проектная деятельность
материал на тему
Предварительный просмотр:
Отчет
«Проектная деятельность в начальной школе»
Я, Васильева Ольга Анатольевна, учитель МОУ Василёвской НОШ, хочу представить вам опыт своей работы и опыт других учителей нашей школы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.
Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов помогает мне решать задачи не только в образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.
Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности. Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу, предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
- проявить себя,
- попробовать свои силы,
- приложить свои знания,
- принести пользу,
- показать публично достигнутый результат.
В нашей школе проектная деятельность реализуется через воспитательную работу, урочную и внеурочную деятельность.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество метапредметных умений (универсальных учебных действий),
Сегодня хочу представить некоторые работы, которые выполнили ученики нашей школы:
- творческий проект «Перекрёсток»,
- проект «Волшебный кристалл»,
- творческий проект «Сохраним красоту природы»,
- проект «Книга памяти»,
Над творческим проектом «Перекрёсток» дети работали 2 недели. Началась работа на уроке технологии, где детям предлагалось изготовить макет перекрёстка для изучения правил дорожного движения. На другом уроке технологии учащиеся изготовили макеты домов. Изучив дорожные знаки, дети выбрали те, которые необходимы для их макета. Далее разместили на макете перекрёстка макеты домов, знаки дорожного движения, транспорт и участников дорожного движения. Когда проект был завершён, на классном часу, учащимся предлагалось смоделировать несколько дорожных ситуаций.
Также была выполнена коллективная проектная работа «Волшебный кристалл». Работа над этим проектом началась, также как и работа над проектом «Перекрёсток», с урока технологии. Сначала дети должны были изготовить шар-«волшебный кристалл», после чего для оформления «кристалла», предлагалось выбрать тему. Учащиеся выбрали тему: «Природа нашего края». У каждого получился свой кристалл: «Птицы нашего края», «Насекомые нашего края» и т.п.
На классном часу каждый из учащихся сделал презентацию своего кристалла. Это и стало заключительным этапом нашего проекта.
Творческий проект «Сохраним красоту природы», бал выполнен учащими другого класса под руководством Владимировой Светланы Евгеньевны. Работа над проектом началась с урока окружающего мира, где учащимся предлагалось изучить: какие редкие растения встречаются в нашей местности и нуждаются в их охране; составить краткие описания этих растений; нарисовать плакаты, знаки, которые могли убедить людей бережно относиться к этим растениям. В ходе работы над проектом, некоторые из детей решили изготовить ещё книги «Редкие растения», и презентацию «Берегите природу!». Завершилась работа на другом уроке окружающего мира, где учащиеся презентовали свои работы и объединили их в один проект.
И ещё один из наиболее значимых проектов, который был выполнен под руководством того же учителя, но уже с другим классом – проект «Книга памяти». Проект был подготовлен в рамках недели, посвящённой Дню освобождения г.Торопца от немецко-фашистких захватчиков.
Цель данного проекта – патриотическое воспитание у детей, через уважительное отношение и память тех, кто был участником Великой Отечественной войны. Учащиеся должны были собрать информацию о дедушках, прадедушках, от своих бабушках или других родственниках, которым пришлось жить в то страшное время войны. После чего, при помощи данной информации предлагалось написать небольшое сочинение. Все эти сочинения вошли в книгу, которую назвали «Книга памяти».
Данная работа приняла участие в конференции школьников, посвящённой Дню освобождения г.Торопца от немецко-фашистких захватчиков, и была отмечена дипломом.
О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...