Загадочный образ Бабы Яги
методическая разработка (2 класс) на тему

Белкина Елена Викторовна

 

Какая Баба Яга: добрая старушка или злая ведьма ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zagadochnyy_obraz_baby_yagi.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадочный образ Бабы Яги Автор : Кундель Сергей , ученик 3 «б» класса МОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска» Руководитель - Белкина Елена Викторовна , учитель начальных классов МОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска» ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ 2009 год

Слайд 2

Слушая и читая сказки, мы привыкли, что Баба-Яга необходимый персонаж. Однако, образ Бабы – Яги в русских народных сказках довольно противоречив. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам? Почему мы хотим выяснить?

Слайд 3

Цель исследования Какая Баба Яга : добрая старушка или злая ведьма ?

Слайд 4

Наше предположение Мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма Она всем вредит Создаёт на пути трудности Баба Яга похищает детей Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть У неё страшный внешний вид Её бояться маленькие дети

Слайд 5

Задачи исследования Изучить литературные и мифологические энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга. Проследить эволюцию образа Бабы-Яги. Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы-Яги над сказочным героем. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Слайд 6

Вопросы, 1. Как появилась Баба Яга? 2. Где живёт Баба Яга? 3. Какой характер у Бабы Яги? на которые надо искать ответы

Слайд 7

Источники информации, 1. Научные труды Афанасьева А.К., Иванова В.В., Проппа В.Я., Даля В. и других отечественных учёных. 2. Славянские мифы. 3. Русские народные волшебные сказки. в которых искали ответы

Слайд 8

Родословная Бабы Яги Баба Яга - змея Человекоподобное существо со змеиным хвостом Одноногое божество Божество , имеющее недостаток в ноге (хромоногое) Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой Что же мы узнали

Слайд 9

Жилище Бабы-Яги Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мёртвых) в густой и непроходимой лесной чаще. Чтобы попасть в избушку, надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом», т.е. повернуть к миру живых. Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. Вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Слайд 10

Образы Бабы-Яги энциклопедический мифологический сказочный персонаж - род ведьмы старая женщина

Слайд 11

Роль Бабы Яги в русских народных сказках Яга – воительница Яга – похитительница Яга – дарительница Яга – советчица Яга – повелительница повелевает силами природы и животного мира сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью дарит предметы, обладающие Волшебной силой Яга – охранительница (покровительница) Яга – прародительница сражается с героями уносит детей следит за похождениями героя мать, бабка, тётка

Слайд 12

Наши выводы Баба Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Даёт советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живёт в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг её дома ограда из черепов Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить

Слайд 13

В результате исследования мы выяснили Баба Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма Она может быть разной – и доброй, и злой Часто она помогает герою, спасает его Баба Яга может быть весёлой и смешной А иногда даже красавицей

Слайд 15

Сказочный образ Бабы Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в её повествование свои поправки. Современная Баба Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Сказки ёще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Слайд 16

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин

Слайд 17

Практическая значимость Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

Слайд 18

Чему я научился Анализировать сказки. Давать характеристики главным героям произведения. Находить полезную информацию. Делать выводы.

Слайд 19

Наши перспективы Изучение мотивов поступков Бабы-Яги. Поскольку даже сегодня сквозь наслоения веков в сказках чётко проступают древние ритуалы языческих верований, забытую картину которых можно восстановить по отдельным красочным деталям.

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для ума загадочный калейдоскоп

Игра для ума загадочный калейдоскоп...

Классный час "Загадочный мир литературы"

Современные дети не очень любят читать. Построенные таким образом классные часы заинтересовывают детей и приобщают к чтению....

"Наша загадочная планета" Презентация к учебному проекту

Обсуждение проекта "Наша загадочная планета" с учащимися...

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и  логическое мышление, умение анализи...

Путешествие по загадочным островам

Внеклассное занятие по математике с дошкольниками в форме путешествия....

Презентация для учащихся 2 класса по математике (автор Л.Г. Петерсон) " Такая загадочная Индия"

Данная презентация создана на уроках проектной деятельности учащимися 2 класса. Мотивирующим фактором стал урок математики, где в одном из заданий после ряда решённых примеров получалось слово "Индия"...

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».

Данная работа демонстрирует  продукт  проектно - исследовательской деятельности третьеклассника,  способствуя развитию  метапредметных результатов, формируя первые исследовательски...