«Утверждённый стандарт – результат плодотворной работы педагогического сообщества. (Экспертное заключение)»
статья на тему

Цимбалюк Марина Викторовна

В феврале 2014 года мы начали изучать проект «Федерального образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. был утверждён ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида  № 16»

Доклад  

«Утверждённый стандарт – результат плодотворной работы педагогического сообщества. (Экспертное заключение)»

Доклад подготовила:

Учитель начальных классов

 М.В. Цимбалюк

В феврале 2014 года мы начали изучать проект «Федерального образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. был утверждён ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

Я  представлю экспертное заключение по проекту и Стандарту.

Название проекта было ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

 Сейчас ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

 В проекте представлена подробная классификация детей с умственной отсталостью-неоднородная по составу группа школьников.  В стандарте подробно раскрыты особо образовательные потребности для всех обучающихся с умственной отсталостью.

 В проекте третий вариант стандарта С-предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10). Четвёртый вариант стандарта D- для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

 В стандарте мы видим Вариант 1 - обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вариант 2 - обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Нормативный срок освоения АООП умственно отсталых обучающихся в проекте составляет 9 лет (I–IX) классы. Указанные сроки обучения могут быть увеличены на один год за счет введения подготовительного класса

Для углубленного изучения отдельных видов профессионального труда в образовательной организации, имеющей необходимую материальную базу, могут создаваться X-XI классы(группы) с углубленной трудовой подготовкой

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.

Для варианта 2 - на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

 В проекте количество учебных занятий:

в начальной школе не может составлять за 5 учебных лет не более 3732 часа, за 4 учебных года – 3039 часов;

в старшей школе(5-11 классы) не может составлять более 7875 часов.

Что мы видим в стандарте количество учебных занятий по предметным областям для 1 варианта за 9 учебных лет составляет не более 8 377 часов, за 12 учебных лет - не более 11 845 часов, за 13 учебных лет - не более 12 538 часов. Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана за 9 учебных лет не более 1 830 часов, за 12 учебных лет - не более 2 442 часов, за 13 учебных лет не более 2 640 часов. Для 2 варианта за 12 учебных лет составляет не более 13 646 часов, включая коррекционные курсы.

 Из проекта мы видим, что предметные результаты связаны с овладением обучающимися «академическим» компонентом каждой образовательной области и характеризуют «академические» достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися двух вариантов АООП. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Учебный план включает обязательные предметные области

Предметная  область: Язык и речевая практика

Учебные предметы: Чтение добавляется Литературное чтение; Устная речь заменяется предметом речевая практика.

 Предметная область: Математика

Учебные предметы: Математика(информатика)

Предметная область: Естествознание

Учебные предметы: Окружающий мир заменяется Мир природы и человека; Естествознание Биологией. 2 вариант не предусматривается данной учебной области.

В проекте было две учебных области: Человек и Обществознание, в стандарте одна область: Человек и общество

Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика, Обществоведение. 2 вариант не предусматривается данной предметной области.

Предметная  область: Окружающий  мир

Учебные  предметы:

-Окружающий природный  мир

-Человек

-Домоводство

- Окружающий  социальный мир

Для 1 варианта эта предметная область не предусматривается.

Предметная  область: Искусство

Учебные предметы: было Изобразительное искусство теперь Рисование.

Предметная  область: Технология

 В проекте учебные  предметы:

- Трудовое  обучение

- Профильная   трудовая  подготовка

 В стандарте учебные  предметы:

  • Ручной  труд
  • Профильный  труд

В стандарте используются фрагменты, сноски на ФГОС НОО

- Требования к структуре АООП

-  Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  

- Финансовые условия реализации АООП

- Материально-технические условия реализации АООП

В разделе предметные результаты освоения АООП сказано, что итоговая аттестация осуществляется организацией по завершению реализации АООП в форме двух испытаний:

Первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;

Второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для 2 варианта должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк экспертного заключения к аттестации

Представлен бланк экспертного заключения...

Экспертное заключение

Моё экспертное   заключение на высшую категорию...

Экспертное заключение

Мое экспертное заключение...

Экспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации учителя начальных классов

Данное экспертное заключение составляется   в процессе экспертизы профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических кадров....

Экспертное заключение на программу по внеурочной деятельности

Экспертное заключение на программу по внеурочной деятельности  общественно - полезного направления "Очумелые ручки"  1 - 4 класс....

Экспертное заключение о работе Н.Н. Аллямовой

Экспертное заключение сделано аттестационной комиссией при аттестации на первую квалификационную категорию...

Экспертное заключение по результатам экспертизы профессиональной деятельности педагога

Представлено экспертное заключение по результатам экспертизы профессиональной деятельности педагога...