Эссе "Я - учитель"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сидорова Евгения Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Трёхозёрская СОШ»
Спасского муниципального района РТ
Педагогическое эссе «Я – учитель»
Особая часть человеческого общества – это люди, сознательно выбравшие путь профессиональной передачи своих знаний, проявляющие преданность своей специальности, творчество и изобретательность, вкладывающих в подопечных «душу». Это педагоги. Я с удовольствием отношу себя к этой самой социально необходимой части человеческого общества – педагогам!
Чаще всего в детстве все мечтают стать бизнесменами, архитекторами, моделями, актёрами и только единицы сидят на уроках своих учителей и представляют себя на их месте, чтобы через много лет так же встать у доски, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». Каждый человек в какое-то время задумывается о выборе своей профессии. В 2000 году я такой выбор сделала, поступив в Тетюшское педагогическое училище. И, сейчас, оглядываясь назад, я нисколько не жалею о своём выборе. Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников.
Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С. Л. Соловейчик: «Он – артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Я понимаю, что мне оказали большое доверие и родители, и ученики, что на меня возложена большая ответственность. Именно это не позволяет «душе лениться».
У каждого человека в памяти своя школьная тропинка. Проходят годы, и она становится большой дорогой длиною в жизнь. И очень важно, кто идёт рядом, кто открывает маленькому человеку окно в этот удивительный мир. Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё «Я», уверенность в будущем. Для меня эти первые встречи всегда волнительны, трогательны, волшебны.
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперёд, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека». Основная профессиональная миссия учителя – «думать на век вперёд». В его руках будущее человека и государства в целом.
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное – создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в «рассол», он обязательно просолится. Как же создать такой рассол? В процессе работы ищу ответы на множество вопросов, которые меня интересуют. Как реально сделать школьников активными и сознательными участниками учебного процесса? Как выработать у них потребность в самообразовании и сделать обучение интересным для них? Как сделать так, чтобы знания, полученные в школе, не стали бы «мёртвым грузом», оторванным от жизни? Как научится грамотно создавать проблемные ситуации – «затруднения» на уроке, преодолевая которые ребёнок научится мыслить? Раньше я думала, что учитель, который знает ответы на все эти вопросы – это и есть состоявшийся педагог. Но сейчас я понимаю, что если учитель не останавливается на достигнутом, у него всегда будет много вопросов, даже если это опытный педагог.
Профессию учителя можно сравнить с детской игрой – мозаикой. Если она просто рассыпана – такой учитель вряд ли долго проработает в школе. Если её собрать однажды и больше не трогать – такого учителя можно назвать «урокодателем». А если мозаику перекладывать, выкладывать всё новые и новые картинки – это учитель исследователь, творец! Мой единственный курс в профессии – пробовать, изобретать, совершенствовать и совершенствоваться.
Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Известно, что универсальные учебные действия учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. С самых первых уроков включаю ребят в деятельность, создаю ситуации, когда ученики сами добывают знания, а не ждут их в готовом виде, когда они анализируют, обобщают, корректируют, договариваются, учатся слушать и слышать, соглашаться и отстаивать свою точку зрения. Неотъемлемой частью моей учительской деятельности является системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в ФГОС. На каждом уроке учащиеся решают проблемные ситуации, создают алгоритмы действий, определяют тему урока и цели. Каждый урок – это шаг вперёд, к развитию не только учащихся, но и педагога.
Мне очень близки слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний». Есть одно действенное средство, с помощью которого можно раскрыть личность ребёнка, вовлечь его в познавательную деятельность, сформировать его компетентности – это интерес. Как заинтересовать ученика? Через содержание учебного материала, через нестандартные формы уроков, через внеурочную деятельность, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.
Для тех, кто не постиг тайны нашей профессии, она кажется будничной: уроки, тетради, журналы… Но каждый учитель знает, что это не так. Моя работа для меня – это источник человеческого общения, радости, чувства причастности к рождению чего-то нового в этой жизни. Она приносит мне радость, потому что рядом со мной всегда самые чистые, искренние и порядочные люди – дети. И в тоже время я чувствую огромную ответственность, потому что мне доверили самое дорогое – Ребёнка. Профессия учителя даёт возможность осторожно и бережно прикоснуться к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать собственную значимость, научить ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в нём.
Главным своим достижением считаю то, что могу разглядеть «изюминку» в каждом ученике. Не только отличник или ударник может быть «звёздочкой» в классе. Другим детям может быть в учёбе не всё дается легко, но они могут оказаться лучшими чтецами, талантливыми актёрами или спортсменами. Эти «изюминки» всегда подчёркиваю, через похвалу, восхищение, стараюсь сделать так, чтобы все ребята в классе заметили их. Важно раскрыть сильные стороны каждого ребёнка, показать ему, что он может что-то лучше других. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станут они в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.
Я согласна с высказыванием Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». В современном мире учитель – тот же ученик. Он постоянно учится сам – осваивает новые методики, внедряет инновации, изучает литературу. Считаю, что учитель должен не только давать знания ученикам, но и сам должен уметь учиться. Говоря словами В. В. Путина: «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях – это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».
Я работаю учителем в такое интересное для российского образования время. Время реформ, перемен. Я принимаю это время. Появилась возможность для более масштабной творческой работы не только с учениками, но и самому педагогу всё более самосовершенствоваться.
Когда-то Сократ добровольно выпил чашу с ядом, но не отказался от своих взглядов, остался верен своим ученикам. Януш Корчак последовал за детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь. Современному педагогу не нужно жертвовать своей жизнью, для того, чтобы доказать преданность своему делу. Разве нельзя назвать подвигом его каждодневный труд? Настоящий учитель во все времена обладал такими качествами, которые выделяют его среди остальных. Человек, у которого нет внутреннего стержня, нет стремления посвятить жизнь своему делу, нет любви к детям, не может быть учителем.
В образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о требованиях, предъявляемых к современному учителю. Я считаю, что во многом соответствую этим требованиям, так как хорошо владею учебным материалом, есть достаточный опыт, житейская мудрость, а главное у меня есть желание учиться и я «открыта ко всему новому».
Тринадцатый год работаю в школе. За это время у меня было три выпуска учащихся начальной школы. Это особые счастливые странички моей жизни. Всегда мечтала быть многодетной мамой. Моя мечта сбылась, потому что рядом со мной всегда дети: весёлые, грустные, беззаботные, скромные, стеснительные, яркие, добрые, талантливые… Они такие разные, интересные, а иногда и трудные, но все стали близкими для меня Людьми. Какие бы трудности не встречались учителю на его пути, но знания, любовь и уважение учеников – высшая награда за этот нелёгкий труд. Может, когда-нибудь кто-то из моих учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Писатели живут в своих произведениях, актёры – в кино, художники – в картинах, скульпторы – в созданных им творениях. А мой труд будет жить в мыслях и поступках людей.
Учителя народ чудной и,
Может быть, потехи ради,
Когда у смертных выходной
Они садятся за тетради.
Порой скисаем мы совсем,
Порою лезем мы из кожи, но,
Как ни странно, между тем,
А жить без школы мы не можем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Я- учитель" на конкурс "Учитель года России -2015"
Сочинение - эссе с изложением своей педагогической концепции, взгляов на образование, с попыткой филосовского осмысления своей профессии....
Эссе "Я - учитель" к конкурсу "Учитель года 2015"
мои размышления о выбранной мной профессии учителя...
эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"
эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"...
Эссе "Я учитель" для конкурса "Учитель года"
Эссе "Я учитель" для муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2016"....
Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"
Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"...
Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"
Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...
КОНКУРС "Учитель года" Эссе "Я - учитель"
Эссе "Я - учитель"...