Отчет по теме самообразования: «Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»
статья
Отчет по теме самообразования:
«Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования:
«Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»
учителя начальных классов Добрыниной Натальи Васильевны
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Оглядываясь назад, могу точно сказать, что всю свою сознательную жизнь я постигала и влюблялась в профессию учителя. Когда сделала первые шаги в качестве учителя, ощущение во мне педагога на базе уже имеющихся умений было чудесным и ласкающим самолюбие. Однако очень скоро я пришла к выводу, что получение педагогического образования не является гарантией того, что ты уже учитель. Диплом педагогического вуза – только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, раскрыть способности каждого, помочь адаптироваться в новых жизненных условиях (обрести уверенность в жизни).
Следуя этому, в своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса.
После 6-летнего перерыва работы в школе, я вновь вернулась в школу и работаю первый год во втором классе. Поэтому, мне не так сложно, приходится перестраиваться на «новый лад».
Я выбрала эту тему для самообразования, т.к. считаю, что выйдя из стен начальной школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.
По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
Соответственно «учитель второго поколения» должен обеспечить каждому ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками.
Цель работы: изучить особенности ФГОС в практической деятельности учителя;
Перед собой я ставила следующие задачи:
- Изучить особенности современного урока;
- Изучение структуры и составление технологической карты;
- Окунуться в личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения.
И ответить на интересующие меня вопросы:
- Каковы особенности построения современного урока?
- В чем сущность взаимодействия учителя и ученика в современном образовании?
- Какова роль учителя в современном уроке?
- Какой урок нужен сегодняшним школьникам?
Традиционный и современный урок различаются по следующим показателям: цели, изменения функции учителя на уроке, изменения отношения между учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока - формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт мне, как и любому учителю, необходимо было знать ряд принципов и положений, которые помогут мне работать с ней.
Приступив к работе, для меня было очень важным разобраться, что такое технологическая карта, ее структура и преимущества перед традиционным планом урока.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволяет мне:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
В своей работе на каждый урок я всегда составляю и использую технологические карты. Параллельно с составлением технологической карты, я изучаю систему оценивания, формирование УУД и т.д.
Вместе с тем, в большом потоке информации постоянно всплывают вопросы и проблемы, на которые мне еще предстоит ответить в процессе саморазвития и самообразования, а также в ходе моей практической деятельности.
Проблемы, с которыми мне наиболее часто приходится сталкиваться:
- Сложно подобрать учебный материал, который позволял бы мне сподвигнуть учащихся к определению темы урока и постановки целей и задач.
- Оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.
- Учитывать разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использовать разноуровневые задания.
Этапы работы над темой самообразования
2014-2015
1. Анализ профессиональных затруднений.
2. Определение целей и задач темы.
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
4.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
Прогностический
2015-2016
1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей начальной школы.
2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.
3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.
4 .Корректировка работы
Практический
2016-2017
Открытые уроки на школьном уровне.
Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Посещение уроков у учителей начальных классов школы.
Посещение семинаров.
Самоанализ и самооценка своих уроков.
Разработка модели образовательного процесса в игровой технологии.
Апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив.
Обобщающий
2017-2018
1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
2.Открытые уроки на школьном и районном уровне.
3.Выступление на заседании районного МО учителей начальных классов по теме самообразование.
4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
5.Консультативная помощь учителям и учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС (начальная школа)
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры....
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС....
«Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального образования»
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока....
"«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»"
Технологическая карта урока...
«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»
Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения...
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...
Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»
Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»...