"Там на неведомых тропинках"
классный час (4 класс) на тему
Внеклассное занятие по экологии для детей 3-4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tam_na_nevedomyh_dorozhkah.docx | 51.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Прогимназия «Семицветик № 237»
Там на неведомых дорожках
Внеклассное мероприятие
подготовила и провела
учитель начальных классов
Кекова О.А.
Цель: расширить представление детей об экологических законах.
Задачи:
- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
- формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
- учить видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Дети разделены на 4 группы, которые «отправляются путешествовать» в лес.
До занятия происходит жеребьёвка, разделение детей на группы.
Оформление:
На доске: "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда". Антуан де Сент - Экзюпери
Во время занятия:
Четыре закона экологии:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
План занятия:
- Орг. момент
- Вступительное слово.
- Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
- Интерактивная беседа. Информационный блок «Законы экологии».
- Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
- Подведение итогов.
Ход занятия:
Заставка - Слайд 1
Слайд 2
- Орг. момент
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
- Вступительное слово
Учитель: Слайд 3. Ребята, закройте глаза. Что вы увидели? (Ничего) Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Слайд 4. Это Земля. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Но ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. Единственное спасение – в экологической культуре.
Учитель: Слайд 5. Вы отправитесь в путешествие по волшебному лесу, а дорожки лесные приоткроют свои тайны. Как вы думаете, зачем мы отправляемся в путешествие? О чём мы будем говорить в путешествие?
Примерные ответы детей:
Вспоминают правила поведения в лесу
Ученик: Слайд 6
Я люблю побродить по зелёной стране,
Здесь друзей заводить очень нравиться мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ,
И за то, что отдаст - ничего не берёт.
Тропинки, тропинки дорожки лесные!
Куда вы? Куда вы бежите родные?
Дорожки, тропинки – морщинки Земли,
Откройте скорее мне тайны свои.
Слайд 7. Звучит музыка (Дети встают и шагают на месте).
Слайд 8: Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь – звуки [з], [з .] в лесу найдёшь»
Учитель: Слайд тот же + звук. (Звук «Комары». Динамическая пауза: «Комары»).
Только в лес мы вошли – налетели комары (хлопки руками – отгоняем комаров).
3. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»
Слайд 9: Появляется Лесовичок и говорит: «Здравствуйте, гости моего леса! Расскажу я вам одну историю. Ловили как-то раз на речке рыбу 2 брата. И спасения не было от комаров. «Эх, нашёлся бы хоть один мудрец, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул Иван. А в это время, старший брат, взял только что пойманную рыбу и разрезал ножом толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. А теперь ответьте: «Нужны ли природе комары?»
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать животные, которые питаются рыбой, люди.
- В природе всё взаимосвязано. Человек без природы не сможет существовать.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
4. Интерактивная беседа. Информационный блок «Законы экологии»
Беседа
Учитель: Слайд 10. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь изучает наука…….
Примерные ответы детей:
- Понятие экология – экос - жилище, логия - учение.
- Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими
сообществ между собой и окружающей средой.
Учитель: Чтобы понять эту взаимосвязь и сформулировать законы экологии, предлагаю продолжить прогулку по лесу.
Слайд 11: Звучит музыка. (Дети встают и шагают на месте).
Слайд 12: Звук. Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь, 1 закон экологии поймёшь!»
Учитель: Слайд 13. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной. Деревья росли крепкими, высокими. Почему так было?
Примерные ответы детей:
- Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке влагу.
Учитель: А как деревья дают влагу реке?
Примерные ответы детей:
- Лес притягивает к себе дождевые облака, в тени деревьев образуются ручейки.
- Происходит обмен: река питает растения, а растения реку.
Слайд 14
Учитель: Что произошло с рекой?
Примерные ответы детей:
- Река обмелела и может совсем высохнуть.
Учитель: Почему это произошло?
Примерные ответы детей:
- Вырубили деревья.
Учитель: Что это значит?
Примерные ответы детей:
- Это значит, что между рекой и лесом нарушилась связь. Нарушилось экологическое равновесие.
Слайд 15.Учитель: К сожалению, в мире существуют примеры конкретные нарушения экологического равновесия из-за человека. У каждой группы своё задание. На карточке изображения, которые показывают нарушение равновесия. Необходимо выбрать: действие - последствие действия.
Работа в группах
1 группа: Из рек, впадающих в Аральское море, забрали много воды на полив хлопка – море обмелело и высохло.
2 группа: В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
3 группа: В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедая больных птиц, выполняют роль санитаров, а значит, предотвращают эпидемии.
4 группа: Строительство ГЭС, которое позволяет сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, приводит к затоплению плодородных земель, нарушению экосистемы, изменению климата.
Дети делают вывод и формулируют Первый закон: «Всё связано со всем». (С обратной стороны карточки у каждой группы одно слово - если не ответят) – Слайд 16.
Открывается учителем на доске.
Слайд 17.
Учитель: Предлагаю продолжить путешествие. (Дети встают и шагают на месте). Слайд тот же – звук.
Слайд 18: Звук. Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь, 2 закон экологии поймёшь!»
Учитель: Пословица гласит: «Делай добро, и оно добром к тебе вернётся». Как вы думаете, если делать другим что-то плохое, оно вернётся?
Примерные ответы детей: Да, вернётся.
Учитель: Не прощает человеку плохих поступков и природа. Бумерангом человеку возвращаются её страдания. Давайте предположим, чем обернутся людям страдания природы (дети передают от группы к группе бумеранг с прикреплёнными вопросами - ситуациями и предполагают, чем это может закончиться).
Игра: «Экологический бумеранг»
Учитель называет примеры влияния человека на природу, дети рассуждают, итоговый ответ на слайде.
- Слайд19: Массовая вырубка тропических лесов… Слайд 20
- Слайд 21: Загрязнение воды отходами производства… Слайд 22
- Слайд 23: Загрязнение атмосферы… Слайд 24
- Слайд 25: Загрязнение почвы… Слайд 26
Дети делают вывод и формулируют 2 закон (или читают ответ на бумеранге).
Слайд 27
Второй закон: «Ничто не даётся даром» (открывается учителем на доске табличка).
Слайд 28: Звучит музыка. (Дети встают и шагают на месте). Слайд со звуками природы.
Слайд 29: Звук. Стоит камень, на котором написано: «По этой тропинке пойдёшь, 3 закон экологии поймёшь!»
Учитель: В старые добрые времена люди берегли природу, преклонялись перед ней.
Народная мудрость слагалась в пословицы. Соберите пословицы и узнайте 3 закон экологии.
Работа в группах с пословицами
1.группа
Судьба природы - // судьба Родины.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Много воды - // много травы.
2 группа
Земля — тарелка: - // что положишь, то и возьмешь.
Много леса - не губи,
мало леса - // береги,
нет леса - посади.
Одно дерево срубил -// посади сорок.
3 группа
Кто землю лелеет – // того земля жалеет.
Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от // полей тучи и готовит себе горя кучи.
Растение – // берегам спасение.
4 группа
Где много пташек, // там нет букашек.
Над лесом дождь // дважды идёт.
Сломать дерево - // секунда, вырастить – года.
Дети делают вывод и формулируют 3 закон (в пословице спрятались слова у каждой группы одно слово - если не ответят) – на слайде.
Слайд 30 - Третий закон: «Природа знает лучше».
Открывается учителем на доске табличка.
Слайд 31: Звучит музыка. (Дети встают и шагают на месте). Слайд со звуками природы.
Слайд 32: Звук. Стоит камень, на котором написано: «По этой дорожке пойдёшь, 4 закон экологии поймёшь!»
Просмотр фильмов про мусор. Слайд 33, Слайд 34
В разных городах и странах выбирают определённый цвет бака для определённого мусора. Слайд 35. Машины отвозят мусор на перерабатывающие заводы. Слайд 36
Дети делают вывод и формулируют: Четвёртый закон: «Всё должно куда-то деваться». Слайд 37
Открывается учителем на доске табличка.
Вам понятен этот закон?
Учитель: Тогда вставайте, будем мусор собирать!
Работа в группах
Слайд 38: Посмотрите сколько мусора в лесу! Его нужно собрать и рассортировать. У каждой группы контейнер определённого цвета с названием мусора, который нужно в него складывать.
Слайд 39 . Звучит музыка. (Дети выполняют задание)
Посмотрите, остались картинки с изображённым мусором, которые нельзя положить ни в один из контейнеров. Как быть?
Примерные ответы детей:
- Такой мусор (ртутные лампочки, батарейки, бытовую технику) нужно сдавать в специальные пункты.
Учитель: Я вам раздам буклеты с адресами таких пунктов, а вы распространите буклеты и сами организуйте, чтобы такой мусор отдавали в переработку.
Когда выполнили, слайд 40.
Учитель: Итак, четыре закона экологии (учитель зачитывает с доски). Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер (табличка).
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
- Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
Слайд 41: Звук. Лесовичок с экрана: «Вы прогулялись по лесу, а теперь садитесь на велосипеды и поезжайте в город, проведите рейд по улицам вашего города и посмотрите, выполняют ли жители экологические законы?»
Слайд 42: Звук. (Дети имитируют езду на велосипеде) Песня из мультф. «Кот Леопольд».
Учитель: (Слайд 43). А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная рыба, токсичные вещества переселятся в её организм. Хищная рыба может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены 1 и 4 экологические законы («Всё связано со всем» и «Всё должно куда-то деваться»).
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
Учитель: Поехали дальше.
Слайд 44: Звук. Песня из мультф. «Кот Леопольд». (Дети имитируют езду на велосипеде).
Учитель: Что-то трудно становится дышать! (Слайд 45). Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
Примерные ответы детей:
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Нарушение четвёртого закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
Учитель: Поехали дальше.
Слайд 46: Звук. Песня из мультф. «Кот Леопольд». (Дети имитируют езду на велосипеде).
Слайд 47: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».
Слайд 48 (Текст со слайда читает ребёнок).
На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Этот червяк удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Учитель: Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Отвечают по группам
- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
- Тут выполняется 4 закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
- А ещё и 3 закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
Слайд 49: Звук. Лесовичок с экрана: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии.
А это уже один из признаков экологической культуры.
6. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: Что вам запомнилось из сегодняшней прогулки? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей:
- Запомнились законы экологии
- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ о братьях и комарах.
- Запомнилось, как нужно сортировать мусор.
- Нужно беречь и охранять природу, иначе всё погибнет и человек тоже.
Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры.
7.Заключение
Слайд 50: Звук. Лесовичок с экрана: Ребята, делайте добро, и оно к вам вернётся. Я дарю вам семена цветов и удобрение «Биогумус». Посадите семена на школьном участке и поливайте их с добавлением удобрения. Цветы вырастут, и будут радовать вас и окружающих, и будут дарить хорошее настроение.
Слайд 51: Звук.
Ученик:
Ребята мудрые слова
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Учитель:
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!
Используемая литература:
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
- Экологический дневник школьника Московской области. – М: Современные тетради, 1997. – 120 с.
Интернет-ресурсы:
- http://www.ecosystema.ru
- http://spolitova.ucoz.ru
- http://nsportal.ru›Школа›Экология›…urok-chistoty-v-5-klasse
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках…».
Конспект обобщающего урока по разделу " Там на неведомых дорожках..." 2 класс по учебнику Р Н Бунеева, Е В Бунеевой. Презентация к уроку....
Там на неведомых дорожках.
Урок литературного чтения по теме "Обобщение по разделу " Там на неведомых дорожках" разработан интегративно с уроками ИКТ и музыки. Подготовлены выставка книг, презентация, использованы музыкал...
" Там, на неведомых тропинках..."
Сценарий внеклассного мероприятия...
Там на неведомых дорожках… (сценарий литературной игры).
Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобрет...
Литературная викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках"
Цель занятия: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художес...
Проект по окружающему миру «Поиски неведомой земли»
В настоящее время, когда значительно падает интерес учащихся к учебе, требуется поиск новых путей решения проблемы. Поэтому возникла необходимость создания проекта «Поиски неведомой земли»...
Внеклассное мероприятие "Там на неведомых дорожках".
Время проведения – накануне 23 февраля.Цель проведения: Увлечь ребят интересным, ярким делом, подарить им и всем окружающим праздник общения и творчества.Создать условия для раскрытия творческого поте...