Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
материал по теме
Выступление на мастер-классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Наша школа в течение многих лет работала по программе ЛОО. Данная программа строилась на трёх китах это:
- Образование. Здоровье. Личность.
- Личностно ориентированное обучение
- Воспитательная концепция «Школа - наш дом»
Входя в состав школьного ПМПК я всегда данную здооровьесберегающую технологию ставила на первый план, потому что ни одно логопедическое занятие, а теперь и уроки в своём классе не проходят без применения технологий по здоровьесбережению.
Что же такое здоровье?
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием "здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1класс имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе их число увеличивается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.
Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:
- неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей;
- отрицательное влияние окружающей среды;
- наследственные заболевания;
- нарушения правил здорового образа жизни.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста «ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающая технология – это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированное обучение;
- Педагогика сотрудничества
- Дифференцированное обучение;
- Проблемное обучение;
- Безотметочное обучение;
- Диалоговое обучение;
- Рефлексивное обучение;
Комплекты УМК, используемые в работе учителей начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.
В практике наших учителей используются нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Необходимым компонентом здоровьесберегающих технологий в начальной школе является включение в структуру урока
физминуток (динамических пауз),
пальчиковых игр,
кинезиологических приёмов,
гимнастики для глаз
дыхательных упражнений
релаксации
Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Развитие общей моторики
Аист.
Тема: «Перелётные птицы», «Звук и буква А», «Звукобуквенный состав слова».
Кузнечики.
«Насекомые», «Слоговой состав слова», «Дифференциация Ч-Т».
Облако.
«Звук и буква О», «Род имён существительных».
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны.
Известный педагог Сухомлинский
сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку».
И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.
Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет вам быстрее найти правильное решение.
Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.
Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.
После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.
Использование кинезиологических приемов особенно важно для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая коррекция может служить средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические упражнения способствуют улучшению подчерка, так как развивает мелкую моторику рук, позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления, повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.
Упражнения, приведенные ниже, могут быть использованы не только на логопедических, но и других занятиях. Целесообразно, включать в структуру урока несколько заданий, связывая их с общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп.
КОЛЕЧКО
КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ
ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ
"БУРАТИНО"
"УХО-НОС"
Гимнастика для глаз.
Заключение.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Массаж пальцев рук
- Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга.
- Массаж указательного пальца улучшает работу желудка;
- среднего пальца - кишечника и позвоночника;
- безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца;
Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет вам быстрее найти правильное решение.
Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.
Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.
После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...
Применение здоровьесберегающей технологии в начальных классах
Статья содержит рекомендации по применению здоровьесберегающей технологии в начальной школе. Будет полезна учителям начальных классов и родителям младших школьников....
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
В работе представлены разнообразные здоровьесберегающие технологии,направленные на снятие усталости, напряженности....
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиб...
Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах
В статье рассказывается об основных вопросах по здоровьесберегающим направлениям. Здесь же повествуется о роли физминутки...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах (из опыта работы)
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общ...