Урок кубановедения по теме: "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора."
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект открытого урока "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора" по ФГОС.3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_griby_sedobnye_i_nesedobnye_po_fgos.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока кубановедения
Егорова Наталья Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ лицей №4 г.Ейск
3 класс
Тема: «Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель: Развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.
Задачи:
Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.
Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .
Коммуникативная: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.
Личностная: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Кубановедение» М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, и др., проектор, презентация «Грибное царство», фотографии грибов, индивидуальные карточки уч-ся, кроссворды для работы в группах,
ХОД УРОКА.
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
Встали ровненько, красиво. Посмотрю - ка я на вас!
Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи, игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи. За работу, в добрый час!
- Ребята, поднимите руку, кто любит отдыхать на природе. А где вы именно любите отдыхать? (в лесу, на лугу, в поле, у реки, на озере:)
- А мы сегодня с вами отправимся в лес, но неспустыми руками, а возьмём с собой лукошко.
- Кто знает, что такое лукошко? (это ручная корзина из прутьев)
- Как вы думаете, а что можно собирать в лукошко? (ягоды, грибы, шишки)
II. Проблемный этап.
1. - Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:
Отыскал я их в лесу,
А теперь домой несу.
Видишь - полное лукошко.
Будем жарить их с картошкой.
(грибы)
2.- Правильно. Сегодня мы будем говорить о грибах.
- Кто видел грибы?
- Какие грибы вы знаете?
- Когда вы их находили?
- Для чего вы их собирали?
- Все ли грибы можно есть?
3. Обобщающая беседа о грибах Краснодарского края. (Рассказ о каждом грибе сопровождается показом слайда на мультимедийной установке. Подготовленные учащиеся читают стихи об иллюстрированных грибах.)
- Богат Краснодарский край грибными местами. На Кубани насчитывается до 200 видов грибов, из которых только 40 можно употреблять в пищу.
- Всем хорошо известны грибы: белые, подберёзовики, лисички, рыжики, грузди, но есть грибы, на которые мы не обращаем внимание.
- Ранней весной во влажных местах, по оврагам и на местах костров появляются грибы сморчки и строчки. Они мясисты, нежны и обладают приятным запахом.
- У сморчков желто-бурая коническая шапочка, ячеистая, как будто сшитая из лоскутков. Пенёк внутри полый. Есть у грибов секрет: в темноте некоторые сморчки начинаются светиться. Это свечение помогает отобрать старые сморчки, которые ядовитые.
- У строчка шляпка темно-коричневая, неправильной формы, с глубокими складками. Эти грибы нужно собирать молодыми, так как старые грибы приобретают ядовитость. Их отваривают в кипятке в течение 15 минут, воду сливают. Сваренные грибы жарят, маринуют, солят.
- Летом на навозе, на хорошо удобренной земле, в огородах и садах появляются грибы с яйцевидной шляпкой. Гриб приобретает форму колокола, растет в течение двух дней и достигает высоты 20 сантиметров. Поверхность шляпки сначала белая, потом покрывается серыми чешуйками. Этот гриб вполне съедобен в молодом возрасте. Вкусом он напоминает шампиньоны. Его называю навозник.
- Наиболее вкусный гриб - опёнок. Опёнок - паразит, растущий на пнях, как в лиственных, так и в хвойных лесах. Шляпки у опят буровато-жёлтого цвета с мелкими чешуйками. Пластинки белые. Края шляпки соединены с ножкой тонкой белой плёнкой. Опята вкусные жареные и вареные, маринованные и солёные.
Опята.
В жёлтых шапочках опята
Всюду вместе - брат за брата.
Ох, и дружно же они
Атакуют в роще пни!
И.Винокуров
Гриб боровичок.
Гриб - грибок боровичок
Сдвинул шляпку на бочок,
Сделал зонтик от жары
Из берёзовой коры.
Ты не прячься, гриб, в траву,
Всё равно тебя сорву!
Н.Головина
Сыроежки.
Сыроежки
Очень хрупки,
словно тоненькие блюдца,
Ты бери их осторожно,
А иначе -
Разобьются.
Сколько блюдец
Разноцветных!
Даже жаль их класть
В корзинку.
И лежит
На каждом блюдце
Чуть дрожащая росинка.
С.Жуков
- В пищу нельзя употреблять ядовитые грибы: бледная поганка, красный мухомор, ложные опята, ложный белый сатанинский гриб.
- У красного мухомора шляпка гриба красная, оранжево-красная, ан шляпке белые хлопья, ножка белая. В нём содержаться ядовитые вещества. У человека, съевшего кусочек красного мухомора, возбуждается нервная система, появляются галлюцинации.
Мухомор.
Мимо мухомора не пройдешь: чудо чудное, диво дивное!
Сказочная Красная шапочка? Или домик на курьих ножках?
А может, гномик лесной в бисерном колпачке и кружевных
панталончиках? Вот-вот зашевелится, поклонится и что-нибудь
скажет…
Н.Сладков
- Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. В нём содержится быстродействующий яд, который поражает, в первую очередь, печень и почки. Один гриб, попавший в пищу, может погубить трёх-четырёх взрослых людей. Поэтому необходимо тщательно осматривать каждый срезанный гриб, прежде чем положить в корзинку.
- Нельзя топтать, мять, уничтожать несъедобные грибы. Некоторые из них, например, красный мухомор, служит лекарством для коров и является любимым лакомством лесных великанов - лосей. Отправляясь в лес за грибами надо помнить об этом.
Грибы.
Топ-топ - пять шагов.
В туесочке - пять грибов.
Мухомор красный - гриб опасный.
А второй - лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб - волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб - сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб - белый,
Ешь его смело!
В.Незвал
- А вы когда-нибудь задумывались, зачем лесу грибы? Оказывается, хоть люди их и любят, но вполне могут без них обойтись, а вот лес не может. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращают в перегной, то есть плодородную почву.
III. Работа с информацией.
1.ИГРА «УГАДАЙ ГРИБОК».
На экран выводятся загадки о грибах. Каждый учащийся загадывает загадку классу. Отгадавший отыскивает отгадку на иллюстрациях.
Загадки.
Отыскал я их в лесу,
А теперь домой несу,
Видишь - полное лукошко.
Будем жарить их с картошкой.
Грибы
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Белый гриб
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
Подосиновик
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это - ……….
Сыроежки
Рыжие сестрички,
Ростом невелички.
Лисички
На пеньке живёт семья:
Мама, папа, брат и я.
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя.
Опята
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки
Мухомор
2.Работа в группах: «Заполни кроссворд».
1 П | 2 Б | 3 Г | |||||||||||||||
О | О | Р | |||||||||||||||
4 П | О | Д | Б | Е | Р | Ё | З | 5О | В | И | К | ||||||
О | О | П | Б | ||||||||||||||
С | В | Я | |||||||||||||||
6 Л | И | С | И | Ч | К | И | Т | ||||||||||
Н | К | А | |||||||||||||||
7М | У | Х | О | М | О | Р | |||||||||||
В | |||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||
К |
- Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
- Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
- Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
- Лета первая примета:
Под берёзой в холодке -
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
- Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
- Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички -
Золотистые ………..
- Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый ………….
3.Работа в тетради (в компьютере).
Пошёл Ёжик гулять, нашёл грибы в лесу.
Помогите Ёжику определить самый опасный гриб и раскрасьте.
IV. Аналитический.
Цель: формулирование выводов, закрепление полученной информации
- Сейчас вы будете работать в паре. Вспомните и назовите правила работы в паре, которые помогут вам успешно справиться с заданием.
1. Не говори громко;
2. Уважай мнение товарища;
3. Оказывай помощь товарищу;
4. Придя к общему мнению, выберите, кто будет отвечать;
5. При завершении работы поднимите вместе руки.
- Рассмотрите на С. 59 справа рисунки и составьте правила сбора грибов.
Выслушивание вариантов ответов.
1. Гриб надо срезать ножом, только ножку. Почему? (можно повредить грибницу гриба)
2. Нельзя рвать грибы руками. Почему? (можно выдернуть его с грибницей гриба)
3. Нельзя рвать несъедобные грибы. Почему? (ими можно отравиться)
- Молодцы, правильно поняли, что хотел донести до вас автор этих рисунков.
- Ребята, а сейчас давайте прочитаем советы Маши, как надо собирать грибы. (С.59 внизу)
- Как вы считаете, о какой пользе говорила Маша? (несъедобными грибами питаются животные и насекомые)
- Правильно, поэтому ни когда не трогайте несъедобные и мало знакомые вам грибы, так как они могут принести пользу другим.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
- В какое время года бывает большое количество грибов?
- Под какими деревьями растут грибы?
- Какие ядовитые грибы запомнили?
Самооценка по критериям.
- Теперь я знаю, что грибы бывают съедобные и несъедобные.
- Теперь я смогу отличить съедобный гриб от несъедобного и знаю из каких частей он состоит
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщение с иллюстрациями о грибе (по выбору), растущем в
Краснодарском крае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов".
Презентация к уроку Кубановедения в 3 классе: "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"....
Кубановедение, 3класс Тема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.
Кубановедение, 3классТема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.Цели: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами гр...
Урок кубановедения по теме: "Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"
Урок кубановедения для 3 класса практической направленности. В ходе урока дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы и правила их сбора....
Тема. Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора.
Познакомить учащихся со строением грибов.Учить различать съедобные и несъедобные грибы.Расширить и систематизировать знания о грибах.Формировать умения строить доказательства.Воспитывать любознательно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс "Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора."
· Познакомить учащихся со строением грибов.· Учить различать съедобные и несъедобные грибы.·...
Презентация к уроку кубановедения на тему: "Грибы съедобные и несъедобные.Правила сбора грибов"
Презентация, 3 класс...
Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора.
1. Познакомить учащихся с двумя видами грибов;2. Развивать умение различать грибы; учить работать в группах, парах;3. Воспитывать чувство любв...