Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения
материал на тему
Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_v_vospitatelnoy_rabote.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования Задонский Дом школьника
На тему: «Использование основных форм и методов интерактивного
психологического воздействия в воспитательной работе
образовательного учреждения»
Материал подготовила: педагог
дополнительного образования
Ярославова Светлана Васильевна
На сегодняшний день общепризнано, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновление, как содержания, так и форм учебно-воспитательного процесса.
Человек культурный – это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому осознание подрастающим человеком своей связи с другими людьми, умение строить взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой – важнейшие задачи воспитания. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому ребенка практически с рождения можно и нужно ориентировать на установление гуманных отношений с окружающим миром и людьми.
Интерактивные методы воспитания основаны на взаимодействии ученика с другими учащимися, педагогами, родителями (в зависимости от того кто включен в работу). Подобные методы, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта, деятельности из воображаемой ситуации в реальную; позволяют «сжимать» время, являются психологически комфортными для учащихся.
Интерактивные методы воспитания – это модель открытого обсуждения, развивающая в подростках умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Общение людей друг с другом – сложный и тонкий процесс. Как важно уметь находить общий язык! Как важно понимать друг друга!
Воспитание через общение основано на:
- умение принять чужую точку зрения и поддержки друг друга;
- атмосфере, способствующей честности и открытости;
- поощрении и руководстве;
- полном согласии и доверии учеников.
Педагог и ученик - части одной команды. Они работают над достижением общей цели.
Педагог-тренер обеспечивает контакт между участниками групповой работы, в которой они сами могут найти решение.
Тренерство – это невозможность для педагога распространяться о своей мудрости или читать нотации, а возможность помощь учащимся найти себя, определить жизненные цели и способы их достижения. Тренерские отношения поддерживают классическую систему «взрослый - ребенок» в процессе самопознания и самокоррекции и повышают у подростков чувство уверенности в собственных силах. Отношения строятся на вере в достоинство и ценность каждого участника, в их способности быть независимыми и ответственными.
Роль педагога-тренера заключается в обеспечении взаимного уважения и доверия в группе. Это позволит учащимся ставить перед собой цели, брать обязательства в соответствии с задачами, которые они сами для себя наметили. Ценность учащегося (участника тренинга) никогда не ставиться под сомнение, так же как и его потенциал. Ответственность за собственные изменения несет сам участник, а не его педагог: как тренер он поддерживает подростка, но не пытается его изменить. Людям легче открывать в себе что-то новое, если им не нужно защищать свои чувства или оказывать сопротивление кому-то, кто пытается их изменить.
Цель тренерства – научить подростков любить себя, окружающих и, конечно, жизнь. В отличии от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство – это воспитание ответственности. Выступая в роли тренера, педагог предоставляет учащимся возможность повысить самооценку развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельными.
Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации в которых:
- снимается страх перед самостоятельным взысканием;
- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
-развивать умение анализировать свои поступки и происходящие события осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, признанию заслуг другого, умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и так далее. Так каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.
Групповые занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации. В такой ситуации общение строиться по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному (от лат. perceptio – восприятия, понимание и оценка самого себя, других людей, групп, общностей). В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга (информация – взаимодействие - восприятие) позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.
Цель информационного блока общения – познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем.
Участники интерактивного блока общения выбирают стратегию совместных действий. Важнейшее условие – определение каждым участником своих сильных сторон в сотрудничестве:
- кто я: лидер или статист?
- умею ли я отстаивать свою точку зрения или пасую?
- имею ли мудрость признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации?
- готов ли к взаимодействию в общении или предпочтению единолично нести груз ответственности и ошибок?
Во время проведения таких игр необходимо проанализировать, что удалось играющим, какие аспекты взаимодействия еще требуют своего развития. Какова роль ведущего в интерактивном блоке общения? Что нового приобрели участники для себя, «прожив» разные роли в интерактивной игре?
Перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека. Нужно учиться понимать внутренний мир человека, его действия, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие взаимопонимания помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем согласными с нами. Именно перцептивная сторона общения, заложена в тренинге, и вырабатывает умение принимать себя и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра с детьми 5-6 лет
Данная работа является планом - конспектом доклада, прочитанного автором работы на областном форуме "моя профессия - -искусство" в городе Иркутске (июнь 2010 год). На основе программы Т.Э. Тютюнниково...
Использование активных форм и методов в воспитательной работе
Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста.За период своей многолетней педагогической деятельности я изучила...
Педсовет: "Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе"
Педсовет: "Использование новых активных форм и методов обучения"...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Педсовет. 2. 04.2018г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский...