Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Информационно-коммуникационные   технологии (ИКТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt-tehnologii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Дунаева Светлана Александровна                  

                                                                учитель начальных классов

                                                                высшей квалификационной категории

                                                                МОУ «Каслинская СОШ №27»

           Информационно-коммуникационные   технологии (ИКТ)  

                              в начальной школе. Слайд 1

       Как  сделать уроки более насыщенными, интересными, активизировать  внимание  учащихся,  усилить  их мотивацию,  развивать  познавательные процессы?  

   Ответы на эти и другие вопросы - в применении современных педагогических технологий. 

    Основное назначение педагогических технологий - это достижение максимальных результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как учителей, так и учащихся.

   Благодаря техническому прогрессу АРМ-учителя помощник в нашей с вами работе. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств, используя на своих уроках современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Включение  ИКТ в учебный процесс позволяет  организовать разные формы  учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

     

Слайд 2 Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • Овладевать практическими способами работы с информацией;
  • Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • Активизировать познавательную  деятельность учащихся;
  • Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

  Применение  ИКТ позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует  внимание  учащихся,  усиливает  их мотивацию,  развивает  познавательные интересы, мышление, внимание, развивает  воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. 

      Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, интересными,  отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

      Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. Внедрение  информационных технологий основано на учёте следующих возрастных особенностей учащихся:

  •  в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой  на учебную.

     Использование  игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным.   Применение  полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность, и оживляет учебный процесс.

   

 

Современный   урок с использованием ИКТ-технологий строится по той же структуре, что и традиционный:

актуализация знаний,

объяснение нового,

закрепление,

контроль. 

  Слайд 3   (Распечатка) Совершенствование традиционных методов  

                                             обучения  при использовании ИКТ


Традиционные методы обучения


Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИКТ


Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж


Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.


Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация


Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств


Практические: упражнение, практические и лабораторные работы 


Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов


Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка 


Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов 

Распечатку Методические возможности и преимущества урока с применением ИКТ(вы можете прочесть на листах на ваших партах и взять с собой)

    Особое внимание на уроке с применением ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. 

  Слайд 4 Для учащихся 1-х классов работа на компьютере - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин. 

   Компьютерные  технологии на уроках - мои   помощники.

Слайд 5 Применение  ИКТ-технологий на уроках в начальной школе.

Технология

Предметы

Обоснование применения

Имеющийся или прогнозируемый результат

Информационно-комуникационные

Математика русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология

-развитие интеллектуальных способностей, любознательности;

- развитие настойчивости, умения концентрировать свои силы для преодоления возникающих трудностей.

- усвоение знаний становится более качественным и прочным.

  С установкой АРМа в моём классе в 2008 году  появилась возможность использовать на уроках презентации с дисков из методического кабинета начальных классов и Интернета.

    Слайд 6  В  2011 году  к учебникам с логотипом ФГОС по программе «Школа России»   авторами были разработаны электронные приложения по предметам математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология.

Поэтому с 1 класса использую электронные приложения при объяснении нового материала, закреплении, повторении. Использование мультимедийных презентаций записано в календарно-тематическом планировании и проводится в системе.

  Компьютер  помогает  мне  сделать  уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.

(слайд 7)  По русскому языку  каждая тема содержит (слайд 8)объяснение нового, словарную работу, упражнения для развития речи и закрепления, проверочную работу.  Часть заданий дети выполняют на уроке, во внеурочной деятельности, а оставшуюся часть дома. Объяснения и задания упражнений проговариваются хорошо воспринимаемым голосом.

     Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не, только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • Вызывает интерес и делает разнообразным  процесс передачи информации;
  • Усиливает воздействие выступления.

Слайды 9-17

Слайд 18    Математика в электронном приложении это объяснение нового, упражнения для закрепления, которые выполняются в классе при устном счёте и самостоятельно дома.

    На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах  вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут компьютерных уроков. В итоге повышается мотивация обучения. Слайды 19,20

Слайд 21 Электронное приложение к урокам окружающего мира богато звуковыми презентациями и заданиями для закрепления, которые дети выполняют в классе и дома. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране,   увидеть движение,   услышать звук моря.

    После выполнения заданий подводится итог: компьютер графически или звуковым сигналом одобряет ребят, а если допущена ошибка, просит вернуться к исходному заданию.

   Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет детям  усваивать материал как бы незаметно для самих себя и при этом, что очень важно, способствует развитию их памяти и концентрации внимания.

  По литературному чтению  звуковое приложение содержит чтение стихов, рассказов и сказок, которые дети могут слушать как в классе, так и дома.

(СЛАЙД 22 )Электронное приложение по технологии помогает пошагово выполнить поделку из бумаги, картона, пластилина, можно зафиксировать материал, сделать паузу, объяснить непонятное, вернуться к предыдущему.

Слайды  23-28 Тема урока «Дымковская игрушка»

  • Презентация «Дымковская игрушка»
  • Приёмы лепки
  • Этапы работы
  • Подготовка рабочего места (план работы, материалы, инструменты, приспособления, слова из словаря, варианты изготовления)
  • Видеоролик по непосредственному изготовлению игрушки.

    Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и не утомительно для учащихся.

    Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет! Убеждена, что разумное использование компьютера на уроках продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту, например, через учебные проекты (слайд 29). Выполняя проекты учащиеся, реализуют себя в деятельности.  Презентации проектов ребята представляют своим одноклассникам.     Создание компьютерных презентаций способствуют развитию у учащихся эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенцией.

   

  С применением ИКТ создаются условия для индивидуализации обучения:  есть возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль.

     Слайд 30 Использую компьютер при подготовке классных часов и родительских собраний по темам «Режим дня школьника», «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром».

       При  систематическом использовании информационных технологий в  учебном  процессе можно значительно повысить эффективность обучения, стимулировать  положительную мотивацию учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью.   Использование ИКТ оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьника

Использование новых информационных технологий  на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции  младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»

Я  считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя.     Необходимость применения средств...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....