ФГОС в начальном образовании
статья на тему
Статья для выступления на семинаре директоров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_v_nachalnom_obrazovanii.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования уже легли в основу образовательного процесса в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов – учебно-методические комплексы, руководителей органов образования, но и кропотливая работа в школах.
Не стала исключением и наше образовательное учреждение.
Внедрение ФГОС НОО осуществлялось через:
- создание рабочей группы по введению ФГОС НОО;
- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС;
-приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;
- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения,
-совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене;
-определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО;
- разработку основной образовательной программы школы, на основе концептуальных положений УМК «Школа России»
- проведение систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС НОО;
- оказание методической помощи учителям через работу МО, методического совета, работу педсовета;
-курсы повышения квалификации.
Составлен план мероприятий (дорожная карта) по ведению ФГОС НОО, регламентирующий создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Подробно на каждом этапе работы не останавливаюсь, а предлагаю вам посмотреть документы школы.
Ежегодно с родителями проводится информационная работа по вопросам организации обучения детей, знакомство с основной образовательной программой начального общего образования, которая размещена на сайте учреждения, УМК .
С родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
Основным инструментарием реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы - оценка достижения планируемых результатов: предметные, личностные, метапредметные результаты.
В течение всего учебного года, учителя, работающие по ФГОС, отслеживают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. С первых дней педагогами ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
- Изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в школе.
В сентябре в первых классах проводится мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения.
- Со второго класса (в сентябре) проводятся стартовые диагностические работы (изучение предметных и метапредметных результатов)
- В мае- итоговая диагностика, ставящая определения уровня готовности учащихся к обучению в следующем классе.
Каждым учителем- предметником ведется лист оценки предметных результатов.
Показателем динамики образовательных достижений является портфель достижений обучающегося или портфолио.
Классные руководители, начиная с 1 класса, создают портфолио . И мы представляем вашему вниманию портфолио 3 класса и личные портфолио детей.
Обучение школьников осуществляется не только через учебную деятельность, но и через внеурочную, которая является принципиально новым требованием стандарта второго поколения.
Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС и, в частности, выбора ее содержательных направлений, прежде всего, ориентировались на запросы родителей, законных представителей, на приоритетные направления деятельности школы. Модель внеурочной деятельности нашей школы- оптимизационная ( используем внутренние ресурсы школы). В каждом классе на внеурочную деятельность отводится по 4 часа. В этом учебном году в школе выделено на внеурочную деятельность 32 часа, не считая часы на дополнительное образование. Количество посещаемых курсов внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Учащимся предоставлена возможность выбора кружков по интересам, созданы условия для самовыражения, самореализации и самоорганизации.
Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется по следующим направлениям (таблица уч. план)
-общеинтеллектуальное,
- спортивно-оздоровительное,
- социальное,
- духовно-нравственное,
- общекультурное
И мы предлагаем вашему вниманию посмотреть работы учеников нашей школы, выполненные во время проведения внеурочной деятельности ( проекты,…..)
Психолого-педагогическое сопровождение - является обязательным условием введения ФГОС.В нашей школе работает квалифицированный педагог-психолог Федотова Н.П. Психологом создана система диагностики результатов образовательного процесса, что помогает отслеживать психолого- педагогическую компетентность каждого ребенка, динамику его развития.
Наталья Петровна постоянно помогает и учителям при работе с учениками, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной адаптацией и мотивацией.
Документы психолого- педагогического сопровождения школы представлены в этой папке.
Мы работаем по ФГОС уже третий год. Много получается, есть и трудности. Учителям предстояло преодолеть прежде всего психологический барьер, отойти от традиционной системы.
Каковы же отличительные особенности ФГОС второго поколения?
1. Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
2. Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст (компетентностный подход).
- Меньше готовых знаний
- Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:
было: я выучил и поэтому знаю;
стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
3. Основная цель – развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира
4. Инновационный характер в структуре стандартов – это требование к условиям осуществления образования
-Изменения в учебных планах;
- Разработка рабочих программ по предметам
5. Изменение в требованиях к результатам обучения.
Особенности образовательного процесса в этом учебном году- в двух 5 классах введен ФГОС. Введение ФГОС основного общего образования прошло те же этапы подготовки, что и введению ФГОС начального образования. Вашему вниманию мы представляем посмотреть документы по 5 классу. Это - основная образовательная программа, положения, должностные инструкции и другие документы.
Все больше учителей включаются в процесс реформирования системы образования. Работать по новому учимся и в этом учебном году поставили задачу перед всеми учителями школы - овладеть методикой работы на уроке по стандарту.
В течение ряда лет проводятся педсоветы по проблемам ФГОС . Педсовет становится тем системообразующим центром исследовательской деятельности педколлектива, который способен развивать умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность.
Проведена серия педагогических советов :
1. Концепция образовательных стандартов второго поколения
2. Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС
3.ФГОС. От общеучебных умений и навыков к УУД (универсальным учебным действим)
4. Формирование и развитие ОУУН как способ повышения качества образовательного процесса в современной школе.
В октябре этого года педсовет « Урок в соответствии с требованиями ФГОС», на котором предлагалось МО составить и защитить один урок по технологической карте. В роли экспертов были учителя начальных классов.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...
«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»
«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
Отчет по теме самообразования: «Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»
Отчет по теме самообразования:«Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»...
Проектная деятельность как средство формирования УУД в реализации ФГОС в начальном образовании
лекция...
Преемственность дошкольного и начального образования. Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспи...