Игры,направленные на формирование произвольной регуляции, развитие речи,повышение словарного запаса
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В данном документе собрано множество разных игр, направленных на формирование произвольной регуляции, развитие речи, повышение словарного запаса,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_napravlennye_na_formirovanie.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ,
РАЗВИТИЕ РЕЧИ,
ПОВЫШЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
5
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОВЫШЕНИЕ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Упражнения 1 – 9
Задание: Вычеркните заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв (слогов, слов, цифр, чисел).
Цели: Закрепление зрительного образа определенной буквы, цифры, развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, развитие функции самоконтроля.
Инструкция: Найди и вычеркни заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв.
Усложненный вариант: произвести подсчет заданных фрагментов одновременно с их вычеркиванием и записать количество в конце строчки.
Упражнение 1.Вычеркни заданную букву.
А. РАРЛДЬИПЕНАЛДПЫВРОЛДДЬПАОДГАЩЕАЖАЫЕАВУТРА_______
О. ИЕННОЛОРАПЫКНДБЬТОРАВЫСИЬДЖБЬНОПВАСООГНА_______
Р. РПАЫАРЛДЖТРГКУАРЛДРАВВМРООРВЛЙХРМОЬСРВЬРСР______
а. рллдвдатсмичсгуладрщкнаьбчмияафылпджитьсралыпвгаюсдщзцп______
у. будсчлыщпокоущфылаьорпшлуокимпоупфымчсрмплдуьсализрь______
Упражнение 2.Вычеркни заданный слог.
АМ. МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____
МА. МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____
НИ. ПИ ТИ ИН НИ ИП ГИ ИН КИ НИ ИШ КИ ТИ ИН НИ ПИ ______
ИН. ИН ТИ ПИ ИП ИН ИМ ИЛ ПИ ЛИ НИ СИ ИН ТИ ИЛ МИ _____
6
Упражнение 3. Вычеркни заданное слово среди ряда других:
сон сом сок сон сор сон нос сын сом сон сок сох сом сон сор сон нос _____
лев лов лев лес лез лев зев рев лев лес лев лов лез лев зев рев лев лес _____
бусы дубы басы бусы бука буры бусы басы бусы бука буры бусы _______
кости кости гости кусты густы кости тосты кости посты кусты _______
провода проводка провода проводы провод проводить провода _______
канарейка канарейка кантата канарейка канатик канарейки ______
Упражнение 4. Выдели заданное слово.
сон осн сон сно нос сон нос осн сон сно нос сон нсо осн _____
мука кума каму умка мука укам маку мука акум каму умка мука ____
колодец коделоц клолодец колодец локодец цедолок колодец ______
праздники прадзники праздинки праздники праздики_________
Упражнение 5. Вычеркни заданные цифры.
1. 2 5 7 9 1 4 2 6 1 7 4 8 0 1 5 3 1 5 3 7 4 9 1 5 2 7 1 1 8 9 1 52 1 _____
2. 4 8 2 5 7 4 2 1 8 4 1 9 4 2 5 3 7 5 2 1 2 7 9 5 2 6 2 3 1 2 5 7 9 5 7 2___
Упражнение 6. Вычеркни заданные числа
14. 41 67 51 15 14 49 57 42 24 41 46 14 17 31 53 81 19 14 41 31 14 ____
69 . 36 68 62 69 96 61 56 96 47 43 69 98 89 46 69 36 99 66 69 ________
136 .146 161 361 691 196 136 163 161 361 176 146 136 156 136 ______
1357 . 1257 1356 1357 1375 1358 1347 7531 1235 1245 5731 1573 ______
77727 77277 72777 77737 77772 77227 77222 77772 77727 ______
Упражнение 7. Выдели заданное число в цифровом ряду.
31 74316798431876138895633138593617453713164723413318545312____
368 64733689574634173686553423188637254437368736342336864_____
7
Упражнение 8. Вычеркни только числа.
ИАРКУН475ГКП363485ШПОП84РВ72ПВ75Р69РД8О06ОЕ8ВР36ЙВ_____
Упражнение 9. Вычеркни гласные красным карандашом, а согласные синим.
СИ474ПВМЦНУЛАТИР89603РВВПС6274Ш6ТАНЧ7ЦРКИПГВТКЕШ69ВТУКИМАНЫОУКДАОКЕГКИФЛ456РГЫИАЛЕ9АОЬТКПЫПФЛМТАРФДА
Упражнения 10 ,11.
Задание: Восстановите слова, вставляя пропущенные гласные(согласные) .
Цель: Развитие звуко – буквенного анализа, уточнение, расширение словарного запаса. Развитие пространственно – временных ориентировок, зрительного восприятия памяти, мыслительных операций.
Инструкция: Необходимо восстановить слова, вставляя пропущенные буквы. Речевой материал усложняется за счет отсутствия дифференциации слов по принадлежности к определенным частям речи, а глаголы даны не только в начальной форме.
Упражнение 10. Восстанови слова.
М_к, _б_ж_р, б_з_р, в_д_мщ_ц_, д_д_шк_, з_б_вн_й, _сп_г_ть, м_ж_к_.
Упражнение 11. Восстанови слова.
Деревья: _о_ _ а, е_ь, _у_, о_и_а, и_а, _о_о_ь, _я_и_а, _е_е_а, я_е_ь,
Фрукты: _ _ у_а, _у_ _а, _ _и_ _а, а_е_ь_и_, я_ _о_о, _а_ _о, _и_и.
Упражнение 12.
Задание: Восстановите слова, используя заданные слоги. Запиши слова.
8
Цель: Закрепления понятия о слоговом составе слова, формирование навыков самоконтроля, пространственно – временных представлений. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности.
Инструкция: Составить слово из определенных слогов. Предусмотрено два уровня сложности. Первый – составить слово из трех слогов, второй – из четырех – пяти слогов. Возможен временной контроль, учитывающий а) количество слов, выполненных за установленное педагогом время, б) время, за которое составлено определенное количество слов.
Упражнение 12. Восстанови слова.
Ко ва ро ________
жи фы ра _________
зяй ка хо __________
ка ба со _________
по ро да чек_____________ вуш ка ре де________________
я фут на боль____________ лы ди ко кро________________
аль чи бом ки____________ рос мо на ди________________
фон маг то ни______________ ра те ту ли ра _______________
Упражнение 13.
Задание: Восстановите слова, добавив общую часть к началу. Запиши слова.
Цель: Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.
Инструкция: Восстановить слова, подбирая общую для них часть. Количество недостающих букв соответствует количеству точек в слове. Данное упражнение относится к заданиям повышенной сложности, т.к. предполагает выполнение учащимися большого объема аналитико – синтетической мыслительной деятельности.
9
Упражнение 13. Восстанови слова.
Г. . ______________
СТ. . _____________
Фас. . . _________________
Б. . . __________________
В. . ______________
Д . . ______________
Р. . . __________________
ТОП . . . _______________
Упражнение 14.
Задание: Составьте слова, изменив одну букву в заданном слове. Запиши словосочетания с каждым словом.
Цель: Формирование представлений о смыслоразличительной роли букв. Развитие умений и навыков переработки большого по объему речевого материала. Операции со словом как предметом конструкторской деятельности. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.
Инструкция: прочитать слово, объяснить его значение, составить и записать с ним словосочетание, заменить в исходном слове одну букву, чтобы получилось слово с другим значением.
Упражнение 14. Составь слово, изменив одну букву.
Работа ______________________________________________
Колодец_____________________________________________
Ступень_____________________________________________
Басня_______________________________________________
Цапля_______________________________________________
Тунец_______________________________________________
Косточки____________________________________________
Дума_______________________________________________
Ступа_______________________________________________
10
Упражнение 15.
Задание: Прочитайте и запишите слова, устно составив с ними выражения.
Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения оперировать одновременно в двух параллельных знаковых системах, служащих для графического обозначения устной речи.
Инструкция: прочитать слова, при написании которых использованы различные способы кодировки устной речи.
Упражнение 15. Прочитай слово, называя цифры 1 и 2 различными формами слов «один», «два». Запиши слова.
Нег1ца = негодница 1классник –
Гол1я - хол1сть –
М1ца - нар1к –
Г1сть 2рь –
Загор1я - спи2й –
Огор1к -
Упражнение 16.
Задание: Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.
Цели: Развитие навыков конструирование на уровне слова, развитие мыслительных процессов, звукобуквенного анализа и синтеза, уточнение и расширение словарного запаса.
Инструкция: Используя буквы заданного слова составить другое слово (слова). Уровень сложности варьируется в зависимости от словесной инструкции учителя, следуя которой учащимся предстоит составить одно слово и более, если это возможно. Достаточно несложное на первый взгляд задание можно усложнить, предложив: а) временные рамки, отведенные на его выполнение; б) зафиксировать время, которое ушло на его выполнение.
11
Упражнение 16.
Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.
торс-___________ ниша-____________ пила-__________ тушка-_________
кума-__________ салат-____________ мода-__________ бром- _________
куст-___________ пост- _____________ Марк - _________ рано- _________
Упражнение 17.
Задание: Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите слова.
Цели: Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве, развитие внимания, зрительного восприятия, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, уточнение и обогащение словарного запаса.
Инструкция: Необходимо последовательно выделить слова, написанные единой строкой без пробелов между ними.
Упражнение17.
Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите выделенные слова
А. ДОХОДКАЗАККАБАКРОТОРТОПОТШАБАШПОТОПЗАКАЗДОВОД
Б. АЛЛАРАДАРБОБШАЛАШМАДАМНАГАНЛЕТЕЛДЕДЕЛЕМИМПОП
Упражнение18.
Задание: Выделите слова прочитайте и запишите их. Для слов каждой строки подберите обобщающее слово.
Цели: Развитие внимания, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, формирование навыков осознанного чтения.
Инструкция:
В задании А определить границы слов, относящихся к разряду имен существительных, выделяя максимально длинное слово. Карандашом указать границы слов. Записать выделенные слова и обобщающее слово.
12
В задании Б выделить слова среди набора букв или букв-«сорняков». Выделить спрятанные слова или вычеркнуть ненужные буквы. Записать полученные слова
Уровень сложности второй части задания Б выше, чем первой, у которой определен круг поиска возможных решений обобщающим словом и отсутствием лишних букв. Работая по инструкции к заданию А, ребенку достаточно правильно выделить одно-два слова в каждой строке для того, чтобы подобрать необходимое обобщающее слово. Затем, ориентируясь на него, упростить для себя выполнение задания. Выполняя вторую часть задания, учащиеся в отдельных случаях, лишены возможности прибегать к опосредованному (скрытому в инструкции) алгоритму решения.
Упражнение 18.
Выделите слова.
А.
1) фиалканезабудкарозалютикпионнарциссхризантемаорхидеяастраромашка
2) обезьяналеопардпантерагепарджирафкрокодилзебрабегемотламаоленьбарс
3) шерстьпанцирькожаперочешуяиголки
4) кошкасобакамедведьлисаволкшакалкуницакойотсовафилинорелястреб
Для каждой строки подберите обобщающее слово.
Б.
1) рнкбанкагфдехчашкажовпблюдолнгшстаканэхшощповарёжкаблвювазалдр
2) лворонажэвгалкапршдголубьжролворобейдлпваптетеревдлпрглухпрьдлвр
3) ывапнгдовертолетжшрьисамолётпролракетаэждфвепитдирижабльюднюпр
Упражнение 19.
Задание: Восстановите предложения с несколькими предлогами.
Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие мыслительных процессов, развитие навыков дифференциации
13
понятий «приставка» - «предлог», закрепление знаний о смыслоразличительной роли приставки.
Инструкция: Предложения с несколькими предлогами, в которых слова написаны слитно, необходимо разделить на составляющие их слова. Записать предложения в соответствии с нормами русского языка. Выделить предлоги. Объяснить написание предложений.
Упражнение 19.
Восстановите и запишите предложения с несколькими предлогами:
1) Вкараваневерблюдыидутодинзадругим.
2) Удевочкинаголоверозовыйбантсяркимиблестками.
3)Вновогоднююночьпотелевизорупоказываютразвлекательныепрограммы.
Упражнение 20.
Задание: Выделите предложения. Запишите их.
Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Развитие навыков в установлении различных видов синтаксической связи между словами в предложении.
Инструкция: Среди бессмысленного набора букв необходимо поочередно выделить слова, составляющие предложение. Уровень сложности достаточно высок.
Упражнение 20.
Выделите и запишите предложения:
1)вапролджэкороваблоавжкенпачжуеткенгшщзхсеноцувстмитощшгнртждшл2)рьбювжщньавлкеитьчмававлошадиифывапролджэжлюбятячсмитьбюовесс
3) гнекуцйсмитбелкафывапробюгрызётхздлурпмсчяорехиюдщшггосвахьвсми
14
Упражнение 21.
Задание: Определите границы предложений. Озаглавьте тексты и запишите их.
Цели: Развитие понятийной стороны процесса чтения. Формирование и закрепление представлений о предложении, как о минимальной единице передачи законченной мысли.
Инструкция: Предложения написаны без точек. Необходимо определить границы предложений, расставить точки и записать текст, соблюдая правила пунктуации.
Упражнение 21.
Определите границы предложений, запишите их и озаглавьте тексты.
Белка запасает орехи коза любит капусту заяц ест морковь еж ловит мышей.
Упражнение 22.
Задание: Прочитайте слова сверху вниз. Запишите слова по нормам русской грамоты.
Цели: Обработка навыков техники чтения при нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.
Инструкция: Почитать слова, записанные столбиком сверху вниз.
Упражнение22.
Прочитайте слова сверху вниз и запишите их по нормам русской грамоты:
к д с м л м м р т б м к з
о ы о о е ы а а о у е о а
т м м х с с х к к м л м л
15
Упражнение23.
Задание: Прочитайте слова снизу вверх. Запишите их по нормам русской грамоты.
Цель: обработка навыков техники чтения в нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания, наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.
Инструкция: Прочитать слова, записанные столбиком снизу вверх.
Упражнение 23.
Прочитайте слова снизу вверх и запишите их по нормам русской грамоты:
к ш р х т к б о т к х ч б
а у ы у о а у х и е е у о
м д с п р б з у к в м л л
Упражнение 24.
Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе- снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.
Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, памяти, умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.
Инструкция: необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений.
Упражнение25.
Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе - снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.
16
к к к т т м м м м к к к к
о а о с о ю у ю и ы а р у
р р р и р р х з л з р а с
м м а а т т и и я я п п т
Упражнение 27.
Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты.
Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ориентироваться в двухмерном пространстве. Развитие навыков самоконтроля и планирования собственной мыслительной деятельности. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.
Инструкция: Необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений, а именно: слова двух первых столбиков читаются сверху вниз, следующие два снизу вверх и т.д. Записать слова в соответствии нормам русской письменности.
Уровень сложности возрастает от начала упражнения к его концу.
Упражнение 27.
Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты:
к п и я б б е ы т к ы а п п
а р н н р р н р р л м х р р
р о е ы о о я а е а о у и и
т в п т д ш в г в в б р ч р
и о у с я ю а л о и ь а у о
н д т у г р л о г ш л т д д
а ы с п а а с б а и а с а а
17
Упражнение 28.
Задание: Восстановите и запишите предложения.
Цели: Развитие внимания, наблюдательности, осознанности чтения. Развитие умений и навыков в установлении различных типов связи слов в предложении (на примере согласования). Показать значение окончания при восстановлении связи слов в словосочетании. Развитие навыков конструирования предложений.
Инструкция: Составить предложение из заданных слов. При составлении предложения необходимо определить слово, с которым согласуется прилагательное. Записать предложение.
Упражнение 28.
Восстановите и запишите предложения:
1.а) кошка, серую, ловит, мышку___________________________________
б) кошка, серая, ловит, мышку___________________________________
2.а) снежный, по, спускается, склону, барс_________________________
б) снежному, по, спускается, склону, барс ______________________
Упражнение 29.
Задание: Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Цели: Развитие внимания, наблюдательности, закрепление орфографических правил написания глаголов. Развитие навыков самоконтроля.
Инструкция: необходимо восстановить предложения, выбрав одно слово из двух предложенных.
Упражнение 29.
Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова:
1.а) Андрей______________ в музыкальной школе. /учиться
б) Андрею нравится _________ в музыкальной школе. / учится
18
2.а) Вася сейчас __________________с горы. /скатиться
б) Васе нужно быстро_____________с горы. / скатится
Упражнение 30.
Задание: Прочитайте слова, написанные одним шрифтом, а затем другим. Выявите закономерность в изменении буквенного состава слов, написанных тем или иным шрифтом.
Цели: Развитие внимания, наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, мыслительных процессов, навыков буквенного анализа слов.
Инструкция: Прочитайте сначала слова, написанные одним шрифтом, затем - другим. Выявите закономерность, определяющую подбор слов, набранных курсивом, а затем - жирным шрифтом.
Упражнение30.
Прочитайте слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем курсивом.
Мак мышка мал мишка мел милка меч пилка мех вилка чех вилки чем волки.
Упражнение 31.
Задание: Прочитайте тексты, написанные разным шрифтом. Запишите их.
Цели: Развитие внимания и наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, развитие понятийной стороны процесса чтения.
Инструкция: Последовательно прочитать тексты, написанные различными шрифтами.
Упражнение 31. Весна Зима
Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Вера кочкам. и Ежиха Катя вылезла везут из норки. санки. Лисица Коля с лисятами и играет Митя на лугу. на Весело коньках. поют Ребята чижи любят. Зацвели зиму. ландыши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по развитию словарного запаса.
Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...
Логопедическая работа по развитию словарного запаса.
Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...
Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.
Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы....
Презентация "Словарный запас слов"
В презентации рассматриваются следующие вопросы:Что такое словарь? Как он формируется?Какие речевые ошибки встречаются у учащихся?Какие существуют методические приёмы при работе над значением нового с...
Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"
Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОВЫШЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Занимательные упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников....
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...