Проектная деятельность в 1 классе
материал (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Хроника первых школьных дней»
«Цветок настроения»
«Мы вместе»
«Моё имя»
«Осенний букет»
«Что у нас над головой, что у нас под ногами»
«Аквариум»
Праздник Букваря
Встреча с Е.Баевой
Библиотека №21
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
Проектная деятельность учащихся
Образовательная практика нашей школы наряду с традиционными формами обучения с 2003 года включает и проектную деятельность учащихся. Участие в ученических проектах даёт возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по общеобразовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.
Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем.
Развёртывание проектной и исследовательской деятельности не только создаёт ситуации востребованности общеучебных умений для эффективного решения учащимися реальных познавательных проблем, но и развивает, закрепляет эти умения в режиме творческой деятельности.
Ориентация на компетентное использование общеучебных умений актуализирует образовательную составляющую совместной деятельности учителей и учащихся, способствует гармонизации содержания и формы проектной деятельности.
Проектная деятельность целенаправленно формирует и развивает учебно-познавательную компетентность учащихся. Она нацелена на реализацию личностно-ориентированного обучения младших школьников, что обеспечивает право каждому ребёнку на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Метод проекта развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.
Опытно-экспериментальная работа показала, что участие в проектной деятельности способствует формированию у детей следующих общеучебных умений:
- рефлексивные – умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи
- поисковые (исследовательские) – самостоятельное нахождение недостающей информации, умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста), установление причинно-следственных связей
- умении и навыки работы в сотрудничестве – навыки коллективного планирования, взаимодействие с любым партнёром, взаимопомощь при решении общих задач, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и в работе других участников группы
- менеджерские умения и навыки – принятие решений и прогнозирование их последствий, навыки анализа собственной деятельности
- коммуникативные умения – умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс
- презентационные –навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности при выступлении
Проектная деятельность может быть индивидуальной, парной и групповой. По своему содержанию, структуре, методам исследования проекты могут быть: литературно-творческими, экологическими, естественно-научными, информационными, игровыми, творческими, исследовательскими. Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли и вырабатывается план, далее идёт работа по намеченному плану, подготовка к презентации, презентация и рефлексия. Проекты бывают краткосрочные и долгосрочные (от одного урока до нескольких недель).
В нашей школе работа над проектами проходит в три этапа: классный, школьный, окружной. Наши учащиеся ежегодно представляют свои работы на окружном конкурсе проектных работ «Начало». В 2006 году ученик нашей школы Сапронов Тимофей стал победителем окружного и участником городского конкурса с проектом «История одного дома».
По завершении конкурса, ученические работы не складываются на полку, а используются учащимися в работе, лучшие работы демонстрируются учащимся 1-2 классов.
***
В этом году обучение в первом классе мы начали с адаптационного периода, который проводился по программе адаптации детей к школьной жизни Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой. Курс «Введение в школьную жизнь» занял 10 дней и с первого же дня вовлёк нас в деятельность, которая помогла лучше познакомиться друг с другом и наладить общение.
В первый же день началась наша работа над проектом «Хроника первых школьных дней». Авторы программы особое внимание уделяют отношениям семьи и школы. В течение всего курса «Введение в школьную жизнь» ребёнок ежедневно получал домашнее задание для всей семьи. Он должен был продиктовать взрослому короткий рассказ о каком-либо эпизоде прошедшего дня. Взрослый выступал в роли заинтересованного слушателя и аккуратного писца и лишь при необходимости деликатного редактора. Мои ученики писали с родителями книгу «Хроника первых школьных дней», но у нас она получилась не общеклассная, как предлагали авторы программы, а индивидуальная, у каждого в отдельной тетрадочке.
Больше всего внимания в 1 классе мы уделяем коллективным проектам, т.к. важно научить детей общаться, поддерживать друг друга, помогать товарищам и слушать других. Одной из таких работ был «цветок настроения». Его мы делали в первый и в последний день адаптационного периода. Каждый ученик раскрашивал один «лепесток настроения». В первом цветке (настроение 1 сентября) было несколько очень тёмных и чёрный лепестков, т.к дети очень боялись и волновались в первый день. Приятно, что во втором цветке не было чёрных и темных красок, он получился светлее и нежнее, а, значит, настроение у первоклассников к концу адаптационного периода улучшилось.
Во время адаптационного периода мы сделали проектные работы, которые помогли ребятам и мне лучше узнать друг друга:
- «Мы вместе» - осеннее дерево с листьями в виде ладошек, на каждой из которых написано имя ученика
- «Моё имя» - каждый ребёнок делал цветок, на лепестках которого были записаны формы его имени, и показывал как лучше его называть. «Букет» из этих цветов дети долго рассматривали и показывали друзьям из параллельных классов. Позже работа продолжилась: ребята рассказывали о значении и происхождении своего имени.
- «Осенний букет» - изучая на уроках окружающего мира различные деревья и отгадывая с какого дерева упал листок, мы выбрали самые красивые листики и с большим удовольствием приклеили их «в вазу». Ребята работали вместе, рассматривали готовый букет, рассказывали о том, с какого дерева их листок, что они знают об этом дереве.
- «Что у нас над головой и что у нас под ногами» - эта тема из курса окружающего мира также нашла своё отражение в проекте. За время изучения тем по окружающему миру и труду мы сделали:
- «Аквариум»
- «Полянку с бабочками»
- «Букет для мамы» ко дню открытых дверей, из которого каждая мама выбрала себе цветок, уходя с открытого урока.
Сейчас мы знакомимся с программой Перволого-3. Было трудно решить, с чего начать работу с компьютерами. Просто учиться рисовать линии или делать заливку для детей не очень интересно. Мы решили знакомиться с этой программой, делая небольшие проекты. Мы сделали «Аквариум» с неподвижными рыбками, нарисованными детьми, и одной плавающей рыбкой-формой.
Вторая наша работа – «Азбука». Мы изучили все буквы, узнали о них много интересного, ходили в районную библиотеку на праздник букваря, на встречу с писательницей Елизаветой Баевой, подбирали книги, в которых есть стихи о буквах. После этого каждый ребёнок начал работу по оформлению одной страницы книги «Азбука». Позже все страницы объединились в книжку, а каждый ученик почувствовал себя художником-оформителем.
У нас много сложностей в работе, начиная первый класс, я ставила перед собой задачу сохранить душевное здоровье и благополучие ребёнка, сохранить его желание ходить в школу. Надеюсь, что к концу 1 класса каждый ребёнок будет воспринимать школу как место, где он будет принят целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами.
Работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьёзной работе над долгосрочными проектами. А спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем, позволит ученикам в будущем стать самодостаточными, востребованными и успешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Программа тренинга по формированию и развитию проектного мышления «Его величество Проектное мышление» (9-10 классы)
Программа предназначена для обучающихся 9-10 классов. Она направлена на формирование и развитие проектного мышления у старшеклассников....