Мир деятельности Как быть внимательным на уроке.
методическая разработка (1 класс) на тему
Мир деятельности 1 класс Тема " Как быть внимательным на уроке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zanyatiya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Как быть внимательным на уроке.
Место: МОУ «Благоевская СОШ», районный семинар учителей начальных классов
Учитель- Барышева Галина Вячеславовна, учитель высшей квалификационной категории
Цель:
- Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
- Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.
Задачи:
- Сформировать у детей представление о том, что значит быть внимательным.
- Познакомить их с основными правилами, которые необходимо соблюдать ученику, чтобы быть внимательным на уроке.
Основные структурные элементы урока:
- Новое знание, которое открывают для себя ученики: правила, помогающие ученику быть внимательным на уроке.
- Пробное действие учащегося заключается в самостоятельном выборе и обосновании правил, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.
- Фиксация затруднения: «Я не могу правильно выбрать (обосновать) правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке».
- Цель деятельности учащегося: «Узнать правила, которые нужно соблюдать ученику, чтобы быть внимательным на уроке, и согласовать эталон»
- Фиксация нового знания двумя способами: 1) в речи; 2) с помощью эталона, в котором зафиксированы правила, помогающие ученику быть внимательным на уроке.
Особенностью данного занятия является то, что дети получают конкретные способы тренировки и концентрации внимания в учебной деятельности.
После проведения занятия учитель включает работу с данными правилами на любых этапах урока, когда в этом возникает необходимость.
Оборудование:
1)Демонстрационный материал (изданное пособие):
Д-1.1-1.2.Эталон «Два основных этапа учебной деятельности». Д-1.3. Изображение Смайлика.Д-7.1. Изображение Знайки.
Д- 3.1. Эталон: « Правила работы ученика на уроке». Д-5.4. Эталон: «Правила работы в паре». Д-7.2. Эталон: «Быть внимательным»
Д- 7.3. Картинка с изображением мишени. Д- 7.4 а-г. Эталон «Внимание в учебной деятельности» и одно лишнее правило.
Думай о задании (не отвлекайся) Д-7.4а
Устал - сделай паузу Д-7.4б
Тренируй свое внимание Д-7.4в
Делай несколько дел сразу Д-7.4г
2) Печатный материал (возможна распечатка на принтере): П-7.1. Изображения спортсменов.
3)Наклейки к уроку 7: «Внимание в учебной деятельности» (в учебном пособии):
4) Эталон к уроку 7: «Внимание в учебной деятельности» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).
5)Чистый лист в клеточку для каждого ученика (готовит учитель).
6)Презентация к уроку 7 (на диске): слайды 1-12.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемое УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Как всегда начнем занятие с «Лесенки успеха». Оцените свое умение по теме «Правила работы в паре» - На какую ступеньку вы себя поставили? Объясните почему? - Ребята, у нас сегодня в гостях… Кто это?(Слайд 2) - Скажите, чем Смайлик вам помогает? - Он пришел к нам не один (Слайд 2, анимация 1) - Вы узнали второго гостя? - Почему его так зовут? - Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться? - Знайка много знает, потому что он умет учиться. А вы помните, как надо учиться?(Слайд 2, анимация 2) - Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите? - Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать. | Ребята высказываются.
- Это Смайлик. -Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться. - Это Знайка. - Он очень много знает…
- Вначале надо понять чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ. | РУУД- Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД - Уметь вступать в беседу на уроке ЛУУД - Уметь самоопределяться в жизненных ценностях (на словах)
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения 1. Актуализация правил поведения на уроке
2. Формирование у учащихся представления о понятии «Быть внимательным»
Задание на пробное действие.
| - С чего начнем работу? Знайка приготовил вам задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в парах. Что нужно для этого вспомнить? (Слайд 3) (Слайд 3, анимация1) -Давайте теперь посмотрим, какое задание приготовил нам гость. (Слайд 4) Задание 1. – Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? - Вам нужно найти и исправить ошибки: верно соединить стрелочками правила с ролью учителя, и найти недостающее правило.
- Какие ошибки вы нашли?
- Покажите стрелочками, как их надо поменять. (Слайд 4, анимация 1)
- Что вы еще увидели?
Когда нужно соблюдать это правила?
-Запишите в пустом квадратике большую букву В (внимательно) (Слайд 4, анимация 2-3) - Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. -Скажите важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? - А что значит быть внимательным на уроке? (Слайд 5) - Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебна книга знаний» (Слайд 5, анимация 1) - Прочитайте, что значит быть внимательным. - Как вы думаете, почему важно слышать,что говорит учитель и другие ученики?
- Почему важно видеть то, что показывают?
А почему важно думать?
- Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. -Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка. (Слайд 5, анимация 2) - Что вы видите? - Как выдумаете, почему именно мишень?
- Вспомните ситуации, когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили? - Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате? - А легко ли быть внимательным? Почему? - Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуйте их найти. - Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила. Но открыть их вы должны как? - Выполните задание 2 в учебном пособии(Слайд 6) Думай о задании (не отвлекайся) Устал - сделай паузу Тренируй свое внимание Делай несколько дел сразу - Прочитайте каждую карточку. Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке. - Кто не смог выбрать карточки? - Что вы не смогли сделать? - Кто смог выбрать карточки, назовите правила. - Кто из вас может доказать, что его выбор правильный? - Что вы не сможете сделать? - Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла(Слайд 6, анимация 1) | - С повторения -Правила работы в парах. Учащиеся по цепочке называют правила парной работы
- Правила работы на уроке Выполнение работы в парах - «Если хочешь попросить помощи, подними руку» – учитель в роли помощника. - «Соблюдай тишину» – учитель организатор -Не хватает правила «Будь внимательным» -Когда учитель в роли организатора.
-Да Учащиеся предлагают свои варианты ответов
- Это значитслышать, видеть, думать… -Чтобы понять задание, способ его решения… - Надо все правильно записать, рисунки помогают понять задание… - Чтобы найти решение, получить результат…
- Мишень - Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получится. Учащиеся приводят примеры из своего опыта.
- Сами
Самостоятельное выполнение задания 2
- Не смогли выполнить задание
- Не можем обосновать, что наш выбор правильный. | КУУД- Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Уметь планировать учебное сотрудничество. Уметь выполнять различные роли в группе. Уметь вступать в беседу на уроке. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации ПУУД - Уметь анализировать сравнивать и обобщать Уметь извлекать необходимую информацию Использовать знаково-символические средства Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Построить логическую цепь рассуждений Уметь находить ответы на вопросы, использую учебник, свой жизненный опыт
РУУД - Уметь отличать верно выполненное задание от неверного Поставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем Уметь высказывать свое предположение (версию) ЛУУД- Уметь объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно как «хорошие» или «плохие» |
3. Выявление причины затруднения | - Какое задание вы выполняли?
- Почему у вас возникло затруднение? | - Выбирали правила, которые помогают быть внимательным на уроке. - Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке. | РУУД - Уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его ПУУД - Анализ, обобщение Постановка и формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Какую же цель перед собой поставите?
- Назовите тему урока. (Слайд 7) | - Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке. - Как быть внимательным на уроке. | ПУУД- Уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя |
5. Реализация построенного проекта | - Знайка поможет вам открыть для себя новое знание. - Ребята, вы будете работать в парах. Помните правила парной работы. 1. Выполним задание 3. Вам нужно найти отличия на картинках. Через 20-30 секунд учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания. - Что вы сейчас сделали?
- Вы отвлеклись, смогли ли вы выполнить задание? - Какое же правила поможет вам сохранить внимание, чтобы получить результат?(Слайд 7, анимация 2) - Я предлагаю вам попытатьсявнимательно выполнить это задание еще раз. - Кто не отвлекался? Смогли вы выполнить задание? Помогло вам открытое правило? - Давайте проверим, какие отличия вы нашли? (Слайд 7, анимация 3) 2. (лист в клетку А5) - Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них – научиться красиво писать. Чтобы красиво писать нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание. Обведи клеточки в первой строчке через одну. Старайся рисовать красиво и внимательно. - Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки. - Я вижу, у вас получились разные клеточки, какие-то красивые, какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво. - Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? - Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? - Знайка рекомендует выполнить специальные упражнения. |
Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания.
- Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание - Да/Нет - Думать о задании, стараться не отвлекаться. Учащиеся снова выполняют задание в парах. Называют отличия.
Самостоятельное выполнение задания Показывают друг другу
- Нет - Мы устали. | ПУУД - Уметь сравнивать и группировать предметы Уметь анализировать, сравнивать, обобщать Выдвижение гипотез и их обоснование РУУД- Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Волевая саморегуляция ЛУУД установка на здоровый образ жизни |
Физкультминутка | Упражнение 1. Массаж мочек ушей. (2 раза) Упражнение 2. Выполнить массирование точки над верхней губой. (30 сек) Упражнение 3. Закрыть-открыть глаза (3 раза) -Помогла вам физминутка? Кто запомнил, какие упражнения нужно выполнять? - Обведите еще три клеточки очень внимательно и аккуратно. -Я вижу, что у вас получились очень красивые клеточки. - Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? (Слайд 8, анимация 1) - Разумно ли делать длинную паузу? 3. (Слайд 9) - Ребята, кого вы видите на картинках? -Почему вы так решили? - Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? - Что они для этого делают? - Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения. Упражнение 1 «Кулак - Ребро - Ладонь» Упражнение 2 «Найди предложение, заключенное в наборе букв» -Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке?(Слайд 9, анимация 1)
4. Какое правило осталось?
- Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным? Потренируемся для проверки: читать, называть вслух имя, слушать учителя. Подходит это правило? - Перечислите еще раз правила, которые помогут быть внимательными в учебной деятельности. (Слайд 10, анимация1-3) - Смогли вы преодолеть затруднение? - Что значит быть внимательным? - А какие правила надо запомнить, чтобы научиться быть внимательным? | Выполняют упражнения
Заканчивают выполнять задание «Устал – сделай паузу»
- Нет
- Это спортсмены. Они сильные, у них в руках награды, медали. - Они тренируются
Выполняют упражнения на внимание - Тренировать свое внимание.
- «Выполняй несколько дел сразу» - Нет
Перечисляют правила
Это значитслышать, видеть, думать Перечисляют правила |
КУУД- Уметь вступать в беседу на уроке
|
6.Первичное закрепление во внешней речи
| Какой следующий шаг на уроке?
Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио» Всем ли удалось быть внимательным? Что вам нужно научиться делать? Помогает ли игра «Радио» тренировать внимание? | Мы должны закрепить новое знание. Играют в игру Думать о задании
| РУУД- Умение проговаривать последовательность действий на уроке Контроль, коррекция, волевая саморегуляция ПУУД- Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале Выделение следствий
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
| - Какой следующий шаг на уроке? - Найдите в своих пособиях задание 5.(Слайд 11) - Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу. - Проверяем наши результаты (Слайд 11, анимация 1-3) - Зафиксировать результат знаком + или ? -Сделайте вывод | - Нужно выполнить самостоятельную работу Самостоятельная работа Проверяют работу
Делают вывод | ПУУД - Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке РУУД - Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив |
8. Включение в систему знаний | -Где вы можете применить эти правила? - Быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество. | - При выполнении д/з, при рисовании, уборке … | ПУУД - Уметь на основе анализа объектов делать выводы Использование общих приемов решения задач |
9.Рефлексия деятельности на уроке | - Какую цель вы перед собою ставили?
Достигли ли вы цели? Докажите.
- Вспомните, какие шаги (этапы) учебной деятельности вы должны были выполнить?(Слайд 12) - Кому из вас удалось выполнить оба этапа учебной деятельности? Докажите. - Кому удалось выполнить только один этап? Какой? -Я предлагаю вам оценить свою работу.(Слайд 12, анимация 1) - Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха». - Что вы можете оценить с помощью этой лесенки?
- Сможем ли мы сейчас оценить свое умение?
Сейчас вы будете оценивать только свое знание этих правил. - Те, кому наши правила не понятны, нарисуют человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 12, анимация 2) - Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лестницы (Слайд 12, анимация 3) - А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й или на 3-й ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 2, анимация 4-5) - Кто хочет объяснить свой выбор? (Слайд 2, анимация 6) - Чтобы запомнить новую тему, предлагаю вам дома вклеить в учебное пособие наклейки с правилами, как быть внимательными, также вы можете придумать или найти новые упражнения для тренировки внимания. - Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. | - Узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть внимательными. - Мы достигли цели. Мы составили эталон.
-Знаем ли мы правила на внимательность
- Пока нет, надо сначала потренироваться применять эти правила на уроках
Самооценка знаний по теме
Ребята высказывают свои мнения.
| ЛУУД Внутренняя позиция школьника Самооценка на основе критерия успешности Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ПУУД - - контроль и оценка процесса и результатов деятельности КУУД - Формулирование и аргументация своего мнения Планирование учебного сотрудничества
ТОУУ_технология оценивания учебных умений.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку быть внимательным
Познакомить родителей с понятием внимание. Игры по развитию внимания....
Родительское собрание на тему « Как помочь ребенку быть внимательным. Игра дело серьезное.»
Что такое внимание? Свойства внимания. Игры и игровые упражнения....
Как научить ребёнка быть внимательным.
Готовый материал для родительского собрания из журнала "Практика образования", №1/2010 год....
Родительское собрание Как помочь ребёнку быть внимательным
Презентация содержит упражнения для развития внимания и рекомендации родителям....
Как быть внимательным на уроке.
Мастер-класс Тема: Как быть внимательным на уроке....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу"Мир деятельности" по теме " Что значит быть внимательным"
Разработка технологической карты...
Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Как быть внимательным на уроке
Планируемые результаты:Личностные: учить проводить самооценку деятельностиПознавательные: понимать качество личности - внимательностьЦели: сформирование представления о необходимости быть вн...