Учиться и учить с интересом
статья на тему

Самородова Марина Николаевна

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 119818_uchit_i_uchitsya_s_interesom_doklad.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учить и учиться с интересом

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»

В.Г. Белинский

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.

    Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. 

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.

Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Как повысить мотивацию школьников за счёт внедрения ЭОР?

Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.

Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.

ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.

Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах www.school-collection.edu.ruwww.fcior.edu.ru.

Что такое ЭОР?

Понятие  ЭОР  (электронный образовательный ресурс) подразумевает некое образовательное содержание,  облеченное в электронную форуму, для воспроизведения которого используются электронные устройства.

 Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов от цифровых образовательных ресурсов является наличие компонента интерактивности. В общем случае к ЭОР относят видеофильмы и звукозаписи для воспроизведения которых достаточно бытовой техники. Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.

Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования"

Использование электронных образовательных ресурсов эта хорошая возможность для самостоятельной творческой деятельности учащихся. В качестве домашнего задания в «электронный дневник» ученик будет записывать необходимые электронные учебные модули. Если компьютер не подключён к сети, можно скачать самим И-, П-, К-модули. При выполнении домашнего задания школьник будет усваивать информацию в активно-деятельностной форме. Я считаю это хорошая подготовка к экзаменам

Думаю, что наши ученики должны повысить свою успеваемость по предмету с применением ЭОР. Ведь для них многое меняется в отработке, подаче материала, есть возможность пройти (и неоднократно!) практические модули, выполнить контрольные задания (как тренировочные к итоговой контрольной) в качестве домашней работы, в удобное для себя время. Это, безусловно, повышает результативность, те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, действительно повысили свое качество знаний. И еще один момент: даже если мы живем в удаленном районе, где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке, и не можем посещать многие музеи, выставки, планетарии..., то благодаря ЭОР мы можем решить и эту проблему. Смоделировать любую обстановку. Детям действительно становится интереснее на уроках, и от этого повышается результативность, учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению предмета. А вот как сделать каждый урок интерактивным и разветвленным, придумать грамотные проблемные вопросы и творческие задания – это наша с вами прерогатива, которая и смотивирует детей на поиск нестандартного ответа.

Как можно получить электронные учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны.

Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении;

- контроле знаний, умений и навыков.

Т.о. уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Где можно скачать интернет – ресурсы ?

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://www.edu.ru/

http://www.rusedu.ru/

http://www.viki.rdf.ru/

http://pedsovet.su/load/

http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/

konkyrs-prodlenka@bk.ru,

www.farosta.ru/main

 www.unikru.ru 

www.mir-konkursov.ru,

viki.rdf.ru(детские презентации)

Rus Edu(архив учебных программ)

http://www.musik.edu.ru 

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://www.edu.ru/

http://pedsovet.su/load/

http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/

 http://www.school-collection.edu.ru 

 Natalka.com

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

В современной школе  мы часто сталкиваемся  с  такой  проблемой  как заниженная самооценка у детей, плохое настроение  из-за неудач, тревожность. Или наоборот, проявление...

Презентация к клубному часу в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

Презентация является электронным сопровождением  к  конспекту занятия: "Учимся играя.Учимся радоваться жизни". В ней находятся слайды с закодированной темы занятия, картинка солнышка и слова...

«Свобода учиться, свобода учить» Книга больших идей Создавая демократическую культуру класса

Могут ли школы обучать демократии? Нет, если делают это «рассказами» о демократии; да если они создают  демократическую культуру класса. Любой учитель до небес восхваляет демократические основани...

"УЧИМ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ"

Учимся в новой школе....

Доклад на тему :Учить и учиться с интересом!.

Доклад на тему :Учить и учиться с интересом!....

Учить и учиться

Профессия учителя является одной из древнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Не менее актуальна сегодня и...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...