Методы и приемы развития логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира
статья

Гилевич Мария Владимировна

В развитии логического мышления и связной речи особенно велика роль изучения природы и общества. Наблюдение и характеристика различных явлений - основа развития всех типов связной речи - описание, повествования, рассуждения. Истина самого слова, логические упражнения мысли- вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира. «Всё, что есть в речи логического, - писал учёный - проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «Есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира

В развитии логического мышления и связной речи особенно велика роль изучения природы и общества. Наблюдение и характеристика различных явлений - основа развития всех типов связной речи - описание, повествования, рассуждения. Истина самого слова, логические упражнения мысли- вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира. «Всё, что есть в речи логического, - писал учёный - проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «Есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» [23;164].

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, развивают учебно-интеллектуальные умения: постановка и решение проблемных вопросов, выполнение учебной задачи, логических операций. С развитием мышления тесно связано формирование речевых и коммуникативных умений: построение диалога и связного повествования, поиск путей решения речевых логических задач [5;32].

Одним из методов развивающих логическое мышление является рассказ учителя с элементами беседы, которые чаще всего включают в себя рассуждения, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений. Беседа по осмыслению нового материала представляет собой вопросно-ответный способ учебной работы, побуждающий учащихся к рассуждению и умозаключениям, к самостоятельному «открытию» новых выводов, идей, законов и других теоретических обобщений. Поэтому при приведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленят существенные признаки изучаемых предметов и явлений и таких путем приобретут новые знания.

«Умения давать вопросы, - писал К.Д. Ушинский,- постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Не менее важно, чтобы вопросы имели чёткую логическую направленность, позволяющую учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности при устном изложении дает сравнение, сопоставление новых фактов, примеров и положений с теми, что изучалось ранее. На огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся так же указывал К.Д. Ушинский. Он считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, все в мире познается не иначе как через сравнение.

Полезно создавать проблемные ситуации, ставить перед учащимися познавательные задачи, которые им необходимо решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала [31;53].

Создание проблемных ситуаций может стать одним из основных способов организации образовательного процесса, результатом которого будет достижение таких предметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [24;64], как:

  • освоение доступных способов изучения природы и общества

(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У учащихся в процессе обучения должны быть сформированы

познавательные универсальные учебные действия (УУД), в основе которых лежат следующие умения:

  • различать методы познания окружающего мира по его целям

(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований,

фиксировать их результаты;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

  • проверять информацию, находить дополнительную информацию,

используя справочную литературу, использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • презентовать подготовленную информацию в наглядном виде

[32;33].

Содержание предмета «окружающий мир» отличается конкретностью изучаемых явления, процессов и объектов. В основе познавательной деятельности лежит чувственное восприятие окружающего мира. Поэтому при создании и рассмотрении проблемных ситуаций на уроках по курсу «Окружающий мир» надо постоянно опираться на использование изображений изучаемых процессов и явлений, использовать жизненный опыт учащихся, привлекать краеведческий материал. Этому же способствует и интегративный характер предмета, который соединяет природоведческие, обществоведческие и исторические знания, то есть дает школьнику материал, необходимый для целостного и системного видения мира в его взаимосвязях. В психолого-педагогической литературе выделяют традиционные и реальные проблемные ситуации. Традиционное проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возрасту учащихся.

Пример № 1. При изучении царств живой природы в теме «Разнообразие растений» предлагаем задание: «Хвоинки сосны держаться на ветке 2-3 года, а хвоинки ели- 5-7 лет.  Затем они опадают.  Почему же сосну, и ель называют вечнозелеными растениями?». В данном случае возможно выдвижение двух гипотез:

  1. Когда старые хвоинки сосны и ели опадут, на их месте вырастают новые.
  2. У сосны и ели каждый год вырастают новые хвоинки.

При проверке первой гипотезы выясняется, что одновременное опадение хвоинок у сосны и ели приведет к тому, что оба дерева перестанут быть зелеными. Нужно время, чтобы выросли новые хвоинки.  Следовательно, данная гипотеза неверна.

Для проверки второй гипотезы необходима опора на наблюдения и жизненный опыт учащихся. Они вспоминают, что у сосны и ели, так, же как и у лиственных деревьев, каждый год вырастают новые хвоинки. В результате приходят к выводу, что хвоя сосны и ели обновляется постепенно, поэтому сосна и ель всегда зеленые.

Приведем примеры реальных проблемных ситуаций.

Пример 1. Какие вещи надо положить в чемодан Саше, если он проведет зимние каникулы в Санкт-Петербурге? Какие вещи необходимы Лене, если она будет отдыхать в Египте?

Пример 2.В Москве намечалось строительство нескольких мусоросжигательных заводов. Что делать с мусором? Сжигать или не сжигать? Где разместить заводы по переработке мусора?

Решение проблемных вопросов мотивирует учащихся к самостоятельному поиску информации, позволяет им научиться видеть проблему, формулировать ее, находить пути ее разрешения. Систематическое решение проблемных вопросов, учебных задач - характерный признак современного урока [37;30].

Развитее логических приемов осуществляется так же на этапе закрепления в рамкам комбинированного урока «окружающего мира». Уровень достижения  предметных результатов оценивается по степени правильности, осознанности, полноты и действенности знаний младших школьников. Правильность знаний характеризуется, как степень их соответствия эталону; полнота - как их объем, то есть количество усвоенных элементов знаний; осознанность знаний отражает понимание учеником внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, оценивать, доказывать и обобщать; действенность знаний - это умение применять их в различных ситуациях.  

Задания на логическое осмысление знаний содержат слова «найти взаимосвязь», «сделай вывод», «сравни (найди различие и сходство)», «заполни схему», «объясни (факты, сущность явления, результаты опыта или эксперимента, наблюдения)», «докажи», «реши задачу» и т.д.

Задания этого типа требуют от учащихся применения таких приемов мыслительной деятельности, как установление взаимосвязей, обобщение, формулирование выводов, сравнение, классификация, и имеют выраженную направленность на интеллектуальное развитие учащихся, формирование у них важнейших интеллектуальных и общеучебных умений.

Задания на практическое применение знаний направлены, прежде всего, на формирование и развитие практических умений.  По распознаванию (определению) объектов и явлений, проведению опытов, наблюдений и экспериментов, чтению карты, а также практических умений трудового характера по уходу за растениями и животными и т.п. Примеры таких заданий: «Используя свои знания, определи, распознай горную породу (растение, животное, условное обозначение на карте)»; «Продемонстрируй опыт (постановку наблюдения, эксперимента)»; «Обозначь на контурной карте...»; «Произведи уход за растением: правильно полей, пересади, накорми» [6;49].

Развитие логического мышления младших школьников происходит не только на уроках окружающего мира, но и во внеурочной деятельности. Например, программа внеурочной «Путешествие в мир веществ» формирует у детей систему первоначальных знаний о веществах и исследовательский подход к изучению окружающего мира [36;38].

Для развития логического мышления детей младшего школьного возраста часто используются дидактические, обучающие игры и редко-сюжетно-ролевые.

Игры для детей не только отдых и развлечения, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти, обучаться, воспитываться и развиваться. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять,- советовал А.С Макаренко, - Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

Одним из игровых приёмов является отгадывание загадок. Это деятельность призывает детей внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Уже одно это имеет немаловажное значение для выработки у школьников умения выделять главное, основное в наблюдаемом явлении природы или в каком – то понятии. Загадки дают возможность ученикам поразмышлять, выделить в изучаемом существенное, особенное [12;3].

Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер. Загадки, по мнению К. Д. Ушинского, доставляют уму ребенка полезное упражнение. Вот, к примеру, загадка о подсолнечнике:

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

У него не горячи.

Развивая мышление, загадки как бы стремятся через свое «поэтическое окошечко» познакомить ребенка с окружающим миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые, как правило, остаются незамеченными. Одним словом, загадки - это свод знаний о мироздании. Человек, познавая природу, одушевлял ее способностью чувствовать, действовать.

Большая часть загадок имеет экологическую направленность. В них нашли отражение знания о природе и человеке, накопленные за столетия и тысячелетия. Поэтому загадки знакомят ребенка со всем многообразием окружающего мира, его закономерностями и связями, учат думать и принимать решения. Например, загадки о зайце:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой летом.

Вариантов дидактических игр и игровых приемов много. Есть игры с вопросами, рисунками, заданиями. Организовать их можно по-разному, на всех этапах урока, экскурсии, при проверке знаний, опросе. Среди дидактических игр могут быть различные викторины [33;12]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

«Развитие логического мышления младших школьников на уроке математики»

Тема самообразования учителя начальных классов. Будет интересна молодым и начинающим педагогам!!!!...

Статья по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира"

В статье освещается психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Говорится о влиянии уроков окружающего мира на развитие логического мышления младш...