Огонь друг или враг
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Кынкурогова  Оксана  Сергеевна

Занятие познакомит учащихся с правилами поведения при пожаре в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ОГОНЬ ДРУГ ИЛИ ВРАГ.

Используемое оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Урок-путешествие «Огонь – друг и враг человека», карточки для групповой работы, рисунки на ППБ, пожарные знаки, предметы для игры.

Краткое описание:

Урок построен в игровой форме, что способствует развитию познавательной деятельности. Подробный конспект сопровождается интересной красочной презентацией. Присутствует музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I. Организационный момент   

Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности.

Пусть пойдёт ребятам впрок

Очень важный наш урок!

II. Сообщение цели и задач  

Отгадайте загадку:  

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь)

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?» Узнаем причины пожара и как вести себя, если случился пожар

III. Огонь – друг  

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

(6 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

IV. Огонь – враг

Звук пожара (7 слайд)


Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. (8 слайд)

V. Причины возникновения пожара (9 слайд)

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

(10 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

VI. Как вести себя во время пожара (11-12 слайды)

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещения  невозможно:

• Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.

• Вызови пожарную охрану по телефону 01.

• Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.

• Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.

• Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

• Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.

• Дыши через мокрые носовой платок, ткань, одежду.

• Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

При пожаре в доме:

• Вернись, плотно закрой входную дверь.

• Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.

• Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.

• При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

VII. Физ. минутка (13 слайд)

Игра «Потуши пожар!»

VIII. Познавательные и развлекательные игры. (14 слайд)

1) Назови огнеопасные предметы (15 слайд)

2) Набери номер пожарной службы(16-17 слайды)

3) Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

• называет адрес, где горит;

• свой номер телефона;

• свою фамилию;

• на каком этаже горит;

• как лучше подъехать к дому;

• сколько подъездов в доме.

4) Решите кроссворд (18 слайд)

5) Выберите то, что нужно пожарному (19 слайд)

6) Отгадайте загадки

Летала мошка - сосновая ножка,

на стог села – всё сено съела.(спичка) (20 слайд)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь) (21 слайд)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (пожар) (22 слайд)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (пожарные) (23 слайд)

Висит - молчит, а перевернёшь,

шипит, и пена летит. (огнетушитель) (24 слайд)

7) Игра: Недостающие слова.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (
Злой пожар.)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…?
(Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…?
(Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…?
(Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …?
(Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …?
(Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …?
(Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…?
(Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …?
(Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер …
(01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…
(Вызывай

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(
водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (
отнять)

Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (
убрали)

- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

- Насыпь на очаг спасительный …(песок)

IX. Правила пожарной безопасности в городской квартире

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.

  • Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

X. Работа в группах

Сейчас мы поделимся на три группы. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

(Класс разбивается на три группы)

1 группа– ваши действияпри загорании телевизора.

1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).

2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.

3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.

4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.

1. Позвонить в службу спасения «01».

2. Дышать через мокрую ткань.

3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.

4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.

5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа– ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.

1. Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

XI. Рефлексия (25-26 слайды)

Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

На доске изображения бревен, у детей на парте языки пламени.

- Давайте зажжем огонь надежды и помощи.

И пусть огонь горит в сердцах, а не  в  домах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь - друг и враг человека"

Презентация для учащихся начальной школы....

Классный час "Огонь-друг или враг?"

Классный час проводился во 2 классе в виде ролевой игры "Час суда"....

Огонь - друг и враг человека

Пожарт легче предупредить, чем потушить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой....

Разработка по ОБЖ " Огонь - друг или враг?"

Сценарий " Огонь друг или враг?"...

Огонь - друг или враг?

Урок-презентация по основам пожарной безопасности. А.А. Плешаков, УМК "Школа России", 2 класс ...

Классный час "Огонь - друг и враг"

Цель:  пополнить  знания учащихся о правилах пожарной безопасности; закрепить           имеющиеся  знания о правильных действиях в случ...