И.Варрава "Мать"
план-конспект занятия на тему

Цурикова Лариса Викторовна

конспект занятия кружка " Художественное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kruzhka_khudozhestvennoe_slovo_mat_varavva.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.Ф.ВАРАВВА «МАТЬ»

Цель: познакомить со стихотворением, его биографией; совершенствовать навык чтения поэтического произведения; обогащать словарный запас; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества – землякам, воспитывать любовь к матерям и заботу о них.
Оборудование: набор открыток «Семья Степановых»; фотографии из музея г. Тимашевска; грамзапись «Реквием»; фотография поэта.

Ход занятия:


1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.

а) Вводная беседа.( на фоне музыки)

- Самое дорогое слово на земле – мама.
С самых ранних лет о тебе заботится мама.
И сколько бы тебе не было лет: 5 или 50 – тебе
Всегда нужна мама: её забота, ласка, её внимание.
- Сегодня мы будем говорить об одной маме и её 
- 9 сыновьях.
О семье Степановых.

Рассказ учителя:

            Она одна на всю Россию.
Епистиния Фёдоровна Степанова. Невысокая, седая
худенькая, шла опираясь на руку дочери. У памятника погибшим остановилась. А на нём скорбный список: «Степанов, Степанов, Степанов…»Нет не однофамильцы, как бывает
в деревнях. Сыновья, 9 её сыновей. При ней осталась лишь
дочь, Валентина Михайловна. Мужа своего похоронила в голодном 33-м. И было то не первое горе в её жизни.
          В 17 лет погиб самый первый её сын, Александр. Он погиб от рук белогвардейцев. 20 августа1939г. на Халхин – Голе погиб как герой её сын
Фёдор. Началась Великая Отечественная война. И Павел с первого дня войны оказался на фронте. И пропал без вести. Василий, Илья, Филипп, Иван, Саша, Николай – мешок за мешком с харчами вязала Епистиния Фёдоровна, провожая сыновей на фронт. 1941 г. Василий попал в плен. В декабре был расстрелян и похоронен в братской могиле на Днепровщине. Капитан Илья Степанов получил офицерское звание . Был командиром роты в танковой бригаде. Погиб в танковом бою на Курской дуге. В апреле 1943г. Филипп Степанов, попал в германский плен и за три месяца до окончания войны умер в лагере № 326 «Фолькрауз». Иван Степанов сражался в партизанском отряде, был захвачен в плен и расстрелян немцами. Похоронен в братской могиле в Минской области.    К исходу 1943г. из всех братьев Степановых остались только двое – Николай и самый младший в семье Саша. Николай был ранен в бою в 1945г. От тяжёлых ран умер. И Саша, который в свои 20 лет командовал ротой погиб в бою и ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Епистиния Фёдоровна верила, что нет самого младшего Саши, что погиб от танков Илья. Но Павел, Василий, Филипп, Иван…Они-то без вести…Это не значит, что тоже все побиты. И потому годами ждала писем. Просыпалась по ночам от каждого шороха. Только позже она узнала русская мать, как встретил свой смертный час в германском плену Филипп, как молчал под пытками Василий, как расстреляли Ивана.
      Когда Епистиния Фёдоровна умерла, её со всеми воинскими почестями похоронили рядом с Вечным огнём у обелиска, на котором высечены имена её сыновей. А потом построили музей семьи Степановых, куда люди приносят цветы и по долгу стоят перед портретами русской материи её героических сыновей. 
Рассказ о поэте.( портрет И.Ф.Вараввы)
-Хорошо рассказал о матери и гибели её самого младшего сына Саши,  И.Ф.Варавва, в своём стихотворении «Мать», с которым мы сегодня  познакомимся.
И.Ф.Варавва кубанский поэт, он тоже воевал. 1942г. он закончил школу и пошёл  на войну. Был ранен. Награждён боевыми орденами и медалями.
3. Первичное восприятие стихотворения.
- Я читаю, а вы ответьте на вопросы, записанные на доске.
4. Словарная работа.
Гим-нас-тёр-ка – солдатская рубашка
За- ду- бе- ла – стала твёрдой
Па- хо- та - вспаханная земля
-Как сказать по другому?
Очи- глаза, глазоньки…
5. Повторное чтение стихотворения сильными учащимися. 
6. Анализ стихотворения

Почему стихотворение так названо?
-То чьего имени написано оно? ( поэта и со словами матери, обращённых к сыну) 
О ком стихотворение? ( о Епистинии Фёдоровне и её самом младшем сыне Саше)
-Найди образное определение предмета в первых четырёх строчках.(Серебристый лён её седин- седые волосы)
Это образное определение называется эпитет.
А кто знает, что это за художественный приём «…Обступили мать среди полей 
девять бед…» 
Олицетворение – это перенесение свойств от неживого к живому.
Найди в первых четырёх строчках этот художественный приём.
-Прочитай слова матери.
- Охарактерезуй её сына. (Светлые глаза, белокурый, сильный.)
- Объясни смысл последних двух строк.  ( В селе , на главной площади, поставили памятник матери) 
7. Подготовка к выразительному чтению. 
- С каким настроением будем читать слова автора, матери)
8. Выразительное чтение
( в парах, целиком, по строчкам)

9. Заочное путешествие по музею Степановых г. Тимашевска.
( Показ фотографий из выставочных залов музея. Звучит музыка. Дети рассматривают фотографии)_Почтим память минутой молчания.
9. Итог урока:
-Чему учились на уроке?
- Что можете сказать о поэте, И.Ф.Варавве и его стихотворении «Мать»?
- Как вы бы по другому назвали стихотворение?
Вывод учителем: И хотелось бы закончить урок отрывком из письма, написанным Сашей , последним сыном Епистинии Фёдоровны. Чувствуя состояние матери, он писал ей из этого пекла:

« Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам нужно гордиться тем, что столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают страну. Скоро, мама, мы возвратимся с победой!»
1
0. Домашнее задание. Отработать выразительное чтение стихотворения, подготовиться к конкурсу.

Иван Фёдорович Варавва
Мать
На больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лён её седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжёлых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.
-Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи, 
Кудри эти белые, силу богатырскую дала.
Думала – сойдутся в жизни праздники.
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрыты глазоньки,
Белый свет в ресницах
Стал не мил.
Увидав её слезинку грустную
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское, 
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены
Заступали кони повода.
…Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда.