Обобщение опыта работы
опыты и эксперименты на тему

Колесникова Анна Николаевна

Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации системы развивающего обучения Л.В.Занкова. «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки,а особая речевая деятельность.Чем развитее ребёнок,чем богаче его словарь и синтаксис,чем правильнее его произношение,тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рожденственский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._opyt_raboty_s_prilozh.docx124.33 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Анна Николаевна

Управление образования и науки администрации

 Губкинского городского округа

Губкин 2014

Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации  развивающего обучения

Л.В Занкова

Автор опыта:  Колесникова Анна Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов»


Содержание:

Информация об опыте                                                                              3

Технология опыта                                                                           5

Результативность опыта                                                                          14

Библиографический список                                                                     16

Приложение к опыту                                                                                17

 «Грамотное письмо –

не просто движение пишущей руки,

а особая речевая деятельность.

Чем развитее ребёнок,

чем богаче его словарь и синтаксис,

чем правильнее его произношение,

тем легче даётся ему правописание». 

                                                                                            Н.С. Рождественский

Раздел I.

Информация об опыте

Тема опыта: «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации  развивающего обучения Л.В Занкова».

Условия возникновения и становления опыта

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города, имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Школа расположена в центральной части города, около школы находятся: стоматологическая поликлиника, ДДУ «Юность», СЮТ, СЮН, комната школьника «Юность», магазины, средние школы №3, №13. В микрорайоне школы отсутствуют промышленные предприятия и учреждения религиозных конфессий, сект.

С 2009-2010 учебного года школа является стартовой площадкой по реализации ФГОС второго поколения. В 2013-2014 гг.  24 класса (с первого по шестой)  работают по ФГОСам второго поколения.

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, потому что ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит интерес ребенку к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников.  

Актуальность опыта

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине

Орфография по своему содержанию малопривлекательна для детей. В то же время она нелегко усваивается. Дети боятся допустить ошибку, теряют веру в себя, у многих из них орфография вызывает неприязнь, которая переносится на весь предмет «Русский язык», а иногда и на всю школу. Поэтому, начиная с первого класса, надо у учащихся вырабатывать веру в то, что орфографию «покорить» можно. А для этого необходимо формировать орфографическую зоркость. Работа этанелёгкая, требует большой подготовки со стороны учителя и желание преодолеть трудности со стороны детей.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

     1. Между необходимым уровнем подготовленности дошкольников к обучению в начальной школе и слабой предшкольной подготовкой отдельных первоклассников.

      2. Между возросшими требованиями к уровню сформированности орфографической зоркости выпускника начальной школы и недостаточным программным объемом работы по ее формированию в 1-4 классах.

      3. Между знаниями учащихся теоретического материала и неумением применять эти знания в процессе письма.

       Анализ выявленных  противоречий помог  сформулировать проблему исследования – это  формирование орфографической грамотности обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации развивающего обучения.

Ведущая  педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения орфографической грамотности младших школьников через использование разных видов информации на уроках русского языка.

Длительность работы над опытом.

Опыт формировался в течение трех учебных лет и включает три этапа.

I этап – начальный – 2010-2011 гг., изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме, определены наиболее эффективные организационно-педагогические условия ее реализации в образовательном процессе и разработаны показатели сформированности познавательного интереса, по которым в дальнейшем оценивалась результативность проделанной работы.

II этап – основной – 2011 - 2012 г.г., была апробирована технология развития познавательного интереса учащихся в образовательном процессе.На этом этапе внедрялись намеченные организационно-педагогические условия в учебно-воспитательный процесс, проводился систематический контроль и оценка работы по комплексному их применению в образовательном  процессе.

III этап – заключительный  – 2012 - 2013 г.г., оценивались результаты работы, анализировались причины положительных изменений, доказана успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы, проверялась достоверность полученных результатов проделанной работы на основе известных методик, формулировались выводы.

Диапазон опыта.

Работа по формированию  орфографической зоркости прослеживается в системе уроков по предмету.

Теоретическая база опыта.

  Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, М.М. Разумовская, М.Р. Львов, Р.Ф. Иванова).  

 В основу решения проблемы развития орфографической зоркости данного опыта положены дидактические принципы системы Л. В. Занкова, методологический подход Г. А. Бакулиной, который включает в себя идею комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.  

Степень новизны.  Новизна опыта состоит в совершенствовании методов и приемов системы общего развития Л.В.Занкова, комбинации известных методик, нацеленных на развитие орфографической зоркости с первых дней обучения ребенка в школе до перехода на II ступень.

Первые шаги на пути познания родного языка самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины. Известно, что в начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определенного учебно-методического комплекта».

Раздел II.

     ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Основная  цель опыта – формирование  у каждого обучающегося первой ступени орфографической зоркости, умения применять полученные грамматические знания в новых условиях.

Для реализации поставленной цели  были определены следующие задачи:

  • создание условий для наиболее полного, всестороннего и       результативного обучения русскому языку младших школьников;
  • создание системы диагностики сформированности орфографической зоркости школьников 1-4 классов (текущая проверка, периодическая проверка, итоговая проверка, комплексная проверка);
  • научить ребенка безошибочно определять орфограмму в слове и решать орфографические задачи;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал;
  • развивать устную и письменную речь.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.

-  Какими?

1. Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и провести примеры? Наверное, да.

2. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи? Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы.

3.Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает.

4. И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний… чаще всего детские тексты будут испорчены  ошибками на изученное правило.

    В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…

    Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.

  Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.

Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!

    Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

    Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формирование у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной.

    Посмотрим, определение орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Теперь давайте попробуем ответить на  вопрос:   какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?

    Для этого надо рассмотреть структуру осознанно выполняемого орфографического действия.

Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинаю на ранних этапах.

- ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;

- применять правило

- проверять  написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

    Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,

 в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

    Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается?  

•      выделять отдельные звуки и определять их характер;

•      устанавливать последовательность звуков;

•      ориентироваться в звуках – «соседях»;

•      проводить полный звуковой анализ слов.

     Существует множество упражнений для развития этих умений. Очень эффективной и интересной является работа по «телетайпной ленте», которая помогает выработать у детей орфографическую зоркость. Диктуется предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово, а это в свою очередь научит каждого ученика видеть орфограмму.

    От того, насколько прочно первоклассники овладевают этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех  в становлении их орфографической зоркости.

     Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух  и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

    Вот пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука.

Задание «Сильный – слабый».

- Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

- Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.

Гласные буквы одинаковые.

- Произнесите слова, что можете сказать про звуки?

Гласные звуки разные.

- Поможем слабому!

В слове кОт гласный под ударением – сильный.

В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

- Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

    Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

 «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».

«Светофор».  Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».

        Учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, такие, как быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднение в оценке результата и качества своей работы, неспособность самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности,  каждый урок начинается с мобилизующего этапа, цель которого – включить ребёнка в работу. Упражнения мобилизующего этапа рассчитаны на 4-5 минут.  Цель этих упражнений – совершенствовать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, развивать память, интеллектуальную гибкость, умение приводить аргументы и доказательства.

         Нахождение буквы (букв), предназначенной для минутки чистописания, можно предложить в форме лингвистической задачи, которая совмещает различные  виды разбора слов в нетрадиционной форме: фонетическим, по составу, морфологическим. Например, учитель пишет на доске слова: стар.сть, п.шел, н.винка, заварн.й и предлагает следующие задание.

Учитель: Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного.

Дети: Сегодня мы будем писать букву О. Она имеется в приставке по – глагола пошёл,  в корне нов – существительного новинки во множественном числе, в суффиксе – ость существительного старость в единственном числе и окончании – ой прилагательного заварной.

Учитель: Вторая буква обозначает парный, звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова,  в котором имеются все составные части. Какая эта буква?

Дети: Вторая буква В. Она находится в корне – вар - слова заварной, в котором есть все составные части: заварной.

Рассматриваемые приемы способствуют развитию устойчивости,  объема внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой, который способствует актуализации познавательной деятельности.

Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

В словарно-орфографическойработе учащиеся сами определяют слово, с которым им предстоит познакомиться. Например, учитель сообщает: «Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи».

ГРСФХКОРОВАЖДМАСИНЧСОБАКА

Дети:        Здесь написаны слова «корова» и «собака».

Учитель:  В чем смысловое сходство слов «корова» и «собака»?

Дети:        Корова и собака – домашние животные.

Учитель:  В чем различие?

Дети:       Корова – травоядное животное,  собака – из семейства хищных;

                корова дает молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т.д.

Учитель: Что можно сказать о данных словах?

Дети:       Оба слова состоят из трёх слогов, ударение падает на второй       слог, в обоих словах безударная гласная о, отвечают на вопрос кто?

Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них   пропущенное слово «корова» или «собака»,  подходящее по смыслу.  Объясните данные выражения.

Как … языком слизала.

Сидит, как на  … седло.

Маленькая … до старости щенок.

С … не сыщешь.

        Дети самостоятельно находят новое слово в орфографическом словаре (например: Грушникова П.А.), записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Существенным моментом в словарно – орфографической работе является использование этимологических справок. Они даются учителем или учениками после формирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения.

Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.

Автор опыта в своей работе широко использует такой прием как списывание.  Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считаю научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

    Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания (Приложение 1).

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

Алгоритм  имеется у каждого ученика в виде памятки (Приложение1). На первых порах выработки орфографической зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"

    Этот вопрос задается классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" - хором отвечают: "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".

- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.

- Самой лучшей "птичкой" будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

   Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

    Особое внимание автор уделяет выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам (Приложение 1)  

  Хорошим приемом является письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

     Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.

Приучает детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

Эффективным автор опыта считает письмо с комментированием отгадок  на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда она использует следующий прием: отгадка сопровождается картинкой, на обратной стороне которой написано  слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке! (Приложение 7)  

 Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки».

Элла, Нонна, ванна, класс, ссора,  теннис  и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма. Мы слова такие слышим с двойной согласной пишем.

   Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

    Автор считает, что «запоминалки»  не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

   Эффективным будет и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

    Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

      развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

      самостоятельно проверить результат работы;

      видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

    Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания – видит результат своей работы.

     Рабочие листы второго вида  представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты  надо пеработать, насыщая необходимыми орфограммами. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

     Также одним из примеров повышения грамотности автор считает развитие  зоркости при работе над ошибками. Начинает она  ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляет, вместо этого на полях ставит палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркивает или подчеркивает все слово с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.

Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, можно ставить точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

     Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками.

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова.

   Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому даже физкультминутки  могут способствовать развитию орфографической зоркости.

 Например читаются однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании.  Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия. Для становления умения обнаруживать орфограммы необходимы различные тренировочные упражнения. (Приложение 2)

Значительная роль в процессе обучения русскому языку принадлежит письменным текстовым упражнениям.  В отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений текстовые обладают тем преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли.  Использование текста в качестве учебного материала открывает большие возможности для языкового, речевого, интеллектуального развития учащихся не только на уроках развития речи, но и при изучении, закреплении большинства тем и разделов курса русского языка.

        Письменные текстовые упражнения направлены на совершенствование мышления и речи младших школьников и используются на этапе закрепления изученного учебного материала. (Приложение 1)

 Задания к тексту можно давать исходя из темы урока. Включение в урок на этапе закрепления изученного учебного материала подобных текстовых упражнений способствует совершенствованию мышления, увеличению объема слуховой и зрительной памяти, актуализации и расширению лингвистических знаний из различных разделов русского языка (фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса). Это в свою очередь значительно увеличивает объем накопленных учащимися знаний и умений, развивает личность ученика, повышает качество обучения русскому языку в целом.

  Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителя и родителей — привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

       Формирование и развитие орфографической зоркости - очень сложный и трудоёмкий процесс. Перед учителем всегда стоит вопрос о том, как же сделать урок и интересным, и продуктивным в плане усвоения текущей темы, а также одновременного развития навыков правописания? На каждом уроке русского языка автор опыта строит практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить. Ученик должен удивляться тому, что:

- он видит орфограммы,

- он может написать их правильно,

- всё это дает хорошие результаты,

- ему нравится работать,

- на уроках русского языка интересно!

Ученик не должен переставать удивляться. Он будет приходить на урок с определенным настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам.

          Работу по развитию орфографической зоркости педагог ведет на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это, в свою очередь, ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Раздел III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Систематическая работа по использованию эффективных и разнообразных приёмов и средств формирования орфографической зоркости даёт положительные результаты:

- учащиеся лучше усваивают основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигается более высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрастает интерес детей к урокам русского языка, повышается мотивация к обучению.

Диаграмма успеваемости по русскому языку

Русский язык

Учебный год

Класс

Успеваемость

Качество знаний

2009-2010

1 «Г»

100%

2010-2011

2 «Г»

100%

68%

2011-2012

3«Г»

100%

72 %

2012-2013

4 «Г»

100%

76%

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Качество знаний увеличивается с 68% во втором классе до 76% в четвертом.  

В ходе мониторинга выявлялась динамика сформированности орфографической зоркости у младших школьников.

Учебный год

Низкий уровень, %

Средний уровень, %

Высокий уровень, %

2009-2010

36

42

21

2010-2011

26

30

43

2011-2012

21

26

52

2012-2013

17

21

60

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 23 учащихся 4-го класса на  высоком уровне находятся 60% обучающихся, что на 39% выше, чем в 1 классе. Низкий уровень уменьшился на 19 % по сравнению с 1 классом.

Уровень участия в конкурсах и олимпиадах

1.Заочный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

№п\п

Ф.И. учащегося

Уч. год

Уровень

Результат

1.

 Жибоедова Ирина

2011-2012

Всероссийский

1 место в регионе

2.

 Бондарь Дарья

2011-2012

Всероссийский

Грамота за успешное выступление

2.Национальная образовательная программа «Интеллектуально-   творческий потенциал России» Всероссийский открытый заочный конкурс «Познание и творчество»

Учащиеся 4Г класса являются призёрами Всероссийского конкурса «Познание и творчество» в различных номинациях:

№п\п

Ф.И. учащегося

Уч. год

Номинация

Результат

1.

 Ларин Евгений

2010-2011

Я  знаю русский язык

2 место

2.

 Бондарь Дарья

2010-2011

Я  знаю русский язык

3 место

5.

 Карачевцева Мария

2011-2012

Я  знаю русский язык

1  место

6.

 Бондарь Дарья

2011-2012

Любимый русский язык

1 место

7.

 Жибоедова Ирина

2012-2013

 Любимый русский язык

2 место

8.

 Бондарь Дарья

2012-2013

Любимый русский язык

2 место

9.

 Карачевцева Мария

2012-2013

Любимый русский язык

1 место

10.

Ларин Евгений

2012-2013

Любимый русский язык

2 место

11.

Макаревских Ирина

2012-2013

Любимый русский язык

2 место

12.

Бакланов Павел

2012-2013

Любимый русский язык

2 место

3.Национальная образовательная программа «Интеллектуально-   творческий потенциал России» Всероссийский заочный конкурс «Интеллект – экспресс»

14.

Михайлов Константин

2013-2014

Конкурс по русскому языку «Зебра»

1 место

15.

Халанская Дарья

2013-2014

Конкурс по русскому языку «Зебра»

1 место

16.

Савельева Ангелина

2013-2014

Конкурс по русскому языку «Зебра»

1 место

17

Гуляев Дмитрий

2013-2014

Конкурс по русскому языку «Зебра»

1 место

4.Всероссийская предметная олимпиада для младших школьников

№п\п

Ф.И. учащегося

Уч. год

Предмет

Результат

1.

 Бондарь дарья

2012-2013

Русский язык

1 место

2.

 Ларин Евгений

2012-2013

Русский язык

2 место

3.

Карачевцева Мария

2012-2013

Русский язык

2 место

4.

Жибоедова Ирина

2012-2013

Русский язык

3 место

Своим опытом работы по данной теме автор делится с коллегами на городских и региональных педагогических чтениях, участвует в  методических семинарах, где пропагандирует свой опыт для учителей начальных классов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Ростов н-Д, 1970.
  2. Бакулина, Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации (I–II классы) // Начальная школа. – 2004.– № 12
  3. Бакулина, Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации в III–IV классах // Начальная школа. – 2006.– № 3
  4.  Борисенко, И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения/ Начальная школа. – 1998. - №11-12
  5. Брызгалова ,С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие.Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с..
  6. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993.
  7. Занков, Л.В. Беседы с учителями: Вопр. обучения в начальных кл.-  М.: Просвещение, 1970, 1975.
  8. Индивидуальные варианты развития младших школьников/Под ред. Л.В. Занкова и М.В.Зверевой. – М.: Педагогика, 1973.
  9.   Квоч В.В. Нужно ли практиковать в школе орфографическое проговаривание/ Начальная школа. – 1995.- №11
  10. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов – М.: Просвещение, 1990.- 160 с.
  11. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития/ М. Р. Львов.-М.: Просвещение, 1975.- 176 с.
  12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.
  13. Мишина, Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии/ Начальная школа. – 1996.- №9
  14. Нечаева, Н.В. , Занков, Л.В. О методической системе начального обучения/ Начальная школа. – 1995.- №11
  15. Нефедова, Е.Н. Справочное пособие по русскому языку/Е. Н. Нефедова,О. В. Узорова. -  М.: АСТ, 2000.- 272 с.
  16. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.,2000
  17. Шукейло, В.В. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1 -  4 класс/В. В. Шукейло. - М.: Вентана-Граф, 2004.-360 с.

Приложение

1.Приложение№1 –  Алгоритм списывания

2.Приложение №2 – Тренировочные упражнения

3.Приложение № 3 –  Тексты с орфографическими ошибками

4.Приложени № 4 – Протокол урока русского языка

5.Приложение №5 – Протокол урока русского языка.

6.Приложение №6 –  Памятка работы над ошибками

7.Приложение №7 –  Орфографические минутки

8.Приложение №8 – Развивающие игры и упражнения

Приложение 1

Пояснительная записка. В данном приложении представлен алгоритм списывания, а также установка к выборочному списыванию, которые помогают  детям научиться правильно безошибочно списывать предложенные тексты. Текстовые упражнения с заданиями для отработки орфографического навыка

Алгоритм списывания:

1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано. 
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.

Установка к выборочному списыванию

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Спиши слова определённой части речи  и т.п

Текстовое упражнение.

Два небольших текста записываются последовательно один за другим без выделения каждого. Под ними дается дополнительная запись.

Кружатся в воздухе снежные пушинки. Одна красивее другой падает на землю! Вот цветок с шестью лепесточками! Вот звездочка с шестью лучами! На узкой тропке появилась кошка Мурка. У кошки гладкая шерсть. Ярко горят ее зеленые глазки! Сама кошка рыжая. Только грудка илапки белые. Она ловко поточила свои цепкие когти о деревце.

        Задание 1.Ознакомьтесь с записьюна доске и сформулируйте задание    купражнению. (Из этой записи надо составить два текста.)    Запишите тот

текст, в котором есть слова, соответствующие теме урока. (На узкой тропке появилась кошка Мурка. У кошкигладкая шерсть. Ярко горят ее зеленые глазки! Сама кошка рыжая. Только грудка и лапки белые. Она ловко поточила свои цепкие когти о деревце.)

Назовите признаки, по которым можно определить границы текстов.

       Задание 2.Назовите слова с парной согласной, учитывая место нахождение проверяемой буквы в алфавите. (Ловко, деревце, когти, грудка, глазки,узкой, тропке, лапки, цепкие, шерсть, кошка.)

Литература:

  1. Ахременкова, Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором / Л.А. Ахременкова.- М.: Просвещение, 2004.-288с.
  2. Бакулина, Г.АВыполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации (I–II классы) // Начальная школа. – 2004.– № 12.
  3. Бакулина, Г.АВыполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации в III–IV классах // Начальная школа. – 2006.– №
  4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина. - М.: ВЛАДОС, 2001.-144 с.

Приложение 2.

Пояснительная записка: В данном приложении представлены тренировочные упражнения необходимые для становления умения обнаруживать орфограммы  

Тренировочные упражнения

1. Упражнения с конфликтными словами. Учитель предлагает учащимся не только слова с «опасными местами», но и не имеющие орфограммы. Ученик должен выписать только слова с орфограммами.

А) Нуждаются ли в проверке  гласные в словах трава, двор, лиса, вода, грибы? Выпишите слова с орфограммами, объясните написание.

Б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить  парные согласные на конце: язык, шкаф, площадь, ученик, мебель, город, берег, заяц, уж, сосед, медведь.

В) «Найдите четвёртый лишний»

Голубь, чиж, грач, кот.

Косьба, метла, лошадь, грибки.

Ночь, камыш, глушь, дичь.

        Г)  «Найди лишнее слово»  

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

2.Упражнения с выборочным ответом:

А) Выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Найдите орфограммы в корнях слов.

большой – громадный

родной – двоюродный

потепление – теплица

источник – родник

смелый – бесстрашный

хвастун – хвостатый

гористый – косогор

учёный – неуч

соль – засолить

Б) Выберите ответ с правильным выделением корня. Устно объясните свой выбор и ошибки в других ответах.    

 Слова                                                                     Ответы

                                                        1                           2                      3

Записать                                  запис-                   -писа-               -пис-

Звериный                                  зверин-                   звер-                 звер-

Цепочка                                   цеп-                        цепочк-             цеп-

3. Упражнения классификационного характера:

А) Помогите словам собрать своих родственников. Выделите орфограммы:

Красный, редкий, краснуха, покраснел, поредел, реденький

Б) Выпиши только пары слов с общим корнем. Найди орфограммы в корне (или: Соедини стрелками слова из левого столбика с однокоренными словами из правого столбика. Выдели орфограммы в корне):

Мальчик                    обледенел

Ледышка                  малютка

Дорога                      перелёт

Лётчик                     подорожник

В) Распредели слова в два столбика, указав, в каких из них безударные гласные в корне, в приставке:

Краснота, зарядил, отвечать, теснота, завяжи.  

4.  Упражнение «Корректор» по поиску ошибок в предлагаемом тексте  эффективен по своим результатам в работе над орфографической зоркостью. Данный вид задания носит обучающий характер при выраженной игровой привлекательности для учащихся.   Ученики исправляют ошибки в словах или в предложениях, которые допустили другие дети (дошкольники, иностранцы, одноклассники).

5.Подготовка заданий на изученное правило для товарища (соседа по парте).В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания. Проверять задание следует вдвоём: автор шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу: а) ставит около слова плюс (+), если считает слово подходящим; б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить, затем с вопросом обращаются к учителю; в) ставит знак минус (-), если считает это слово «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту. Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательства» (проверочное слово), выделяет корень.

Приложение № 3

Пояснительная записка: в данном приложении представлены тексты из произведения Л.Н. Толстого «Акула» для отработки орфографической зоркости учащихся

1. Найдите 2 орфографические и 1 пунктуационную «ошибку».

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и, точно из   топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.        

Перед закатом сонца капитан вышел на палубу и    крикнул:   «Купаться!»   И в  одну  минуту  матросы  попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его    и в парусе устроили купальню. На коробле с нами было    два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но тесно было в парусе и они вздумали плавать  наперегонки    в открытом море.        

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.  

Один  мальчик  сначала перегнал товарища (,) но потом  стал  отставать.  Отец  мальчика,  старый  артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку.  Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:        

- Не выдавай! Понатужься!        

Вдруг  с  палубы  кто-то  крикнул:   «Акула!»   И  все мы увидали в воде спину морского чудовища.        

Акула плыла прямо на мальчиков.

2. Найдите 1 орфографическую и 1 пунктуационную «ошибку».

-Назад! Назад! Вернитесь! Акула! -      закричал артиллерист.

Но ребята не слыхали его,  плыли дальше (,)  смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.        

Артиллерист,  бледный как полотно,  не шевелясь,        сматрел   на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая        вёсла, понеслись что было силы   к мальчикам; но         они были ещё далеко от них, когда акула уже былане дальше двадцати шагов.

3. Найдите 1 орфографическую «ошибку».

Мальчики сначала не слыхали того,  что им кречали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и малъчики поплыли в разные   стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

4.  Найдите 2 орфографические и 1 пунктуационную «ошибку».

Мы все, сколько нас было на корабле, замерлиот страха    и ждали что будет.        

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал   подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что         на минуту дым   застлал нам глаза. Но когда дымразошёлся над водою, со всех   сторон послышался сначала         тихий ропот, потом ропот этот стал   сильнее,   и, наконец,  со всех сторон раздался громкий, радосныйкрик.        

Старый артиллерист открыл лицо (,) поднялся и посмотрел на море.

По валнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы.В несколько минут лодка подплыла к мальчиками привезла их на корабль.

Приложение 4

Пояснительная записка: в данном приложении протокол  урока  проведенный в 4 классе

Протокол урока русского языка

Класс: 4-г, МОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Губкина

Дата проведения урока: апрель 2013  года

Тема урока: Ударные и безударные окончания имен прилагательных

Цели урока: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных;

2. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, память

3. Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность, старание

Оборудование: Учебник Русский язык, 4 класс, ч. 2, автор А.В.Полякова; тесты, «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю., мультимедийный проектор, разноцветные кружки (красный, жёлтый, зелёный)

Тип урока: объяснение нового материала

ХОД УРОКА

 1. ОРГМОМЕНТ. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ.

Учитель:    Вот звонок нам дал сигнал:

                                       поработать час настал.

                                      Так что время не теряем

                                       и работать начинаем.

 - Сегодня у нас на уроке гости. Мы им очень рады. Повернитесь к ним лицом, посмотрите, какие они доброжелательные. Постарайтесь порадовать наших гостей хорошими знаниями.

 - А вы, с каким настроением пришли в школу? (Дети: С хорошим!)

 - Чего ждёте от сегодняшнего урока? (Дети: Хотим узнать что-то новое)

 - Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

 - Садитесь.

2. Повторение. Минутка чистописания(Слайд 1.)

Новая, древняя, готовая, весенний, смешной, длинный, гибкий.

- Прочитайте слова, что у них общего? (Д: Имена прилагательные)

- Как вы думаете, почему я написала эти слова (Д:Тема урока)

- Сегодня мы будем говорить об имени прилагательном. Что такое имя прилагательное?

- А чем отличаются эти имена прилагательные?

- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

        М.Р.         Ж.Р.       Ср. Р.

ойийый        аяяя         оееее

- Напишите эту цепочку до конца строки?

(Слайд 2.)

Скалист… местность,  голодн… волк,  морск… камень, вагон… дверь, объездн… дорога, бурн… река, окаменел… почва,  далёк… деревня,  дорог… украшение, акварельн… краска.

- Прочитайте слова, какие орфограммы пропущены в словах? (окончания имен прилагательных)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания прилагательных? (определить род)

- Как определить род у имен  прилагательных? (по имени существительному, с которым оно связано)

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

3.Словарно-орфографическая работа

- Соедините первые буквы имен прилагательных женского рода, и вы узнаете новое словарное слово. Какое это слово? (СВОБОДА)

- Что означает слово свобода?  (Дети:  Когда можно все делать. Что хочешь говорить.  Поступать как считаешь нужным.

- Иначе говоря, свобода – это отсутствие ограничений в поступках, делах, словах.

-  В каком словаре вы можете узнать значение любого слова?  (Д: Словарь Ожегова)

- А в каком словаре вы можете узнать, как пишется слово (Д: в орфографическом)

- Поработайте со словарем, запишите слово в тетрадь, что вы еще узнали о слове свобода? (Д: в слове три слога, второй слог ударный, в первом слоге безударный гласный – о)

(Слайд 3.)

Слова: простор, угнетение, воля, независимость

- На какие две группы можно разделить эти слова по отношению к слову свобода (Д: синонимы и антонимы)

- Назовите антоним к слову свобода вместе с подходящим по смыслу прилагательным. Определите род прилагательного (Д: Постоянное угнетение. Постоянное – ср. р.)

- Назовите синонимы к слову свобода вместе с подходящими по смыслу прилагательными. Определите род.

Дети(говорят по очереди:)

- Широкий простор. Прил. широкий – м.р.

- Добрая воля. Прил. добрая – ж.р.

- Полная независимость Прил. полная – ж.р.

- Так, как определяется род у имени прилагательного? (Д: По имени существительному, с которым оно связано)

4. Работа по теме урока (Слайд 4.)

Слова: большой, первый, тёмный, крутой.

- Распределите слова в две группы

1 группа                                        2 группа

                   большой                                       первый

                   крутой                                          тёмный

- Поставьте ударение. Что вы можете сказать? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Дети пытаются самостоятельно сформулировать тему урока)

(Слайд 5.)Тема урока: Ударные и безударные окончания имен прилагательных

- Значит, мы должны выяснить, что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных? ( Рассмотрите таблицу)

Слайд 6. В слове крутой окончание ударное. Какой вывод вы можете сделать (Д: Если окончание ударное, то оно пишется так как слышится)

(Слайд 7.)

- Рассмотрите следующую таблицу. В слове тёмный окончание безударное. Что интересного вы заметили? Сделайте вывод. А теперь попробуйте сформулировать правило, что нужно сделать, чтобы написать правильно безударное окончание имен прилагательных.

(Дети самостоятельно формулируют правило, а затем считают его в учебнике)

- Откройте учебники на странице 36. Прочитайте правило.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

6. Закрепление полученных знаний.

а) Коллективная работа. Запись в тетрадях с комментированием, 1 человек объясняет у доски:

По ясному небу, в зелёной траве, в дружном классе,

Образец рассуждения:

Задаем вопрос от имени существительного по небу какому?, окончание  -ому, значит ясному – тоже будет – ому.

б) 1 группа работает самостоятельно в тетрадях, а остальные коллективно с учителем:

В красной машине, на ярком небе, в лесной глуши, без первого места

(Самопроверка 1 группы учеников Слайд 8, затем самостоятельное выполнение 2 задания))

в)  Запись по диктовку (остальные учащиеся):

В чистом море, у хмурого утра, в цепком взгляде, у хлебного магазина, при ярком свете.

(выделить окончания, с одним из словосочетаний составить предложение)

г) ТЕСТ

(взаимопроверка. Слайд 9.)

7. Итог урока. Рефлексия

Игра «Форд Баярд» См. приложение

В конце урока дети выбирают цветные кружки:

Жёлтый – кружок радости, если вам очень понравилось на уроке, вы много узнали и вам все было понятно

Зелёный – если урок понравился, но не все было понятно

Красный – если вам не понравилось на уроке, было скучно и вы ничего не поняли.

Приложение  5

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Система Л.В.Занкова. 3 класс.

Урок  закрепления новых  знаний.

УМК А.В.Поляковой

Цели:         1. Закрепление правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

        2. Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.

        3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока:

  1. Актуализация опорных понятий.

(На доске: к…ток, в…дро, береза, пов…р, в…сна, спос…б, ст…нал, малина, зел…нь).

- Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их  на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

(I группа – каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Эти слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.

(II группа – береза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов).

        - Что объединяет все эти слова? (Все они с безударной гласной в корне).

        - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (На доске написаны слова с безударной гласной в корне слова. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне»).

        - Как проверить безударную гласную в корне?

        - К словам с проверяемыми безударными гласными, подберите устно проверочные слова.

II.    Минутка чистописания.

        - На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются проверяемыми бездарными гласными в данных словах. Какие это буквы?

(а, о, е).

        - Составьте свою цепочку из данных букв и запишите ее.

        - Как понимаете смысл записанной на доске пословицы?

(Умная г…л…ва не скажет пустые сл…ва).

- Какие буквы пропущены в словах? Объясните их написание.

- Как проверить безударную гласную в корне?

III. Словарно-орфографическая работа.

- Из стихотворения, которое я прочитаю, выберите и запишите слова с непроверяемой безударной гласной.

                        Автобус, аллея

                        Асфальт и трава.

                        В «опасные» снова

                        Играем слова.

Аптека, базар,

                        Магазин и народ,

                        Газета, квартира,

                        Забор и завод.

                        Машина, вагон.

                        Пассажир и трамвай.

Пиши с буквой «а»

Их не забывай.

IV. Закрепление изученного материала.

1. На доске записано предложение:

Л…сная тр…пинка м…слянисто т…мнела.

- Что заметили интересного?

(В каждом слове есть безударная гласная в корне).

- Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении, выделите корень.

(Лесная – лес, тропинка – тропка, маслянисто - масло, темнела – темный).

2. Самостоятельная работа. Прочитайте предложения. Напишите предложение, в котором все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную, подчеркните ее, устно подберите проверочное слово.

                                Журавли летели через поля, леса, города.

                                Качает ветвями косматая седая сосна.

                                Вечерняя тишина висит над рекой.

(Выписать можно любое предложение, т.к. они все подчиняются заданию).

V. Физкультминутка.

- Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Я буду называть слова с безударной гласной. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете над головой. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы приседаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, земля, моря, скала, шары, дела, сады.

VI. Проблемное применение знаний.

1.Работа в парах.

- Прочитайте. Исключите в цепочках «лишние» слова. Ответ обоснуйте. Напишите «лишние» слова, подчеркивая безударные гласные.

М…рской, с…довый, сп…ртивный, х…лодный

 (садовый, т.к. безударная гласная а)

                Зв…зда, в…сло, в…дро, сп…шить,

(спешить, т.к. глагол безударная гласная е)

                Св…тлячок, л…сной,кр…чать, сн…говик

(кричать, т.к. глагол и безударная гласная и)

                Т…желый, пр…мой, в…селый, гл…дит

 (веселый, т.к. безударная гласная е; глядит, т.к. глагол)

     2. - На какие две группы можно разделить выписанные слова? (Глаголы и имена прилагательные)

VII.Минутка поэзии.

    - Найдите в стихотворении слова с безударной гласной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье.

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

(И.Бунин «Листопад»)

- Продолжите эту зарисовку, составив свои предложения.

VIII. Итог урока.

     - Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

     - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

     - Какое задание показалось вам трудным? Легким? Интересным?

     - Спасибо за хорошую работу.

     - Дома подберите или придумайте три предложения так, чтобы в них были слова с безударными гласными в корне

Литература:

  1. Русский язык 3 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой/ авт.-сост. Г.Н. Белова. – 2 изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008 – 335с.
  2. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч2/ А.В.Полякова. – 2-е изд. – М.: Просвящ9ение 2008. -126 с.
  3. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 кл./ Г.А.Бакулина. – М.: Гуманитар . изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 223 с. – (Библиотека учителя начальной школы)

Приложение 6

Пояснительная записка: В данном приложении представлена памятка для работы над ошибками

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку и предназначена для учащихся 1-4 классов . Памятка находится у каждого учащегося. Она помогает правильно и чётко организовать индивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома.

Памятка для работы над ошибками.

1

Ошибки

 в написании предложения

Выпиши предложение правильно, подчеркни знак препинания, большую букву в начале.

2

Нет красной строки.

Перепиши первое предложение, соблюдая красную строку.

3

Пропуск или замена букв (слов).

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, подбери однокоренное слово.

4

Перенос слова или деление на слоги.

Выпиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса.  

5

Большая буква

в именах собственных.

Запиши слово верно, напиши ещё слова на это правило.

6

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН.

Запиши слово верно, напиши ещё слова на это правило.

7

Проверяемая

безударная гласная.

Запиши слово, поставь ударение, выдели корень, подбери и запиши несколько проверочных слов.

8

Непроверяемая безударная

гласная (Словарные слова).

Запиши слово верно, поставь ударение, придумай и запиши с этим словом предложение

9

Парная согласная на конце или в корне.

Запиши слово верно, подбери несколько проверочных слов.  

10

Непроизносимая согласная.

Запиши слово верно, подбери несколько проверочных слов.  

11

Удвоенные

согласные.

Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную, запиши ещё слова с этой же орфограммой.

12

Разделительный

твёрдый знак.

Выпиши слово, выдели приставку и корень, подчеркни гласную перед Ъ, запиши ещё слова с Ъ.

13

Разделительный

 мягкий знак.

Запиши слово. Подчеркни согласную и гласную, которые разделяет мягкий знак, напиши ещё слова с разделительным Ь.      

14

Ь – показатель мягкости.

Выпиши слово верно, запиши ещё слова на это правило.

15

Разбор слова по составу.

Выпиши слово, разбери его правильно.

16

Написание

 приставок.

Выпиши слово, выдели приставку, запиши слова с этой приставкой.

17

Написание

суффиксов.

Выпиши слово, выдели суффикс, запиши  слова с этим суффиксом.

18

Предлоги

пиши отдельно.

Выпиши слово с предлогом, между словом и предлогом запиши вопрос, напиши слова с этим предлогом.

19

Не с глаголом

пишется отдельно.

Выпиши правильно, подчеркни промежуток между НЕ и глаголом, запиши ещё слова с НЕ.

20

Разбор по членам предложения.

Выпиши предложение,  разбери его правильно.

21

Разбор предложения  по частям речи.

Выпиши  предложение, надпиши над каждым словом часть речи.

22

Фонетический разбор (ЗБА).

Разбери слово правильно.

23

Окончание прилагательных.

Выпиши прил., выдели окончание, поставь вопрос, напиши еще слова с таким же окончанием.

24

Падежное окончание сущ.

Выпиши слово правильно, определи падеж, выдели окончание.

25

Окончание глагола.

Выпиши слово, выдели окончание, поставь вопрос, определи спряжение

26

Определение падежа.

Выпиши слово, определи падеж

27

Запятые.

Выпиши предложение, поставь запятую, подчеркни перечисление.

или

Выпиши предложение, обведи союз в кружок, подчеркни запятую. Составь одно предложение с этим же союзом.

28

Общая ошибка.

Выпиши слово, исправь ошибку.

29

Речевая ошибка.

Запиши предложение правильно, соблюдай порядок слов.

Приложение 7

Пояснительная записка: В данном приложении представлены орфографические минутки, которые можно использовать на разных уроках для отработки орфографической грамотности

Орфографические минутки

Тема урока: «Безударная гласная в корне слова»

1) Объяснить орфограммы в записи числа.

Седьмое октября

2) На доске загадка:

Ш. гаешь – впереди л.ж.т,
. глянешься – д . мой б.жит.
 (Дорога)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

[д] – согласный, твёрдый, звонкий, парный.

- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка

Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)

3) - Подберите слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)

- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).

4) - Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы

5) - Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)

- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.

На доске: дорожает, дорогой.

– Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?

- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?

- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке? (будем повторять правило и готовиться к диктанту)

Тема урока: «Знакомство со сложными словами»

1) На доске загадка:

(С)неба – зв . здой,

(В)ладо . ку – в . дой. (Снежинка)

(Учитель читает загадку, дети – отгадывают.)

- Назовите второй по счёту звук в слове-отгадке, дайте ему характеристику.

([н’] – согласный, сонорный, мягкий.) Какой буквой на письме обозначен этот звук?

2) Минутка чистописания: Нн

- На второй строке напишите несколько слов, которые начинаются с этой же буквы, но пишутся с заглавной буквы.

(Нона, Нина, Новосибирск, Норильск, Ночка, Нева…)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Найдите слово, которое можно написать и с маленькой буквы. (Ночка) Почему? Составим предложения, чтобы это доказать (предложения детей): Сегодня выдалась тяжёлая ночка. Возле дома паслась корова Ночка.

3) Самостоятельное списывание загадки с выделением орфограмм. Взаимопроверка в парах.

4) Словарная работа.

1.- Запишите слово-отгадку. Какие орфограммы есть в этом слове? Выделите их.

- Подберите родственников слову СНЕЖИНКА. Запишите и выделите корень.

- У меня получились такие слова:

На доске: снежный, снеговик, Снегурочка, снегоход, снежинка, заснежило.

- Попробуйте разбить эти слова на группы. Нет ли среди них лишнего по какому-нибудь признаку? Объясните. (По типу орфограмм, по частям речи)

- Почему оно лишнее? (оно сложное)

- Какие слова называются сложными?

Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: «Имя существительное. Обобщение»

Учитель просит отгадать загадку, которая написана на доске и закрыта.

Сирдитый недотрога
Жывёт в глушы лисной.
Иголок очень много
А нитки - ни адной
. (Ёж)

1) - C какого звука начинается это слово? Дайте ему характеристику. ([Й’] – согласный, мягкий, сонорный.)

- Какой буквой он обозначен на письме? Почему? (Буква Ё стоит в начале слова и поэтому обозначает 2 звука [Й’О]

- В каких ещё случаях эта буква может обозначать 2 звука? (после гласного, после разделительных Ъ и Ь

Минутка чистописания.

- Итак, сегодня на минутке чистописания мы вспоминаем написание заглавной и строчной букв Ёё.

2) На второй строке запишите слово-отгадку.

- Далее я попрошу вас подобрать и записать самостоятельно через запятую родственные слова к этому слову.

- Проведём соревнование “Кто больше слов подберёт” (дети называют по цепочке записанные слова).

- Один нерадивый ученик, вы все его знаете, из повести-сказки А.Н.Толстого очень не любил учиться и ещё больше терпеть не мог, когда его воспитывали. Догадались, о ком идёт речь? (Буратино.) Так вот он выполнил это задание так:

ёж                          ежовые

ёжик                      ежевика (другое лексическое значение)

ежиха                    съёжился

ежонок                  ежи (форма множественного числа)                      

- Посмотрите, нет ли среди этих слов лишнего? Объясните.

3) - А загадку, которую я прочла в начале урока, приготовил ещё один наш знакомый из повести-сказки другого писателя – Н.Н.Носова. Он тоже не очень-то любил трудиться и получать знания, за это его так и прозвали … Незнайка. Знайка дал ему задание списать загадку и подчеркнуть орфограммы.

Он написал так: (открывается запись за доской).  Я хочу, чтобы вы тоже списали её, подчёркивая орфограммы. (1 ученик работает у доски. После выполнения – самопроверка сигналом.)

4) Одновременно идёт работа по карточкам сильными и слабыми учениками.

5) - Какие орфограммы встретились в тексте загадки?

- Какую орфограмму вы повторяли дома? (Правописание сложных слов)

- Какие слова называют сложными?

- Какие соединительные гласные могут быть в сложных словах? От чего зависит написание соединительной гласной. Ответить на этот вопрос помогут следующие схемы:

_______ О ______

_______ Е ______                    

- Итак, я начну картинный словарный диктант, а вы потом продолжите его теми словами, которые вы приготовили для своих одноклассников.

Самолёт, паровоз, пылесос, громкоговоритель,…

(Далее дети выборочно диктуют самостоятельно подготовленные дома слова. Затем следует взаимопроверка в парах.)

-Что общего у всех записанных вами слов? (это существительные) Докажите.

Литература:

  1. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 кл./ Г.А.Бакулина. – М.: Гуманитар . изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 223 с. – (Библиотека учителя начальной школы)
  2.  Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 кл./ Г.А.Бакулина. – М.: Гуманитар . изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 221 с. – (Библиотека учителя начальной школы)

Приложение 8

Пояснительная записка: В данном приложении представлены развивающие игры и упражнения которые можно использовать на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости учащихся.

Развивающие игры и упражнения


1.Игра « Лучший капитан».
Кто может слова-кораблики с пропущенными буквами провести к острову «о», или «а», «е», «и», или « я»?
2.Поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе- слова с ь, а в другой- без мягкого знака.
3.Выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
4.Словарная работа.
Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове « опасное» место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьтесь записывать слова. Но сначала посмотрите на схему- опору ( схема- опора с опасными гласными- елочка с шишками ).
-Крупное хищное животное с большим грузным телом.
Он всю зиму в шубе спал, 
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной…( медведь ).
-Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это?.. ( лиса ).
-По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом - ушки торчком. ( заяц ).
-И в лесу - заметьте, дети,-
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,-
Мыши прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и…( совы).
-Какие слова записали? ( Медведь, лиса, заяц, сова).
-Какие из этих слов их словаря? ( медведь, заяц). 
-Возьмите с елки шишки- буквы и вставьте их в наши слова. 
( Четыре ученика по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая.)
-Какое слово здесь лишнее? ( сова)
-Почему? ( Это птица.)
-Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему?


5.Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначьте звуки.
Дуб- суп, рукав- жираф, круг- звук, народ- пилот, вез- нес, еж- ерш.
Дубы- супы, рукава- жирафы, круги- звуки, народы- пилоты, вези- неси, ежи- ерши.
6.Вставьте пропущенные буквы. Слова первого столбика соедините с подходящими словами из второго. Прочитайте полученные словосочетания.
Медведи - медве..ь                                    Неуклюжий
Львы – ле..                                                 Сильный
Лебеди – лебе..ь                                        Колючий
Ужи – у…                                                  Изворотливый


7.Тест
А) Обведите парные согласные
Б, р, с, х, д.
Б) Обведите слова с сомнительной согласной
Дом, кот, шарф, раки.
В) Найдите и обведите проверочное слово к слову дуб.
Дубок, дубки.
Г) Поставь, где нужно букву т
Тор.., са.., кана.., пара…
Д) Подчеркни « лишнее» слово.
Лук, пилот, жар, лед.

8.Выборочный диктант
-Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце.
1) Выпал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
2) Жил был поп-
Толоконный лоб.
3) Мороз и солнце! День чудесный.
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
- Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему?
- Какие из написанных вами слов нельзя переносить? Почему?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....