Творчество Варравы
проект на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Поэзия кубанского поэта И.Ф.Вараввы».
Цель урока: познакомить со стихотворениями поэта, воспитывать патриотизм, чувство любви к своей малой Родине, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к образным средствам языка, развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Оборудование: портрет И.Ф.Вараввы, сборники стихов, рисунки детей,словарь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Выставка рисунков.
Чему посвящена наша выставка?
3. Самоопределение к деятельности
(Дается несколько портретов , среди них портрет Вараввы. Учащиеся называют поэтов и возникает вопрос )
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним кубанским поэтом И.Ф.Вараввой, и будем читать его стихи.
4. Работа над новым материалом.
1)Рассказ учителя о творчестве поэта И. Ф. Вараввы
Весной 1942 года со школьной скамьи Иван Варавва вступает в Староминский истребительный районный батальон - командиром молодежной группы в отряде.
Осенью того же года участвует в обороне Кавказа, принимая первый бой с врагами под Хадыжами на передовой линии черноморских морских моряков и пограничников.
Весной 1943 года в составе 308-го стрелкового полка и отдельного минометного батальона на 9-й стрелковой дивизии оперативных внутренних войск НКВД минометчиком принимает участие в освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков. По рассказам ветеранов, дивизия эта была сформирована из работников московской, тульской, пензенской, ростовской милиции. В нее влились молодежные диверсионные группы, подготовленные для заброски в тыл врага, среди которых ранее была и Зоя Космодемьянская.
Под столицей Крымской в районе высоты «Сопка Героев» Иван Варавва был ранен и тяжело контужен. За разведку боем награжден орденом Красной Звезды.
В составе 290-го Новороссийского мотострелкового полка внутренних войск участвует в боях за город Новороссийск. «Полком брали новороссийский элеватор и вокзал. На нашем пути и ныне стоит разбитый обгорелый вагон - памятник»,- вспоминает поэт. В новороссийских боях он награжден медалью «За отвагу».
Ближе к концу войны - на боевом пути к Берлину, в Польше - сержант Варавва и Люблин, а при штурме крепости и взятия города Познань в боевой обстановке назначается комсоргом роты автоматчиков 145-го Познанского мотострелкового полка внутренних войск НКВД -МВД. За бои в Польской Республике награжден орденом Отечественной войны второй степени.
Войну завершил в Берлине двадцатилетним старшим сержантом роты автоматчиков. Расписался на стене рейхстага. В мае 1945 года в составе спецгрупп внутренних войск производил «зачистку» Берлина от укрывшихся фашистов СС и военных преступников.
Из Центрального музея внутренних войск в Москве поэту пришло письмо: «Уважаемый Иван Федорович! Мы давно ищем возможности установить с Вами связь.... Сейчас, получив уточненный адрес, надеемся, что Вы откликнетесь на нашу просьбу. Ваше имя нам давно знакомо по многотиражной газете 9-й дивизии войск НКВД «За Советскую Родину», где под рубрикой «Красноармейское творчество» печатались Ваши стихи. Помните?...»
Иван Варавва готовит для отправки в музей экспонаты: записную книжку с рисунками погибшего в Познани комсорга роты автоматчиков, командира взвода лейтенанта Украинцева, военный планшет, книгу «Казачий кобзарь», фотографии. Ныне капитан запаса, поэт Иван Федорович Варавва – лауреат литературной премии имени Александра Твардовского, почетный академик университета культуры, народный поэт Республики Адыгея.
2) Выразительное чтение учителем стихотворения.
Зёрнам отпущено вволю
Света, тепла и огня.
Снова в багряное поле
Кличет дорога меня.
Вновь затуманилась слива,
Синим дождём налилась.
Тянет в большие разливы
Поля пшеничного власть.
И над зубьём частокола
Вишня дозрела уже.
Радость, как хлебное поле,
Заколосилась в душе.
Пёстрая птица из детства
Дразнит меня: «Уду-ду!»
Я, не успев оглядеться,
В хлебное царство иду.
В ливнях зерна золотого
Пляшет дорожная пыль.
Дома к порогу подкову
Я на удачу прибил.
3) Лексическая работа. Работа со словарём.
- Какие слова вам не понятны?
Кличет- зовет.
Частокол - изгородь.
Зубья частокола - верхняя заостренная часть изгороди.
Дозрела - поспела.
Ливни зерна золотого - дождь из поспевшего зерна.
4)Работа над содержанием
- Какие картины вы представили себе во время чтения стихотворения?
- Какое время года описывает поэт?
- Как вы думаете, какая стоит погода?
- Что автор говорит о зерне?
- С чем он сравнивает спелую сливу?
- Почему с синим дождем?
- Что значит затуманилось?
- Как вы понимаете, слово налилась?
- С чем сравнивает свою радость?
- Кто из вас был в поле во время созревания урожая?
- Как оно выглядит?
- Какими были колосья созревшей пшеницы?
5) Творческое задание.
- Описать картину родной природы, о которой шла речь в стихотворении?
Дети выполняют рисунки или словами описывают возможные картины.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Какие краски вы выбрали для своей картины?
- Почему?
- Какое настроение будет у вашей иллюстрации?
- Почему?
- Удалось ли вам проникнуть в душу поэта?
- Узнать его мысли, чувства?
6. Домашнее задание.
Выучить наизусть любое стихотворение И.Ф.Вараввы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
От творчества учителя к творчеству ученика.
Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....
И.Варрава "Мать"
конспект занятия кружка " Художественное слово"...
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....
Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в начальной школе....
Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни».
Обобщение опыта работы учителя начальных классов. ТРИЗ....