"Там на неведомых тропинках"
классный час (4 класс) на тему

Кекова Ольга Алексеевна

Внеклассное занятие по экологии для детей 3-4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tam_na_nevedomyh_dorozhkah.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Прогимназия «Семицветик № 237»

Там на неведомых дорожках

Внеклассное мероприятие

подготовила и провела

учитель начальных классов

Кекова О.А.

Саратов 2014/2015 учебный год

Цель: расширить представление детей об экологических законах.

Задачи: 

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

- формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

- учить видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.

- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Дети разделены на 4 группы, которые «отправляются путешествовать» в лес.

До занятия происходит жеребьёвка, разделение детей на группы.

Оформление: 

   На доске: "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда". Антуан де Сент - Экзюпери

Во время занятия:

Четыре закона экологии:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.


План занятия:

  1. Орг. момент
  2. Вступительное слово.
  3. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
  4. Интерактивная беседа. Информационный блок «Законы экологии».
  5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?». 
  6. Подведение итогов.

Ход занятия:

Заставка - Слайд 1

Слайд 2

  1. Орг. момент

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

  1. Вступительное слово

Учитель: Слайд 3. Ребята, закройте глаза. Что вы увидели? (Ничего) Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Слайд 4. Это Земля. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Но ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. Единственное спасение – в экологической культуре.

Учитель: Слайд 5. Вы отправитесь в путешествие по волшебному лесу, а дорожки лесные приоткроют свои тайны. Как вы думаете, зачем мы отправляемся в путешествие? О чём мы будем говорить в путешествие?

Примерные ответы детей:

Вспоминают правила поведения в лесу

Ученик: Слайд 6

Я люблю побродить по зелёной стране,

Здесь друзей заводить очень нравиться мне.

На сюрпризы  горазд молчаливый народ,

И за то, что отдаст - ничего не берёт.

Тропинки, тропинки дорожки лесные!

Куда вы? Куда вы бежите родные?

Дорожки, тропинки – морщинки Земли,

Откройте скорее мне тайны свои.

Слайд 7. Звучит музыка (Дети встают и шагают на месте). 

Слайд 8: Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь – звуки [з], [з .] в лесу найдёшь»

Учитель: Слайд тот же + звук. (Звук  «Комары».  Динамическая пауза: «Комары»).

Только в лес мы вошли – налетели комары (хлопки руками – отгоняем комаров).

     3.   Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»
Слайд 9: Появляется Лесовичок и говорит: «Здравствуйте, гости моего леса! Расскажу я вам одну историю. Ловили как-то раз на речке рыбу 2 брата. И спасения не было от комаров. «Эх, нашёлся бы хоть один мудрец, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул Иван. А в это время, старший брат, взял только что пойманную рыбу и разрезал ножом толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.  А теперь ответьте: «Нужны ли природе комары?»
Примерные ответы детей: 
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать животные, которые питаются рыбой, люди.
 

- В природе всё взаимосвязано. Человек без природы не сможет существовать.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

           4.  Интерактивная беседа. Информационный блок «Законы экологии»

Беседа

Учитель:  Слайд 10. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь изучает наука…….

Примерные ответы детей:

- Понятие экология – экос - жилище, логия - учение.  

- Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими 

сообществ между собой и окружающей средой. 

Учитель: Чтобы  понять эту взаимосвязь и сформулировать законы экологии, предлагаю продолжить прогулку по лесу.

Слайд 11: Звучит музыка. (Дети встают и шагают на месте).

Слайд 12: Звук. Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь, 1 закон экологии поймёшь!»

Учитель: Слайд 13. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной.  Деревья росли крепкими, высокими. Почему так было?

Примерные ответы детей:

- Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке влагу.

Учитель: А как деревья дают влагу реке?

Примерные ответы детей:

- Лес притягивает к себе дождевые облака, в тени деревьев образуются ручейки.

- Происходит обмен: река питает растения, а растения реку.

 Слайд 14

Учитель: Что произошло с рекой?

Примерные ответы детей:

- Река обмелела и может совсем высохнуть.

Учитель: Почему это произошло?  

Примерные ответы детей:

- Вырубили деревья.

Учитель: Что это значит?

Примерные ответы детей:

- Это значит, что между рекой и лесом нарушилась связь. Нарушилось экологическое равновесие.

Слайд 15.Учитель: К сожалению, в мире существуют примеры конкретные нарушения экологического равновесия из-за человека. У каждой группы своё задание. На карточке изображения, которые показывают нарушение равновесия. Необходимо выбрать: действие - последствие действия.

Работа в группах
1 группа: Из рек, впадающих в Аральское море, забрали много воды на полив хлопка – море обмелело и высохло.
2 группа: В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
3 группа:  В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедая больных птиц, выполняют роль санитаров, а значит, предотвращают эпидемии.

4 группа: Строительство ГЭС, которое позволяет сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, приводит к затоплению плодородных земель, нарушению экосистемы, изменению климата.

    Дети делают вывод и формулируют Первый закон: «Всё связано со всем». (С обратной стороны карточки у каждой группы одно слово - если не ответят) – Слайд 16.

Открывается учителем на доске.

Слайд 17. 

Учитель: Предлагаю продолжить путешествие. (Дети встают и шагают на месте). Слайд тот же – звук.

Слайд 18: Звук. Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь, 2 закон экологии поймёшь!»

Учитель: Пословица гласит: «Делай добро, и оно добром к тебе вернётся». Как вы думаете, если делать другим что-то плохое, оно вернётся?

Примерные ответы детей: Да, вернётся.

Учитель: Не прощает человеку плохих поступков и природа. Бумерангом человеку возвращаются её страдания. Давайте предположим, чем обернутся людям страдания природы (дети передают от группы к группе бумеранг с прикреплёнными вопросами - ситуациями и предполагают, чем это может закончиться).

Игра: «Экологический бумеранг»

Учитель называет примеры влияния человека на природу, дети рассуждают, итоговый ответ на слайде.

  1. Слайд19: Массовая вырубка тропических лесов… Слайд 20
  2. Слайд 21: Загрязнение воды отходами производства… Слайд 22
  3. Слайд 23: Загрязнение атмосферы… Слайд 24
  4. Слайд 25: Загрязнение почвы… Слайд 26

Дети делают вывод и формулируют 2 закон (или читают ответ на бумеранге).

Слайд 27

Второй закон: «Ничто не даётся даром» (открывается учителем на доске табличка).

Слайд 28: Звучит музыка. (Дети встают и шагают на месте). Слайд со звуками природы.

Слайд 29: Звук.  Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь, 3 закон экологии поймёшь!»

Учитель: В старые добрые времена люди берегли природу, преклонялись перед ней.

Народная мудрость слагалась в пословицы. Соберите пословицы и узнайте 3 закон экологии.

Работа в группах с пословицами

1.группа

Судьба природы - // судьба Родины. 

Срубили кусты - // прощай птицы.
Много воды - // много травы.

 2 группа

Земля — тарелка: - // что положишь, то и возьмешь.

Много леса -  не губи,

мало леса - // береги,

нет леса - посади.

Одно дерево срубил -// посади сорок.

3 группа

 Кто землю лелеет – // того земля жалеет.

Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от // полей тучи и готовит себе горя кучи.

Растение – // берегам спасение.

4 группа

Где много пташек, // там нет букашек.

Над лесом дождь // дважды идёт.

Сломать дерево - // секунда, вырастить – года.

Дети делают вывод и формулируют 3 закон (в пословице спрятались слова у каждой группы одно слово - если не ответят) – на слайде. 

Слайд 30 - Третий закон: «Природа знает лучше».

Открывается учителем на доске табличка.

Слайд 31: Звучит музыка. (Дети встают и шагают на месте). Слайд со звуками природы.

Слайд 32: Звук.  Стоит камень, на котором написано: «По этой дорожке пойдёшь, 4 закон экологии поймёшь!»

Просмотр фильмов про мусор. Слайд 33, Слайд 34

В разных городах и странах выбирают определённый цвет бака для определённого мусора. Слайд 35. Машины отвозят мусор на перерабатывающие заводы. Слайд  36

Дети делают вывод и формулируют: Четвёртый закон: «Всё должно куда-то деваться». Слайд 37

Открывается учителем на доске табличка.

Вам понятен этот закон?

Учитель:  Тогда вставайте, будем мусор собирать!  

Работа в группах

Слайд 38: Посмотрите сколько мусора в лесу! Его нужно собрать и рассортировать. У каждой группы контейнер определённого цвета  с названием мусора, который нужно в него складывать.

Слайд 39 . Звучит музыка. (Дети выполняют задание)

Посмотрите, остались картинки с изображённым мусором, которые нельзя положить ни в один из контейнеров. Как быть?

Примерные ответы детей:

- Такой мусор (ртутные лампочки, батарейки, бытовую технику) нужно сдавать в специальные пункты.

Учитель: Я вам раздам буклеты с адресами таких пунктов, а вы распространите буклеты и сами организуйте, чтобы такой мусор отдавали в переработку.

Когда выполнили, слайд 40.

Учитель: Итак, четыре закона экологии (учитель зачитывает с доски). Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер (табличка).

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

  1.  Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» 

Слайд 41: Звук.  Лесовичок с экрана: «Вы прогулялись по лесу, а теперь садитесь на велосипеды и поезжайте в город, проведите рейд по улицам вашего города и посмотрите, выполняют ли жители экологические законы?»

Слайд 42: Звук.  (Дети имитируют  езду на велосипеде) Песня из мультф. «Кот Леопольд».

Учитель:  (Слайд 43). А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? 
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная рыба, токсичные вещества переселятся в её организм. Хищная рыба может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены 1 и 4 экологические законы («Всё связано со всем» и «Всё должно куда-то деваться»).
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
Учитель: Поехали дальше.

Слайд 44:  Звук.  Песня из мультф. «Кот Леопольд». (Дети имитируют  езду на велосипеде).  

Учитель:  Что-то трудно становится дышать! (Слайд 45).  Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? 
Примерные ответы детей: 
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Нарушение четвёртого закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Учитель: Поехали дальше.

Слайд 46: Звук.  Песня из мультф. «Кот Леопольд». (Дети имитируют  езду на велосипеде).

Слайд 47: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». 

Слайд 48  (Текст со слайда читает ребёнок).

На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Этот червяк удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Учитель: Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? 

Отвечают по группам
- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
- Тут выполняется 4 закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
- А ещё и 3 закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Слайд 49: Звук.  Лесовичок с экрана: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии.

А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: Что вам запомнилось из сегодняшней прогулки? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей: 

- Запомнились законы экологии
- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ о братьях  и комарах.

- Запомнилось, как нужно сортировать мусор.
- Нужно беречь и охранять природу, иначе всё погибнет и человек тоже.

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры.

7.Заключение

Слайд 50: Звук.  Лесовичок с экрана: Ребята, делайте добро, и оно к вам вернётся. Я дарю вам семена цветов и удобрение «Биогумус». Посадите семена на школьном участке и поливайте их с добавлением удобрения. Цветы вырастут, и будут радовать вас и окружающих, и будут дарить хорошее настроение.

Слайд  51: Звук.  

Ученик:

Ребята мудрые слова 
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый. 
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Учитель:

Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!  

Используемая литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.
  4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
  5. Экологический дневник школьника Московской области. – М: Современные тетради, 1997. – 120 с.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках…».

Конспект обобщающего урока по разделу " Там на неведомых дорожках..." 2 класс по учебнику Р Н Бунеева, Е В Бунеевой. Презентация к уроку....

Там на неведомых дорожках.

Урок литературного чтения по теме "Обобщение по разделу " Там на неведомых дорожках" разработан интегративно с уроками ИКТ и музыки. Подготовлены выставка книг,  презентация, использованы музыкал...

" Там, на неведомых тропинках..."

Сценарий внеклассного мероприятия...

Там на неведомых дорожках… (сценарий литературной игры).

Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней  ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобрет...

Литературная викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках"

Цель занятия: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художес...

Проект по окружающему миру «Поиски неведомой земли»

В настоящее время, когда значительно падает интерес учащихся  к учебе, требуется поиск новых путей решения проблемы. Поэтому возникла необходимость создания проекта «Поиски неведомой земли»...

Внеклассное мероприятие "Там на неведомых дорожках".

Время проведения – накануне 23 февраля.Цель проведения: Увлечь ребят интересным, ярким делом, подарить им и всем окружающим праздник общения и творчества.Создать условия для раскрытия творческого поте...