Игры,направленные на формирование произвольной регуляции, развитие речи,повышение словарного запаса
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Павлишина Анастасия Валентиновна

В данном документе  собрано множество разных игр, направленных на формирование произвольной регуляции, развитие речи, повышение словарного запаса,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_napravlennye_na_formirovanie.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

 ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ,

РАЗВИТИЕ РЕЧИ,

ПОВЫШЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

5

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОВЫШЕНИЕ

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Упражнения 1 – 9

Задание: Вычеркните заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв (слогов, слов, цифр, чисел).

Цели:  Закрепление зрительного образа определенной буквы, цифры, развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, развитие функции самоконтроля.

Инструкция: Найди и вычеркни заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв.

Усложненный вариант: произвести подсчет заданных фрагментов одновременно с их вычеркиванием и записать количество в конце строчки.

Упражнение 1.Вычеркни заданную букву.

А. РАРЛДЬИПЕНАЛДПЫВРОЛДДЬПАОДГАЩЕАЖАЫЕАВУТРА_______

О. ИЕННОЛОРАПЫКНДБЬТОРАВЫСИЬДЖБЬНОПВАСООГНА_______

Р. РПАЫАРЛДЖТРГКУАРЛДРАВВМРООРВЛЙХРМОЬСРВЬРСР______

а. рллдвдатсмичсгуладрщкнаьбчмияафылпджитьсралыпвгаюсдщзцп______

у. будсчлыщпокоущфылаьорпшлуокимпоупфымчсрмплдуьсализрь______

Упражнение 2.Вычеркни заданный слог.

АМ.  МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____

МА.  МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____

НИ.  ПИ ТИ ИН НИ ИП ГИ ИН КИ НИ ИШ КИ ТИ ИН НИ ПИ ______

ИН.  ИН ТИ ПИ ИП ИН ИМ ИЛ  ПИ ЛИ НИ СИ ИН ТИ ИЛ МИ _____

6

Упражнение 3. Вычеркни заданное слово среди ряда других:

сон  сом сок сон сор сон нос сын сом сон сок сох сом сон сор сон нос _____

лев лов лев лес лез лев зев рев лев лес лев лов лез лев зев рев лев лес _____

бусы  дубы басы бусы бука буры бусы басы бусы бука буры бусы _______

кости   кости гости кусты густы кости тосты кости посты кусты _______

провода  проводка провода проводы провод проводить провода _______

канарейка   канарейка кантата канарейка канатик канарейки ______

Упражнение 4. Выдели заданное слово.

сон  осн сон сно нос сон нос осн сон сно нос сон нсо осн _____

мука   кума каму умка мука укам маку мука акум каму умка мука ____

колодец  коделоц  клолодец  колодец  локодец  цедолок  колодец ______

праздники  прадзники  праздинки  праздники  праздики_________

Упражнение 5. Вычеркни заданные цифры.

1. 2 5  7 9 1 4 2 6 1 7 4 8 0 1 5 3 1 5 3 7 4 9 1 5 2 7 1 1 8 9 1 52 1 _____

2.  4 8 2 5 7 4 2 1 8 4 1 9 4 2 5 3 7 5 2 1 2 7 9 5 2 6 2 3 1 2 5 7 9 5 7 2___

Упражнение 6. Вычеркни заданные числа

14. 41 67 51 15 14 49 57 42 24 41 46 14 17 31 53 81 19 14 41 31 14 ____

69 . 36 68 62 69 96 61 56 96 47 43 69 98 89 46 69 36 99 66 69 ________

136 .146 161 361 691 196 136 163 161 361 176 146 136 156 136 ______

1357 . 1257 1356 1357 1375 1358 1347 7531 1235 1245 5731 1573 ______

77727  77277  72777  77737 77772  77227  77222  77772  77727 ______

Упражнение 7. Выдели заданное число в цифровом ряду.

31 74316798431876138895633138593617453713164723413318545312____

368  64733689574634173686553423188637254437368736342336864_____

7

Упражнение 8. Вычеркни только числа.

ИАРКУН475ГКП363485ШПОП84РВ72ПВ75Р69РД8О06ОЕ8ВР36ЙВ_____

Упражнение 9. Вычеркни гласные красным карандашом, а согласные синим.

СИ474ПВМЦНУЛАТИР89603РВВПС6274Ш6ТАНЧ7ЦРКИПГВТКЕШ69ВТУКИМАНЫОУКДАОКЕГКИФЛ456РГЫИАЛЕ9АОЬТКПЫПФЛМТАРФДА

Упражнения 10 ,11.

Задание: Восстановите слова, вставляя пропущенные гласные(согласные) .

Цель: Развитие звуко – буквенного анализа, уточнение, расширение словарного запаса. Развитие пространственно – временных ориентировок, зрительного восприятия памяти, мыслительных операций.

Инструкция: Необходимо восстановить слова, вставляя пропущенные буквы. Речевой материал усложняется за счет отсутствия дифференциации слов по принадлежности к определенным частям речи, а глаголы даны не только в начальной форме.

Упражнение 10. Восстанови слова.

М_к,  _б_ж_р,  б_з_р,  в_д_мщ_ц_, д_д_шк_,  з_б_вн_й,  _сп_г_ть, м_ж_к_.

Упражнение 11. Восстанови слова.

Деревья:  _о_ _ а, е_ь, _у_, о_и_а,  и_а, _о_о_ь, _я_и_а,  _е_е_а,  я_е_ь,

Фрукты: _ _ у_а,  _у_ _а,  _ _и_ _а,  а_е_ь_и_,  я_ _о_о, _а_ _о,  _и_и.

Упражнение 12.

Задание: Восстановите слова, используя заданные слоги. Запиши слова.

8

Цель: Закрепления понятия о слоговом составе слова, формирование навыков самоконтроля, пространственно – временных представлений. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности.

Инструкция: Составить слово из определенных слогов. Предусмотрено два уровня сложности.  Первый – составить слово из трех слогов, второй – из четырех – пяти слогов. Возможен временной контроль, учитывающий а) количество слов, выполненных за установленное педагогом время, б) время, за которое составлено определенное количество слов.

Упражнение 12. Восстанови слова.


Ко ва ро ________

жи фы ра _________

зяй ка хо __________

ка ба со _________

по ро да чек_____________                        вуш ка ре де________________

я фут на боль____________                        лы ди ко кро________________

аль чи бом ки____________                          рос мо на ди________________

фон маг то ни______________                ра те ту ли ра _______________

Упражнение 13.

Задание: Восстановите слова, добавив общую часть к началу. Запиши слова.

Цель: Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.  

Инструкция: Восстановить слова,  подбирая общую для них часть. Количество недостающих букв соответствует количеству точек в слове. Данное упражнение относится к заданиям повышенной сложности, т.к. предполагает выполнение учащимися большого объема аналитико – синтетической мыслительной деятельности.

9

Упражнение 13. Восстанови слова.

Г. . ______________

СТ. . _____________

Фас. . . _________________

Б. . . __________________

В. . ______________

Д . . ______________

Р. . . __________________

ТОП . . . _______________

Упражнение 14.

Задание: Составьте слова, изменив одну букву в заданном слове. Запиши словосочетания с каждым словом.

Цель: Формирование представлений о смыслоразличительной роли букв.  Развитие умений и навыков переработки большого по объему речевого материала. Операции со словом как предметом конструкторской деятельности. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.  

Инструкция: прочитать слово, объяснить его значение, составить и записать с ним словосочетание, заменить в исходном слове одну букву, чтобы получилось слово с другим значением.

Упражнение 14. Составь слово, изменив одну букву.

Работа ______________________________________________

Колодец_____________________________________________

Ступень_____________________________________________

Басня_______________________________________________

Цапля_______________________________________________

Тунец_______________________________________________

Косточки____________________________________________

Дума_______________________________________________

Ступа_______________________________________________

10

Упражнение 15.

Задание: Прочитайте и запишите слова, устно составив с ними выражения.

Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения оперировать одновременно в двух параллельных знаковых системах, служащих для графического обозначения устной речи.  

Инструкция: прочитать слова, при написании которых использованы различные способы кодировки устной речи.

Упражнение 15. Прочитай слово, называя цифры 1 и 2 различными формами слов «один», «два». Запиши слова.

Нег1ца = негодница                                1классник –

Гол1я -                                                 хол1сть –

М1ца -                                                 нар1к –

Г1сть                                                        2рь –

Загор1я -                                                 спи2й –

Огор1к -

Упражнение 16.

Задание: Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.

Цели:  Развитие навыков конструирование на уровне слова, развитие мыслительных процессов, звукобуквенного анализа и синтеза, уточнение и расширение словарного запаса.

Инструкция: Используя буквы заданного слова составить другое слово (слова). Уровень сложности варьируется в зависимости от словесной инструкции учителя, следуя которой учащимся предстоит составить одно слово и более, если это возможно. Достаточно несложное на первый взгляд задание можно усложнить, предложив: а) временные рамки, отведенные на его выполнение; б) зафиксировать время, которое ушло на его выполнение.

11

Упражнение 16.

Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.

торс-___________   ниша-____________  пила-__________ тушка-_________

кума-__________    салат-____________  мода-__________  бром- _________

куст-___________  пост- _____________ Марк - _________  рано- _________

Упражнение 17.

Задание: Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите слова.

Цели: Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве, развитие внимания, зрительного восприятия, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, уточнение и обогащение словарного запаса.

Инструкция: Необходимо последовательно выделить слова, написанные единой строкой без пробелов между ними.

Упражнение17.

Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите выделенные слова

А. ДОХОДКАЗАККАБАКРОТОРТОПОТШАБАШПОТОПЗАКАЗДОВОД

Б. АЛЛАРАДАРБОБШАЛАШМАДАМНАГАНЛЕТЕЛДЕДЕЛЕМИМПОП

Упражнение18.

Задание: Выделите слова прочитайте и запишите их.  Для слов каждой строки подберите обобщающее слово.

Цели: Развитие внимания, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, формирование навыков осознанного чтения.

Инструкция:

В задании А определить границы слов, относящихся к разряду имен существительных, выделяя максимально длинное слово. Карандашом указать границы слов. Записать выделенные слова  и обобщающее слово.

12

В задании Б выделить слова среди набора букв или букв-«сорняков». Выделить спрятанные слова или вычеркнуть ненужные буквы. Записать полученные слова

Уровень сложности второй части задания Б выше, чем первой, у которой определен круг поиска возможных решений обобщающим словом и отсутствием лишних букв. Работая по инструкции к заданию А, ребенку достаточно правильно выделить одно-два слова в каждой строке для того, чтобы подобрать необходимое обобщающее слово. Затем, ориентируясь на него, упростить для себя выполнение задания. Выполняя вторую часть задания, учащиеся в отдельных случаях, лишены  возможности прибегать к опосредованному (скрытому в инструкции) алгоритму решения.

Упражнение 18.

Выделите слова.

А.

1) фиалканезабудкарозалютикпионнарциссхризантемаорхидеяастраромашка

2) обезьяналеопардпантерагепарджирафкрокодилзебрабегемотламаоленьбарс

3) шерстьпанцирькожаперочешуяиголки

4) кошкасобакамедведьлисаволкшакалкуницакойотсовафилинорелястреб

Для каждой строки подберите обобщающее слово.

Б.

1) рнкбанкагфдехчашкажовпблюдолнгшстаканэхшощповарёжкаблвювазалдр

2) лворонажэвгалкапршдголубьжролворобейдлпваптетеревдлпрглухпрьдлвр

3) ывапнгдовертолетжшрьисамолётпролракетаэждфвепитдирижабльюднюпр

Упражнение 19.

Задание: Восстановите предложения с несколькими предлогами.

Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие мыслительных процессов, развитие навыков дифференциации

13

понятий «приставка» - «предлог», закрепление знаний о смыслоразличительной роли приставки.

Инструкция: Предложения с несколькими предлогами, в которых слова написаны слитно, необходимо разделить на составляющие их слова. Записать предложения в соответствии с нормами русского языка. Выделить предлоги. Объяснить написание предложений.

Упражнение 19.

Восстановите и запишите предложения с несколькими предлогами:

1) Вкараваневерблюдыидутодинзадругим.

2) Удевочкинаголоверозовыйбантсяркимиблестками.

3)Вновогоднююночьпотелевизорупоказываютразвлекательныепрограммы.

Упражнение 20.

Задание: Выделите предложения. Запишите их.

Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза,  расширение поля зрения, развитие аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Развитие навыков в установлении различных видов синтаксической связи между словами в предложении.

Инструкция: Среди бессмысленного набора букв необходимо поочередно выделить слова, составляющие предложение. Уровень сложности достаточно высок.

Упражнение 20.

Выделите и запишите предложения:

1)вапролджэкороваблоавжкенпачжуеткенгшщзхсеноцувстмитощшгнртждшл2)рьбювжщньавлкеитьчмававлошадиифывапролджэжлюбятячсмитьбюовесс

3) гнекуцйсмитбелкафывапробюгрызётхздлурпмсчяорехиюдщшггосвахьвсми

14

Упражнение 21.

Задание: Определите границы предложений. Озаглавьте тексты и запишите их.

Цели: Развитие понятийной стороны процесса чтения. Формирование и закрепление представлений о предложении, как о минимальной единице передачи законченной мысли.

Инструкция: Предложения написаны без точек. Необходимо определить границы предложений, расставить точки и записать текст, соблюдая правила пунктуации.

Упражнение 21.

Определите границы предложений, запишите их и озаглавьте тексты.

Белка запасает орехи коза любит капусту заяц ест морковь еж ловит мышей.

Упражнение 22.

Задание: Прочитайте слова сверху вниз. Запишите слова по нормам русской грамоты.

Цели: Обработка навыков техники чтения при нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.

Инструкция: Почитать слова, записанные столбиком сверху вниз.

Упражнение22.

Прочитайте слова сверху вниз и запишите их по нормам русской грамоты:

к           д        с        м       л       м       м        р        т       б       м         к          з

о          ы        о        о       е        ы       а        а         о       у       е         о          а

т          м         м       х       с        с        х        к        к        м      л         м         л

15

Упражнение23.

Задание: Прочитайте  слова снизу вверх. Запишите их по нормам русской грамоты.

Цель: обработка навыков техники чтения в нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания, наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.

Инструкция: Прочитать слова, записанные столбиком снизу вверх.

Упражнение 23.

Прочитайте слова снизу вверх и запишите их по нормам русской грамоты:

к         ш         р         х         т          к       б        о          т       к        х         ч         б

а         у         ы          у         о         а        у        х         и       е        е         у          о

м        д          с          п         р         б        з        у         к       в        м         л          л

Упражнение 24.

Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе- снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.

Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, памяти, умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.

Инструкция: необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений.

Упражнение25.

Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе - снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.

16

к        к       к        т        т        м        м       м        м        к        к        к        к

о        а       о        с        о        ю        у       ю       и        ы        а         р        у

р        р       р        и        р        р        х        з        л        з         р         а        с

м       м       а        а        т         т        и        и       я        я         п        п         т

Упражнение 27.

Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты.

Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ориентироваться в двухмерном  пространстве. Развитие навыков самоконтроля и планирования собственной мыслительной деятельности. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.

Инструкция: Необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений, а именно: слова двух первых столбиков читаются сверху вниз, следующие два снизу вверх и т.д. Записать слова в соответствии  нормам русской письменности.

Уровень сложности возрастает от начала упражнения к его концу.

Упражнение 27.

Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты:

к       п         и         я         б         б        е         ы       т       к      ы        а      п      п

а       р         н         н         р          р       н         р       р       л       м       х      р      р

р       о         е         ы         о         о        я         а       е       а        о       у      и      и

т       в          п        т         д          ш       в         г       в       в        б       р      ч      р

и       о         у         с         я          ю       а         л       о       и       ь       а      у       о

н       д         т         у         г          р        л         о       г      ш      л        т      д       д

а       ы         с        п         а           а        с         б       а      и       а        с     а        а

17

Упражнение 28.

Задание: Восстановите и запишите предложения.

Цели: Развитие внимания, наблюдательности, осознанности чтения. Развитие умений и навыков в установлении различных типов связи слов в предложении (на примере согласования). Показать значение окончания при восстановлении связи слов в словосочетании. Развитие навыков конструирования предложений.

Инструкция: Составить предложение из заданных слов. При составлении предложения необходимо определить слово, с которым согласуется прилагательное. Записать предложение.

Упражнение 28.

Восстановите и запишите предложения:

1.а) кошка, серую, ловит, мышку___________________________________

    б) кошка, серая, ловит, мышку___________________________________

2.а) снежный, по, спускается, склону, барс_________________________

   б) снежному, по, спускается, склону, барс ______________________

Упражнение 29.

Задание: Восстановите предложения, вставляя  подходящие по смыслу слова.

Цели:  Развитие внимания, наблюдательности, закрепление орфографических правил написания глаголов. Развитие навыков самоконтроля.

Инструкция: необходимо восстановить предложения, выбрав одно слово из двух предложенных.

Упражнение 29.

Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова:

1.а) Андрей______________ в музыкальной школе.                /учиться

   б) Андрею нравится  _________ в музыкальной школе.              / учится

18

2.а) Вася сейчас __________________с горы.                          /скатиться

   б) Васе нужно быстро_____________с горы.                         / скатится

Упражнение 30.

Задание: Прочитайте слова, написанные одним шрифтом, а затем другим. Выявите закономерность в изменении буквенного состава слов, написанных тем или иным шрифтом.

Цели: Развитие внимания, наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, мыслительных процессов, навыков буквенного анализа слов.

Инструкция: Прочитайте сначала слова, написанные одним шрифтом, затем - другим. Выявите закономерность, определяющую подбор слов, набранных курсивом, а затем - жирным шрифтом.

Упражнение30.

Прочитайте слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем курсивом.

Мак мышка мал мишка мел милка меч пилка мех вилка чех вилки чем волки.

Упражнение 31.

Задание: Прочитайте тексты, написанные разным шрифтом. Запишите их.

Цели: Развитие внимания и наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, развитие понятийной стороны процесса чтения.

Инструкция: Последовательно прочитать тексты, написанные различными шрифтами.

Упражнение 31.                            Весна Зима

Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Вера кочкам. и Ежиха Катя вылезла везут из норки. санки.  Лисица Коля с лисятами и играет Митя на лугу. на Весело коньках. поют Ребята чижи любят. Зацвели зиму. ландыши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.

Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы....

Презентация "Словарный запас слов"

В презентации рассматриваются следующие вопросы:Что такое словарь? Как он формируется?Какие речевые ошибки встречаются у учащихся?Какие существуют методические приёмы при работе над значением нового с...

Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОВЫШЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Занимательные упражнения для  коррекции дисграфии у младших школьников....

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...