Доклад - выступление на тему: *Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника.*
учебно-методический материал на тему
Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d_o_k_l_a_d_no_2.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Д О К Л А Д
Тема: « Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника»
Учителя начальных классов
ГБОУ СОШ Т№ 2082
Шадриной Л.О.
2013 год
Г.Москва
Начальная школа является фундаментом общего и специального (профессионального) образования. Именно в этот период начинается формирование личности, характера, способов мышления и деятельности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Формирование этих умений лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.
Исследовательская работа проводится как на уроках базисного цикла (окружающий мир, труд, математика, литература, русский язык), так и на уроках дополнительного образования. Исследования на уроках дополнительного образования строю по методике А.И. Савенкова [1].
Чаще всего такая работа строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков:
- организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;
- совместная выработка решений;
- разрешение демократическим путём конфликтных ситуаций.
Например, при изучении темы: "Снег и его свойства” была проведена экскурсия.
Перед экскурсией в классе каждая группа (одного уровня способностей) получила карточку с заданиями и необходимый инвентарь.
Карточка 1. Рассмотрите снежинки. Зарисуйте их формы. Подготовьте ответ на вопрос: "Почему хрустит снег?”
Карточка 2. Перед уходом на экскурсию оставьте плошку со снегом в классе. Во время экскурсии проведите наблюдения, эксперименты и приготовьте ответы на вопросы. (С какими изменениями в природе связано появление снега? Сравните снег с квадратами из цветной бумаги, определите цвет снега. Положите слой снега на цветную открытку, определите прозрачность снега. Имеет ли снег запах? Попробуйте из снега вылепить фигурку. Каким бывает снег в морозную погоду и в оттепель?) После возвращения с экскурсии посмотрите, что произошло со снегом в теплой комнате. Что такое снег?
Карточка 3. Проведя необходимые измерения и записи, постарайтесь сделать вывод: что общего между снегом и шубой?
Определите температуру воздуха. Измерьте температуру на почве под тонким слоем снега (до 10 см). Измерьте температуру на почве под толстым слоем снега (более 15 см).
Составьте модель-схему зависимости животных и растений от толщины снежного покрова, используя слова данных столбцов.
Мало снега | растения | зимуют хорошо |
По возвращении с экскурсии во время фронтальной работы в классе дети рассказали о том, какие сведения о снеге они получили, как проверяли эти факты.
В ходе дискуссии получили:
- научно-обоснованные знания о снеге (суть явления природы);
- установили причины связи температуры воздуха с осадками, состоянием земли, жизнью растений и животных;
- вывели закономерность зависимости жизни растений и животных от толщины снежного покрова, смоделировав ее.
Хотя каждая группа выполняла работу по своим возможностям, но цель урока была достигнута общими усилиями, и все без исключения получили удовлетворение от проделанной работы.
Часто на уроках труда провожу микроисследования. Например, при изготовлении "лягушки” способом оригами, необходимо получить из прямоугольника квадрат способом отрывания лишней части листа по линии сгиба (без ножниц).
Учащиеся складывают лист бумаги, проглаживают линию сгиба пальцем, карандашной резинкой или специальной гладилкой. Растягивая лист в противоположных направлениях, они разрывают его и убеждаются, что линия разрыва совпадает с линией сгиба. Затем учащиеся пытаются разорвать точно такой же лист в таком же направлении без предварительного складывания. Линия разрыва при этом не получается ровной и прямолинейной, она отклоняется в сторону. Это помогает детям сделать правильный вывод: при сгибании и проглаживании многие волокна поломаны, прочность ее становится меньше, она разрывается легко и точно по заданной линии.
Формирование навыков ведения исследования происходит во время проведения практических работ. Именно здесь дети учатся использовать теорию на практике. Чаще всего такая работа ведется в парах (учитель оказывает помощь только паре со слабыми учебными возможностями.) Этот вид деятельности способствует осознанию целей предстоящей работы, анализу задачи и условий ее решения, составлению плана, определению срока выполнения, тщательному контролю качества работы.
Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:
- умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
- умение наблюдать, работать с научной литературой;
- умение проводить эксперименты;
- умение давать определения и понятия.
- умение делать сравнения и выводы.
Готовясь к фестивалю "Мои первые открытия”, ребята проводят индивидуальные исследования по теме, которую выбирают сами. Я стараюсь помочь каждому ученику правильно ее выбрать.
Тема должна быть доступной: соответствовать возрастным особенностям детей. При ее выборе следует учитывать сочетание желаний, интереса и возможностей. Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, интерес и жизненный опыт ребенка.
Работая по выбранной теме, рассматривая ее всесторонне, дети учатся нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, отмечая и фиксируя самые интересные факты, которые помогают доказать свою точку зрения в том случае, если возникают противоречия.
Эта деятельность через наблюдение, сравнение, сопоставление, оценивание конструкторских решений, способов и качества выполненных работ у ребят расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность, что способствует их умственному развитию, умению творчески подходить к решению поставленной задачи.
Чтобы представить результаты учебного исследования на фестивале, учащимся нужно:
- структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
- дать определения основным понятиям;
- отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.
В этом я оказываю детям консультативную помощь, но право выбора остается за ребенком.
К своему выступлению дети делают рисунки, таблицы, графики, чертежи, доказывая и себе, и окружающим свою точку зрения.
Немаловажно и то, что, защищая свою тему, ребята не теряются и отвечают на вопросы, заданные слушателями из зала по теме исследования. Такая форма защиты своей работы учит детей ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией.
Теплый прием своих товарищей вселяет в них уверенность и желание провести новое исследование. Ведь ничто так не окрыляет ребенка, не укрепляет веру в себя, как удача. Дети убеждаются в том, что экспериментов бояться не надо, наоборот, только они могут развеять возникшие сомнения.
Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно) дает возможность решать учебную задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
В результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические и организационные.
Хочу привести конспект урока развития творческих способностей, проведенный в 4-м классе.
Урок развития творческих способностей
(4 класс)
Тема. Наша классная комната.
Задачи урока.
- Через исследовательскую деятельность подвести детей к выводу, что комната соответствует нормам: созданы все условия для сохранения здоровья во время занятий.
- Учить детей проводить исследовательскую работу, пользуясь известными им приемами и способами. Способствовать овладению техникой исследовательского поиска.
- Формирование умения работать в группах, чувства ответственности за выполнение порученной тебе части общего дела.
- Развивать логическое мышление, умение наблюдать и делать соответствующие выводы.
Цель для учащихся. Сделать измерения, расчеты, провести опыты, поработать со справочной литературой, сравнить полученные результаты с нормами СанПиНа, сделать вывод.
Оборудование. Термометр, рулетка, 2 свечи, спички, стеклянный колпак, "Толковый словарь”, листы бумаги, фломастеры, учебник "Математика”, книги с нормативами, люксметр.
ХОД УРОКА
I. Актуализация.
Ребята, мы уже четыре года занимаемся в этом классе и никогда не задумывались над тем, сохраняем ли мы свое здоровье, работая здесь. Может быть, для такого количества учеников наша классная комната не подходит? Может быть, учась наукам, мы только вредим своему здоровью? И я предлагаю вам сегодня помочь мне выяснить это. Вы согласны?
Цель исследования: найти ответ на поставленный вопрос. Соответствуют ли условия комнаты нормам СанПиНа для сохранения нашего здоровья.
Задачи исследования:
- Соответсвуют ли нормам СанПиНа:
- мебель, её цвет;
- температурный режим;
- освещенность;
- чистота помещения (запыленность воздуха);
- площадь, объем воздуха?
- Какие мероприятия мы проводим, чтобы сохранить их?
Выдвижение гипотез: да или нет. (Строительство по заказу, разработка чертежей, планирование. Приемная комиссия. Есть документы с нормами к любому зданию.)
Какими способами будем пользоваться, чтобы ответить на эти вопросы:
- Подумать самостоятельно;
- Спросить у окружающих;
- Прочитать в книгах;
- Просмотреть кинофильмы, телепередачи, выйти в Интернет;
- Провести наблюдения, опыты, эксперименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от пробл...
Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.
Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....
Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере ...
Выступление на тему "Развитие творческого потенциала младших школьников"
Материал содержит презентацию выступления на семинаре по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников"...
Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"
Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...
Статья по теме «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности»
В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к осмысленному восприятию окружающего мира, умеющая пр...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...