Рабочая программа "Оригами". 1 класс.
рабочая программа (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по оригами. 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Оригами. 1 класс. | 49.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №532
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Принято на педагогическом совете Протокол № _____от____ августа 2014 года | Утверждаю: Директор школы _____________________О.В.Караванская Приказ № _______от____ августа 2014 года |
ПРОГРАММА КУРСА
общекультурного направления
«Оригами»
для обучающихся 1А класса
2014-2015 учебный год
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная программа «Оригами» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю) Апробирование развивающей программы для младших школьников «Уроки оригами в начальной школе» выявило ее достаточную эффективность и актуальность для педагогической практики.
Программа составлена на основе Примерной образовательной программы общеобразовательного учреждения для начальной школы.
Данная программа разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в ГБОУ СОШ № 532, отраженных в программе развития школы, а именно:
- доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса;
- создание условий для организации инновационной деятельности в образовательном учреждении;
- создание условий для активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
- осуществление поддержки талантливых и социально активных учащихся.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Нормативная база
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Ф3 от 29.12.2012 «273-Ф3»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09 № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785;
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
Программа по внеурочной деятельности «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению школьников и учащихся основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Педагогическая целесообразность данного курса в том, что он способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, способствует раннему самоопределению, даёт возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Программа составлена по программе годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.) Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Программа использует инсценировки сказок, басен, проведение игр и соревнований игр и соревнований.
Программа включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей. Также во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую записи звуков живой природы и музыки. В результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа.
Цель программы
Создать условия для формирования всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы
Обучающие
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные
1. Воспитание интереса к искусству оригами.
2. Расширение коммуникативных способностей детей.
3. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Ценностные ориентиры курса
В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль образовательных учреждений определяющих фактор развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Согласно Концепции модернизации образования детей Российской Федерации образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».
Программа внеурочной деятельности «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Описание курса в учебном плане
Общекультурное направление по внеурочной деятельности в первом классе представлено кружком «Оригами». По учебному плану общеобразовательного учреждения на этот кружок выделяется 1 час в неделю, в соответствии, с чем и составлена рабочая программа для 1 класса, рассчитанная на 33 часа в год.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15-20 человек.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
В сфере личностных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования бумаги.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с бумагой.
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
• Участие в школьных, городских и областных конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
теория | практика | всего | ||||
1. | Беседа по охране труда. Знакомство с оригами | 1 | − | 1 | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом. | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
2. | Квадрат – основная форма оригами | 0,5 | 0,5 | 1 | Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; Личностные - самоопределение; |
3. | Базовая форма: «Треугольник» | 0,5 | 4,5 | 5 | Стаканчик. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | Познавательные - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование; |
4. | Базовая форма: «Воздушный змей» | 0,5 | 4,5 | 5 | Сова. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Композиция «Домашние птицы на лужайке». | |
5. | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 0,5 | 2,5 | 3 | Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. | |
6. | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 0,5 | 2,5 | 3 | Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду». | |
7. | Базовая форма «Конверт» | 0,5 | 2,5 | 3 | Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». | |
8. | Цветы к празднику 8 Марта | − | 3 | 3 | 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание |
9. | Летние композиции | − | 4 | 4 | Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах. Складывание цветов, деревьев. Композиция «Лесная поляна» | |
10. | Впереди – лето! | − | 2 | 2 | Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе». | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание |
11. | Итоговые занятия Оформление выставочных работ | − | 3 | 3 | Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
Итого: | 4 | 29 | 33 |
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Технические средства обучения | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Учебно-дидактические материалы |
- классная доска; - магнитная доска - экран; - оборудование места учителя: персональный компьютер с принтером; - мультимедийный проектор | - простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик, ножницы, клей; - материалы: бумага (писчая), цветная бумага. | - Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005. - Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. --Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997. - Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999. - Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006 - Схемы оригами. http://www.origama.ru/ - Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану по факту |
1. | Беседа по охране труда. Знакомство с оригами | 1 | 01.09 – 05.09 |
2. | Квадрат – основная форма оригами | 1 | 08.09 – 12.09 |
3. | Базовая форма «Треугольник». Стаканчик. | 1 | 15.09 – 19.09 |
4. | Базовая форма «Треугольник». Лисёнок и собачка. | 1 | 22.09 – 26.09 |
5. | Базовая форма «Треугольник». Яхта и пароход. | 1 | 29.09 – 03.10 |
6. | Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | 1 | 06.10 – 10.10 |
7. | Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | 1 | 13.10 – 17.10 |
8. | Базовая форма «Воздушный змей». Сова. | 1 | 20.10 – 24.10 |
9. | Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок. | 1 | 27.10 – 31.10 |
10. | Базовая форма «Воздушный змей». Курочка и петушок. | 1 | 10.11 – 14.11 |
11. | Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 | 17.11 – 21.11 |
12. | Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 | 24.11 – 28.11 |
13. | Базовая форма «Двойной треугольник». Лилия. | 1 | 01.12 – 05.12 |
14. | Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка. | 1 | 08.12 – 12.12 |
15. | Базовая форма «Двойной треугольник». Головастик и жук. | 1 | 15.12 – 19.12 |
16. | Базовая форма «Двойной квадрат». Жаба. | 1 | 22.12 – 26.12 |
17. | Базовая форма «Двойной квадрат». Яхта. | 1 | 12.01 – 16.01 |
18. | Базовая форма «Двойной квадрат». Композиция «Островок в пруду». | 1 | 19.01 – 23.01 |
19. | Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка. | 1 | 26.01 – 30.01 |
20. | Базовая форма «Конверт». Композиция «В море». | 1 | 02.02 – 06.02 |
21. | Базовая форма «Конверт». Композиция «В море». | 1 | 16.02 – 20.02 |
22. | Цветы к празднику 8 Марта. | 1 | 23.02 – 27.02 |
23. | Цветы к празднику 8 Марта. | 1 | 02.03 – 06.03 |
24. | Цветы к празднику 8 Марта. | 1 | 09.03 – 13.03 |
25. | Летние композиции. Цветочные композиции. | 1 | 16.03 – 20.03 |
26. | Летние композиции. Цветочные композиции. | 1 | 30.03 – 03.04 |
27. | Летние композиции. Композиция «Лесная поляна». | 1 | 06.04 – 10.04 |
28. | Летние композиции. Композиция «Лесная поляна». | 1 | 13.04 – 17.04 |
29. | Впереди – лето! Парусный кораблик. | 1 | 20.04 – 24.04 |
30. | Впереди – лето! Соревнования «Гонки на столе». | 1 | 27.04 – 01.05 |
31. | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ. | 3 | 04.05 – 22.05 |
Итого: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...