Проектная деятельность как средство формирования УУД в реализации ФГОС в начальном образовании
консультация

лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ghjtrn.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования УУД в реализации ФГОС

в начальном образовании

(Слайд 1) В современном обществе, пропитанном новейшими технологиями, развитие личностных качеств и умения учиться требуют особых усилий как со стороны родителей, так и со стороны учителей в воспитании и обучении детей. Следовательно, в современной педагогической деятельности уже не приемлемы те подходы к обучению и воспитанию детей, которые использовались еще 10 лет назад.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

(Слайд 2) Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, основоположником которого стал американский философ и педагог Джоном Дьюи (1859-1952гг).

Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое значение методу проектов уделял С.Т. Шацкий. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «…нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы», что, соответственно повышает интерес к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т.д.

Позднее, уже при советской власти, организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена.

Возрождение метода проектов в системе отечественного школьного образования началось в 90-х годах прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом в системе образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

 (Слайд №3) Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка, что лежит в основе УУД, формирование которых требует современный образовательный стандарт (ФГОС).

Универсальные учебные действия - это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.

Что же такое проект?

(Слайд №4) Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние  (Слайд №5):

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, с одной стороны, метод проектов - это система обучения, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
   С другой стороны, метод проектов – педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. 

Основные требования к использованию метода проектов (Слайд №5):

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения .
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Этапы работы над проектом

 (Слайд №7)

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

 1. мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;   ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

2. планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

3. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;   учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Виды проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По методу, доминирующему в работе над проектом выделяют:

Практико–ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт  может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает  актуальность темы,  задачи исследования,  выдвижение гипотезы с  проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект.  Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

По комплексности  можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.

Проектная деятельность с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.

Особенности проектов в начальной школе

В начальных классах необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы.

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта должна находится в зоне ближайшего развития;

-длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий или 1-2 уроками;

-целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки- наблюдения, социальные акции, работу с различными источниками информации, организацию презентаций с приглашением родителей, старших ребят и др.

-на традиционных занятиях формировать умения необходимые для проектной деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и т.д.)

Для продуктивной проектно- учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость».

Показатели готовности младшего школьника к проектной деятельности (Слайд №10):

1.Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

-умение спрашивать, выяснять точку зрения, делать запрос,

-Умение управлять голосом,

-умение выражать свою точку зрения (понятно, аргументировано, доказательно),

-умение договариваться (доброжелательная атмосфера)

2.Развитие мышления учащихся («интеллектуальная зрелость»):

- сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • Развитие аналитико-синтетических действий
  • Сформированность алгоритма сравнительного анализа
  • Умение вычленять существенный признак
  • Возможность выделить общий способ действий
  • Перенос общего способа действий на другие учебные задачи

-гибкость, вариативность и самостоятельность мышления;

3.Наличие опыта самооценочной и оценочной деятельности. Которая способствует формированию следующих умений:

-адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

-обосновано и доброжелательно оценивать процесс решения учебной задачи

-видеть недостатки и делать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем: не так-то просто из вчерашних "почемучек"- дошкольников вырастить "потомучек"- учеников. (Слайд 11)

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову “исследование”. На уроках включаются задания, где необходимо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Исходя из собственного опыта, современным школьникам, особенно без дошкольного образования, очень сложно дается анализ и синтез, а данные умения являются неотъемлемой составляющей проектной деятельности. На начальных этапах проектной деятельности необходимо учить детей анализировать и группировать.

Примеры упражнений на анализ и синтез: "Мысленно разбери эти предметы на части. Запиши (назови) эти части", "Что общего есть у изображенных объектов? Распредели объекты по группам. Предложи как можно больше вариантов группировки. И т.д.", "Какой предмет лишний?"

Примеры упражнений и игр на сравнение: игра "Другой взгляд" (рассмотреть предметы и записать их свойства, придумать необычное применение предметам), "Учусь сравнивать и обобщать" и т.п.

Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Упражнения и игры на развитие воображения и мышления: "Учусь сочинять и развиваю воображение" (продолжи рассказ от лица следующих персонажей...), "Нарисуй иллюстрацию к одному из придуманных тобой рассказов"; "Учусь устанавливать связи между объектами и явлениями", игра "Небылицы";

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. 

 Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

На протяжении всех 4-х лет обучения детей в начальной школе я учу детей планировать свою работу, выступление, презентацию. План проекта- это важная составляющая всей работы над проектом, именно от него будет зависеть конечный результат. (Слайд №12) Но так бывает, что план становится большим нумерованным списком, который детям начальной школы бывает сложно воспринимать. Здесь помогают интеллект- карты, которые можно применять в различных образовательных целях (генерирование идей, планирование, запоминание материала, презентация и т.п.).

Формы представления проектов могут быть разнообразными: презентация, сообщение, газета, стенд, фильм и прочее.

Последнее время меня и детей заинтересовала такая форма оформления проекта, как лэпбук.

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Суть лэпбука в том, что это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Таким образом, лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

Дети с удовольствием подбирают материал, придумывают внешний вид лэпбука, придумывают задания, игры по теме.

Когда работа над лэпбуком заканчивается, то лэпбук не убирается в сторону, а становится средством закрепления пройденного материала. Дети выполняют задания, играют в игры, представленные в лэпбуке, которые можно со временем менять, дополнять, что стимулирует познавательную активность учащихся.

Лэпбук- это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с учениками, родителя с ребенком). В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Заключение. 

Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

  • Высокая активность учеников
  • Самостоятельная познавательная деятельность учеников
  • Самостоятельная ценность реализованных проектов
  • Глубина и объем полученных знаний не сравним со стандартными методами.
  • Вырабатывается устойчивый интерес к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще
    Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.


ЛИТЕРАТУРА

1. Кальней В.А. и др. «Структура и содержание проектной деятельности». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г.с.21-26.
2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: ACADEMA, 2002, с.251.
3. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск, Ишим, 1998.
4. Мид М. Культура и мир: Избранное произведение /Пер. с англ.- М.: Наука, 1988
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под редакцией Е.С.Полат . – М.: Издательский центр Академия, 1999г.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
7. Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж.Дьюи в чикагский период.- ж.Педагогика №5, 2004г.,с.90-96)
8. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. Н.Н.Кузьмин.- Антология педагогической мысли: В 3 т. – М., 1989. –Т.2.
9. Рязанова В.Н. Метод проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб.мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004, с122-125.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
11. Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003.-№3. -101с.
12. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

«Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе»

Работа соержит: введение, организацию проектной деятельности в образовательном процессе,урочная деятельность, внеурочная деятельность, роль родителей в проектной деятельности в начальной школе, монито...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

«Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Подготовка к проектной деятельности младшего школьника  может стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...