Урок работы над ошибками.
учебно-методический материал на тему

Самородова Марина Николаевна

Урок работы над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_raboty_nad_oshibkami.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок работы над ошибками.

Урок – творческий акт, он требует от учителя и учащихся мобилизации их физических и эмоциональных сил. На уроке, как в зеркале, отражаются все грани учебного процесса.

Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей. Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками.

Известно, что в письменных работах учащихся встречаются самые разнообразные ошибки. Наличие этих ошибок свидетельствует о том, что соответствующие разделы программы усвоены недостаточно. Следовательно, нужно помочь учащимся разобраться в ошибках, отработать неусвоенные правила. Этой цели служит специальная форма обучения – урок работы над ошибками.

Урок работы над ошибками – один из наиболее сложных типов уроков и учителя при проведении таких типов урока испытывают серьёзные затруднения. Это касается и отбора материала для занятий, и его организации и методов работы.

Чтобы урок работы над ошибками  дал высокую эффективность, учитель должен подготовиться к нему сам и подготовить к работе на уроке детей.

В чём состоит подготовка учителя?

Подготовка учителя к уроку работы над ошибками состоит в следующем: учитель проверяет письменные работы, классифицирует и учитывает ошибки. Из ошибок отбирает наиболее типичные. Для каждого типа ошибок разрабатывает приём их объяснения, подбирает дидактический материал для закрепления соответствующих правил, разрабатывает методику закрепления этих правил; подбирает домашние задания для работы над индивидуальными ошибками.

Важный этап подготовки учителя к уроку – отбор типичных ошибок. При этом нужно иметь ввиду следующее: чтобы работа над ошибками была результативной, для урока следует отбирать не более 4-5 типов ошибок. Только в этом случае учитель сможет закрепить соответствующие правила и тем самым предупредить появление ошибок данного типа в будущем. При изучении орфограмм выделяют три момента: знание правила; умение его применять; достаточный навык применения правила.

В школе укоренилась практика, при которой работа над ошибками проводится на следующий урок после контрольной работы. При этом вернуть учащимся проверенные работы и выставить оценки в журнал считается признаком хорошего тона. Между тем для этого нет никаких оснований. Больше того работа над ошибками на очередном уроке, как свидетельствует опыт, оказывается преждевременной и малополезной: учащиеся к ней не подготовлены.


В чём состоит подготовка учащихся?

После проверки работ на очередном уроке нужно, во-первых, сообщить детям о типичных ошибках в их работах, а во-вторых, предложить им повторить соответствующие правила и выполнить небольшие упражнения. В этом случае учащиеся придут на урок работы над ошибками подготовленными и работа превратится из разговоров об ошибках в отработку соответствующих правил.

Основными структурными элементами урока работы над ошибками являются:

  • общая характеристика работ;
  • воспроизведение знаний учащихся;
  • закрепление правил (упражнения);
  • домашнее задание.

Исходный этап работы на уроке – воспроизведение знаний. Оно проводится методом фронтального опроса (по вопросам предложенным учащимся накануне урока). При этом знания производятся не сразу по всем разделам курса, а по мере отработки правил, на которые учащиеся допустили типичные ошибки. Повторив одно правило, учащиеся закрепляют его тренировочной работой, затем повторяют и закрепляют следующее правило и т. д.

Основной же этап урока работы над ошибками упражнения. Они должны занимать более половины урока. При этом последовательность работы такова: сначала учитель вскрывает причины ошибок, выясняет с детьми, какое правило нарушено; затем данное явление  (написание) объясняют, после этого соответствующее правило отрабатывают путём упражнений. После отработки каждого правила в отдельности учитель включает в упражнения смешанные примеры.

Так проводится работа над типичными ошибками. Что касается ошибок индивидуальных, то работа над ними выполняется учащимися дома (например, по «Памятке», в которой указывается номер орфограммы, условно). Учитель выносит на поля номер орфограммы, в которой была допущена ошибка. Учащиеся учатся работать самостоятельно по «Памятке». Объяснение ошибки они подтверждают своими примерами  (по аналогии), составляют предложения, включая в них слова, в которых допустили ошибки. Можно брать примеры из литературных текстов, из учебных книг «Родная речь», «Родное слово».

Эти и многие другие упражнения помогают активизировать словарный запас детей и улучшить их грамотность.

Индивидуальную работу над ошибками  можно проводить и в процессе изучения нового материала и его закрепления. Помогает в этом  работа со словарём в конце учебника и работа с «Орфографическим словарём».

Правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок, недочётов, учёт пропусков уроков по болезни, является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками

Памятка при работе над ошибками...

Времена года. Найди ошибки художника.

Дидактическое пособие по теме "Когда наступит лето?" 1 класс УМК "Школа России"...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Ошибки, ведущие к ошибкам

Пробуем разобраться в причинах появления ошибок....

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...