Творчество Варравы
проект на тему

Олифиренко Ольга Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _tvorchestvo_varavvy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Поэзия кубанского поэта И.Ф.Вараввы».

Цель урока: познакомить со стихотворениями поэта, воспитывать патриотизм, чувство любви к своей малой Родине, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к образным средствам языка, развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: портрет И.Ф.Вараввы, сборники стихов, рисунки детей,словарь.


Ход урока.

1.        Организационный момент.

        2.        Актуализация знаний

Выставка рисунков.

Чему посвящена наша выставка?

3.        Самоопределение к деятельности

(Дается несколько портретов ,    среди них портрет Вараввы. Учащиеся называют поэтов  и возникает вопрос )

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним кубанским поэтом И.Ф.Вараввой, и будем читать его стихи.

4.        Работа над новым материалом.

1)Рассказ учителя о творчестве поэта И. Ф. Вараввы

Весной 1942 года со школьной скамьи Иван Варавва вступает в Староминский истребительный районный батальон - командиром молодежной группы в отряде.

Осенью того же года участвует в обороне Кавказа, принимая первый бой с врагами под Хадыжами на передовой линии черноморских  морских моряков и пограничников.

Весной 1943 года в составе 308-го стрелкового полка и отдельного минометного батальона на 9-й стрелковой дивизии оперативных внутренних войск НКВД минометчиком принимает участие в освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков. По рассказам ветеранов, дивизия эта была сформирована из работников московской, тульской, пензенской, ростовской милиции. В нее влились молодежные диверсионные группы, подготовленные для заброски в тыл врага, среди которых ранее была и Зоя Космодемьянская.

Под столицей Крымской в районе высоты «Сопка Героев» Иван Варавва был ранен и тяжело контужен. За разведку боем награжден орденом Красной Звезды.

В составе 290-го Новороссийского мотострелкового полка внутренних войск участвует в боях за город Новороссийск. «Полком брали новороссийский элеватор и вокзал. На нашем пути и ныне стоит разбитый обгорелый вагон - памятник»,- вспоминает поэт. В новороссийских боях он награжден медалью «За отвагу».

Ближе к концу войны - на боевом пути к Берлину, в Польше - сержант Варавва и Люблин, а при штурме крепости и взятия города Познань в боевой обстановке назначается комсоргом роты автоматчиков 145-го Познанского мотострелкового полка внутренних войск НКВД -МВД. За бои в Польской Республике награжден орденом Отечественной войны второй степени.

Войну завершил в Берлине двадцатилетним старшим сержантом роты автоматчиков. Расписался на стене рейхстага. В мае 1945 года в составе спецгрупп внутренних войск производил «зачистку» Берлина от укрывшихся фашистов СС и военных преступников.

Из Центрального музея внутренних войск в Москве поэту пришло письмо: «Уважаемый Иван Федорович! Мы давно ищем возможности установить с Вами связь.... Сейчас, получив уточненный адрес, надеемся, что Вы откликнетесь на нашу просьбу. Ваше имя нам давно знакомо по многотиражной газете 9-й дивизии войск НКВД «За Советскую Родину», где под рубрикой «Красноармейское творчество» печатались Ваши стихи. Помните?...»

Иван Варавва готовит для отправки в музей экспонаты: записную книжку с рисунками погибшего в Познани комсорга роты автоматчиков, командира взвода лейтенанта Украинцева, военный планшет, книгу «Казачий кобзарь», фотографии. Ныне капитан запаса, поэт Иван Федорович Варавва – лауреат литературной премии имени Александра Твардовского, почетный академик университета культуры, народный поэт Республики Адыгея.

2) Выразительное чтение учителем стихотворения.

Зёрнам отпущено вволю

Света, тепла и огня.

Снова в багряное поле

Кличет дорога меня.

Вновь затуманилась слива,

Синим дождём налилась.

Тянет в большие разливы

Поля пшеничного власть.

И над зубьём частокола

Вишня дозрела уже.

Радость, как хлебное поле,

Заколосилась в душе.

Пёстрая птица из детства

Дразнит меня: «Уду-ду!»

Я, не успев оглядеться,

В хлебное царство иду.

В ливнях зерна золотого

Пляшет дорожная пыль.

Дома к порогу подкову

Я на удачу прибил.

3) Лексическая работа. Работа со словарём.

- Какие слова вам не понятны?

Кличет- зовет.

Частокол - изгородь.

Зубья частокола - верхняя заостренная часть изгороди.

Дозрела - поспела.

Ливни зерна золотого - дождь из поспевшего зерна.

4)Работа над содержанием

- Какие картины вы представили себе во время чтения стихотворения?

- Какое время года описывает поэт?

- Как вы думаете, какая стоит погода?

- Что автор говорит о зерне?

- С чем он сравнивает спелую сливу?

- Почему с синим дождем?

- Что значит затуманилось?

- Как вы понимаете, слово налилась?

- С чем сравнивает свою радость?

- Кто из вас был в поле во время созревания урожая?

- Как оно выглядит?

- Какими были колосья созревшей пшеницы?

5) Творческое задание.

- Описать картину родной природы, о которой шла речь в стихотворении?
Дети выполняют рисунки или словами описывают возможные картины.

5.        Итог урока. Рефлексия.

- Какие краски вы выбрали для своей картины?

- Почему?

- Какое настроение будет у вашей иллюстрации?

- Почему?

- Удалось ли вам проникнуть в душу поэта?

- Узнать его мысли, чувства?

6.        Домашнее задание.

Выучить наизусть любое стихотворение И.Ф.Вараввы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

И.Варрава "Мать"

конспект занятия кружка " Художественное слово"...

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....