Формы и методы интерактивного обучения.
статья (2 класс) на тему
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы интерактивного обучения.
Актуальной задачей современной начальной школы является реализация компетентностного подхода в образовании.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".
Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
Наиболее простая форма группового взаимодействия – "большой круг". Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.
"Аквариум" – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема – "аквариум".
Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
- как они общаются,
- как реагируют на чужую мысль,
- как улаживают назревающий конфликт,
- как аргументируют свою мысль и т. д.
Правила организации интерактивного обучения на уроках.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много(в малых группах). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах (создан максимальный физический комфорт).
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.
Правило шестое. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.
Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы – дискуссия.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это – дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).
Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого – к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
- развитие личностной рефлексии;
- осознание включенности в общую работу;
- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
- развитие навыков общения;
- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
- повышение познавательной активности.
классу:
- формирование класса как групповой общности;
- повышение познавательного интереса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Литература:
1. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.
2.Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.
3.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы интерактивного обучения
Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Из своей практики я установила, что развитие...
Основные формы и методы активного обучения,как фактор развития младших школьников( из опыта…)
Методологическаой основой стандартов начального общего образования нового поколения.является системно-деятельностный подходСистемно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формиро...
Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения
Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения...
КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников
Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников...
Статья методы интерактивного обучения в начальной школе
Статья на тему:"Мультимедийные технологии...."...
Мастер класс«Мозговой штурм как метод интерактивного обучения»
laquo;Мозговой штурм как метод интерактивного обучения»...
Игра как метод интерактивного обучения
Игра как метод интерактивного обучения...