Урок кубановедения по теме: "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора."
план-конспект урока (3 класс) на тему

Конспект открытого урока "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора" по ФГОС.3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока кубановедения

                                                                             Егорова Наталья Михайловна

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                       МБОУ лицей №4 г.Ейск

3 класс

Тема: «Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель: Развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.

Задачи:

Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.

Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .

Коммуникативная: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.

Личностная:  Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Оборудование: учебник «Кубановедение»  М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, и др., проектор, презентация «Грибное царство», фотографии грибов, индивидуальные карточки уч-ся, кроссворды для работы в группах,

ХОД УРОКА.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

Встали ровненько, красиво. Посмотрю - ка я на вас!

Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи, игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю вам удачи. За работу, в добрый час!

- Ребята, поднимите руку, кто любит отдыхать на природе. А где вы именно любите отдыхать? (в лесу, на лугу, в поле, у реки, на озере:)

- А мы сегодня с вами отправимся в лес, но неспустыми руками, а возьмём с собой лукошко.

- Кто знает, что такое лукошко? (это ручная корзина из прутьев)

- Как вы думаете, а что можно собирать в лукошко? (ягоды, грибы, шишки)

II. Проблемный этап.

1. - Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

Отыскал я их в лесу,

А теперь домой несу.

Видишь - полное лукошко.

Будем жарить их с картошкой.

                                                    (грибы)

2.- Правильно. Сегодня мы будем говорить о грибах.

    - Кто видел грибы?

    - Какие грибы вы знаете?

    - Когда вы их находили?

    - Для чего вы их собирали?

    - Все ли грибы можно есть?

3. Обобщающая беседа о грибах Краснодарского края. (Рассказ о каждом грибе сопровождается показом слайда на мультимедийной установке. Подготовленные учащиеся читают стихи об иллюстрированных  грибах.)

-  Богат Краснодарский край грибными местами. На Кубани насчитывается  до 200 видов грибов, из которых только 40 можно употреблять в пищу.

-  Всем хорошо известны грибы: белые, подберёзовики, лисички, рыжики, грузди, но есть грибы, на которые мы не обращаем внимание.

- Ранней весной во влажных местах, по оврагам и на местах костров появляются грибы сморчки и строчки. Они мясисты, нежны и обладают приятным запахом.

- У сморчков желто-бурая коническая шапочка, ячеистая, как будто сшитая из лоскутков. Пенёк внутри полый. Есть у грибов секрет: в темноте некоторые сморчки начинаются светиться. Это свечение помогает отобрать старые сморчки, которые ядовитые.

- У строчка шляпка темно-коричневая, неправильной формы, с глубокими складками. Эти грибы нужно собирать молодыми, так как старые грибы приобретают ядовитость. Их отваривают в кипятке в течение 15 минут, воду сливают. Сваренные грибы жарят, маринуют, солят.

- Летом на навозе, на хорошо удобренной земле, в огородах и садах появляются грибы с яйцевидной шляпкой. Гриб приобретает форму колокола, растет в течение двух дней и достигает высоты 20 сантиметров. Поверхность шляпки сначала белая, потом покрывается серыми чешуйками. Этот гриб вполне съедобен в молодом возрасте. Вкусом он напоминает шампиньоны. Его называю навозник.

- Наиболее вкусный гриб - опёнок. Опёнок - паразит, растущий на пнях, как в лиственных, так и в хвойных лесах. Шляпки у опят буровато-жёлтого цвета с мелкими чешуйками. Пластинки белые. Края шляпки соединены с ножкой тонкой белой плёнкой. Опята вкусные жареные и вареные, маринованные и солёные.

           

               Опята.

В жёлтых шапочках опята

Всюду вместе - брат за брата.

Ох, и дружно же они

Атакуют в роще пни!

                                 И.Винокуров

                                           Гриб боровичок.

Гриб - грибок боровичок

Сдвинул шляпку на бочок,

Сделал зонтик от жары

Из берёзовой коры.

Ты не прячься, гриб, в траву,

Всё равно тебя сорву!

                                      Н.Головина

           Сыроежки.

Сыроежки

Очень хрупки,

словно тоненькие блюдца,

Ты бери их осторожно,

А иначе -

Разобьются.

Сколько блюдец

Разноцветных!

Даже жаль их класть

В корзинку.

И лежит

На каждом блюдце

Чуть дрожащая росинка.

                                               С.Жуков

- В пищу нельзя употреблять ядовитые грибы: бледная поганка, красный мухомор, ложные опята, ложный белый сатанинский гриб.

- У красного мухомора шляпка гриба красная, оранжево-красная, ан шляпке белые хлопья, ножка белая. В нём содержаться ядовитые вещества. У человека, съевшего кусочек красного мухомора, возбуждается нервная система, появляются галлюцинации.

                             Мухомор.

    Мимо мухомора не пройдешь: чудо чудное, диво дивное!

Сказочная Красная шапочка? Или домик на курьих ножках?

А может, гномик лесной в бисерном колпачке и кружевных

панталончиках? Вот-вот зашевелится, поклонится и что-нибудь

 скажет…        

                                                                     Н.Сладков

- Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. В нём содержится быстродействующий яд, который поражает, в первую очередь, печень и почки. Один гриб, попавший в пищу, может погубить трёх-четырёх взрослых людей. Поэтому необходимо тщательно осматривать каждый срезанный гриб, прежде чем положить в корзинку.

- Нельзя топтать, мять, уничтожать несъедобные грибы. Некоторые из них, например, красный мухомор, служит лекарством для коров и является любимым лакомством лесных великанов - лосей. Отправляясь в лес за грибами надо помнить об этом.

   

        Грибы.

Топ-топ - пять шагов.

В туесочке - пять грибов.

Мухомор красный - гриб опасный.

А второй - лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка

Розовое ушко.

А четвёртый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело!

                               В.Незвал

- А вы когда-нибудь задумывались, зачем лесу грибы? Оказывается, хоть люди их и любят, но вполне могут без них обойтись, а вот лес не может. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращают в перегной, то есть плодородную почву.

III. Работа с информацией.

1.ИГРА «УГАДАЙ ГРИБОК».

На экран выводятся загадки о грибах. Каждый учащийся загадывает загадку классу. Отгадавший отыскивает отгадку на иллюстрациях.

Загадки.

Отыскал я их в лесу,

А теперь домой несу,

Видишь - полное лукошко.

Будем жарить их с картошкой.

                                            Грибы

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

                                                     Белый гриб

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

                                           Подосиновик

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это - ……….

                                           Сыроежки

Рыжие сестрички,

Ростом невелички.

                                  Лисички

На пеньке живёт семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом один у нас, а крыша

Есть у каждого своя.

                                       Опята

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки

                                      Мухомор

2.Работа в группах: «Заполни кроссворд».

1 П

2 Б

3 Г

О

О

Р

4  П

О

Д

Б

Е

Р

Ё

З

В

И

К

О

О

П

Б

С

В

Я

6 Л

И

С

И

Ч

К

И

Т

Н

К

А

7М

У

Х

О

М

О

Р

В

И

К

  1. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

  1. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

  1. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

  1. Лета первая примета:

Под берёзой в холодке -

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

  1. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички -

Золотистые ………..

  1. Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый ………….

3.Работа в тетради (в компьютере).

Пошёл Ёжик гулять, нашёл грибы в лесу.

Помогите Ёжику определить самый опасный гриб и раскрасьте.

                       

IV. Аналитический.

Цель: формулирование выводов, закрепление полученной информации

- Сейчас вы будете работать в паре. Вспомните и назовите правила работы в паре, которые помогут вам успешно справиться с заданием.

1. Не говори громко;

2. Уважай мнение товарища;

3. Оказывай помощь товарищу;

4. Придя к общему мнению, выберите, кто будет отвечать;

5. При завершении работы поднимите вместе руки.

- Рассмотрите на С. 59 справа рисунки и составьте правила сбора грибов.

Выслушивание вариантов ответов.

1. Гриб надо срезать ножом, только ножку. Почему? (можно повредить грибницу гриба)

2. Нельзя рвать грибы руками. Почему? (можно выдернуть его с грибницей гриба)

3. Нельзя рвать несъедобные грибы. Почему? (ими можно отравиться)

- Молодцы, правильно поняли, что хотел донести до вас автор этих рисунков.

- Ребята, а сейчас давайте прочитаем советы Маши, как надо собирать грибы. (С.59 внизу)

- Как вы считаете, о какой пользе говорила Маша? (несъедобными грибами питаются животные и насекомые)

- Правильно, поэтому ни когда не трогайте несъедобные и мало знакомые вам грибы, так как они могут принести пользу другим.

 V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- В какое время года бывает большое количество грибов?

- Под какими деревьями растут грибы?

- Какие ядовитые грибы запомнили?

Самооценка по критериям.

  • Теперь я знаю, что грибы бывают съедобные и несъедобные.
  • Теперь я смогу отличить съедобный гриб от несъедобного и знаю из каких частей он состоит

VI. Домашнее задание.

Подготовить сообщение с иллюстрациями о грибе (по выбору), растущем в

Краснодарском крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов".

Презентация к уроку Кубановедения в 3 классе: "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"....

Кубановедение, 3класс Тема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.

Кубановедение, 3классТема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.Цели: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами гр...

Урок кубановедения по теме: "Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"

Урок кубановедения для 3 класса практической направленности. В ходе урока дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы и правила их сбора....

Тема. Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора.

Познакомить учащихся со строением грибов.Учить различать съедобные и несъедобные грибы.Расширить и систематизировать знания о грибах.Формировать умения строить доказательства.Воспитывать любознательно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора."

·         Познакомить учащихся со строением грибов.·         Учить различать съедобные и несъедобные грибы.·...

Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора.

1.     Познакомить учащихся с двумя видами грибов;2.     Развивать умение различать грибы; учить работать в группах, парах;3.      Воспитывать чувство любв...