Литературная викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Цель занятия: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературному чтению
Викторина по сказкам
/Рудик И. А. /
МБОУ гимназия № 18
Цели: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, поощрительные призы, книжки-малышки, сделанные руками ребят (творческое домашнее задание).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайды 1, 2
Учитель: Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Слайд 3
Самые первые произведения, которые начинают читать человеку,- сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.
Разбиваемся на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности. (Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)
Слайд 4
Учитель: - Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним сказочные приметы:
( Выслушиваются ответы ребят)
Слайд 5
Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей – присказка – рифмованная шутливая прибаутка)
Например: Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки.
Слайд 6
Зачин – начало сказки (В некотором царстве, в некотором государстве)
Магические заклинания Учитель: - Какие вы знаете магические заклинания?
Слайд 7
Волшебные предметы, герои. Учитель: - Перечислите волшебные предметы и сказки, в которых они встречаются.
Троекратный повтор
Слайд 8
Концовка. Учитель:- Вспомните концовки сказок («Пошли под венец, на этом сказочке конец», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка»)
Учитель:- В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок:
Слайд 9
- бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);
- волшебные
- сказки о животных
Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь - богом или Ярилом, ветры - Стрибогом, гром и молнию - Перуном, бурю - Бореем. Слово «сказка» произошло от слова сказывать.
А сейчас давайте послушаем, какие сказки сочинили вы!
(Ребята рассказывают сказки и показывают свои «книжки-малышки»)
Слайд 10
Итак – в путь!
Слайд 11
1 КОНКУРС
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
1. Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой.(Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. « Сивка-бурка»)
2. Раз, два, три, горшочек, вари! (девочка, братья Гримм «Горшочек каши»)
3.Крекс Фекс Пекс! ( Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Слайд 12
2 КОНКУРС
Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля)
Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен)
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца)
2. Братец Иванушка (в козлёнка)
Василиса Прекрасная (в лягушку)
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей)
Слайд 13
3 КОНКУРС
Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?
1. У солдата из сказки Андерсена (огниво)
У Буратино (золотой ключик)
У Незнайки (волшебная палочка)
2. У Золушки (хрустальная туфелька)
У Снежной королевы (волшебное зеркало)
У Бабы-Яги (метла)
Слайд 14
4 КОНКУРС
Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.
1. Конёк-горбунок – ракета
Золотой петушок – радиолокатор
Чудо-зеркало – телевизор
Перо Жар-птицы – прожектор
Клубок ниток – компас
Сани, которые едут сами – аэросани
Слайд 15
5 конкурс
Назовите друзей литературных персонажей.
1. У Маугли (Багира, Балу, Каа)
У Малыша (Карлсон)
У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа)
2. У Герды (Кай)
У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот)
Слайды 16, 17
6 конкурс
Отгадайте загадки.
1. Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
2. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)
3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади - сынок
Удивительный конёк
По прозванью…(Горбунок)
Слайды 18, 19
7 конкурс
Эмоции
Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.
1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.
Произнесите следующие фразы:
а) « - Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей…»
б) « От возмущения она хлопала ресницами: «Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?»
Слайд 20
8 конкурс – конкурс капитанов
Эрудиция (блицтурнир)
Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым ответит на вопрос.
Слайд 21
- Назовите героев сказок Маршака « Теремок» (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк, медведь).
Слайды 22, 23
- Кто пел песню мышонку в сказке « О глупом мышонке»? (мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка)
Слайд 24
- Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»? (свинья, петух с курицей, козёл с козой)
Слайд 25
9 конкурс Творческое задание
Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: 1 команде - Бабы Яги,
2 команде – Кощея Бессмертного
3 команде – Лешего.
Уроки сказки Слайд 26
Учитель: - Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!
Подведение итогов викторины.
Награждение команд.
Литература:
- Лакоценина Т. П. «Волшебный мир знаний». Выпуск 2;
- «Сказочный алфавит». Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказкам А. С. Пушкина" Там на неведомых дорожках..."
Викторина по сказкам А. С. Пушкина...
Викторина по сказкам"Там на неведомых дорожках" для 1 класса
Викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках" для учащихся 1 класса....
Там, на неведомых дорожках! (викторины по сказкам А.С.Пушкина)
Данный ресурс можно использовать на уроках внеклассного чтения или внеклассных занятиях, посвящённых творчеству А.С.Пушкина. Ребятам предлагается выполнить различные задания: назвать сказку и героя ск...
Сценарий игры-викторины "По неведомым дорожкам"
Методическая разработка игры-викторины для учащихся 1-х,2-х классов....
Там на неведомах дорожках - викторина о сказкам
Викторина по сказкам...
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ " ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ..."
Вопросы и задания викторины " Там, на неведомых дорожках" помогут учителю в игровой форме провести урок чтения во 2 классе по теме:" Сказки"....
Праздник - викторина. "Там на неведомых дорожках...".
Цели мероприятия: научить детей ориентироваться в сказках, узнавать героев, выделять их особенности....