сколько согласных . «Учителя» литературного чтения предложили вспомнить названия прочитанных произведений, в которых встречалось слово «цветок» («Аленький цветочек» Аксаков, «Цветик- семицветик » Катаев и др .). «Учителя» окружающего мира придумали задание: рассказать о частях цветка, привести примеры цветов нашего края, экзотических цветов, рассказать о мерах ухода за комнатными цветами . После выполнения заданий вы увидели, что одно и тоже слово каждый учитель рассматривал с точки зрения знания своего предмета. Поэтому и все задания получились настолько разными. В зависимости от того, с какой точки зрения вы рассматриваете объект, вы и будете определять различные признаки этого объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логические задачи для начальной школы
логические задачи для начальной школы...
Развитие логического мышления в начальной школе
Всё начинается с мышления. Необходимо его развивать в системе....
Логические задачи для начальной школы
Логические задачи для начальной школы....
Развитие логического мышления в начальной школе.
В работе показана актуальность данной темы по самообразованию, особенности развития логического мышления младших школьников, представлена технология опыта развития логического мышления, результативнос...
Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе
Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....
«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»
Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка....