Учебный курс " Детская риторика"
рабочая программа (3 класс) на тему

Крутьева Елена Владимировна

Рабочая программа разработана ан основе рекомендаций автора Т. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_ritorika_3_klass.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Масальская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено:

На заседании                 методического                     объединения школы

Протокол № 1 от

«__27_» августа 2014   г.

Руководитель ШМО

-------------Е. В.Крутьева

Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________Л. Н_Кунина,

«_28,» августа 2014     г.

Утверждаю:

Директор школы

__________ Т. И. Вакулина

Приказ № ___58/3 _ от

«_29_» августа 2014г.

Рабочая программа учебного курса

«Детская риторика»

3 класс

на  2014-2015 учебный  год

                                                      Разработана: Е. В. Крутьевой                                                                                              

   учителем начальных классов

высшей  квалификационной категории

                    п. Масальский 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом №   78/1      от 06.11.2013г.
  • Примерная программа начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2010г
  • Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №38/1   от 28.05.2014 г
  • Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом №     58    от 29.08.2014г.
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     38/3   от 28.05.2014г.
  • Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     58/1         от 29.08.2104г
  • Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №    58/4          от 29. 08.2014

Для реализации данной программы используется пособие Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 частях. – Изд.2-е, доп. и перераб ./ Т.А.Ладыженская и др. М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2012. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.

Цель риторики как предмета филологического цикла:

  • научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать Задачи:

  • формирование универсальных действий на межпредметном уровне;
  • формирование умения анализировать и оценивать общение и речь;
  • формировать умения общаться, создавать тексты, речевые жанры.
  • способствовать развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического  гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального  состава российского общества;
  • осознание важности владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Рабочая программа учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель: создание психолого-педагогических условий для усвоения программы детьми с ОВЗ с учетом их индивидуальных, психофизических особенностей развития.

Задачи: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ в процессе реализации программы.

Программа автора рассчитана на 34 часа. Рабочая программа содержит   35часов, по 1 часу в неделю.  Резервный час, (1час) отведён на обобщение знаний, совершенствование навыков практической работы по теме в конце года, и на часы, которые совпадают с праздничными днями.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет  способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения  многонационального <…> состава российского общества»..

Учебно- тематическое планирование учебного курса «Детская риторика»

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

НАУКА РИТОРИКА 4 часа

1

2

3

4

1.Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. 2.Твои речевые роли. (Повторение.)

3.С какой целью? 4.Зачем?

(Задачи общения.)

1

1

1

1

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ 5часов

5

6

7

8

9

1.Неподготовленная речь. 2.Подготовленная речь.

3.Приёмы подготовки речи.

 4.Говорим подробно

5. Говорим кратко.

1

1

1

1

1

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) 1 час

10

1.Похвала (комплимент).

1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ- 2часа

11

12

1.Слушаем, вдумываемся.

2.Слушаем по-разному.

1

1

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ – 3часа

13

14

15

1.Читаем учебные тексты.

2.Учимся писать, редактировать.

3.Как исправить текст? (Правка текста.)

1

1

1

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 2часа

16

17

1.Что такое вежливость.

2.Добрые дела – добрые слова.

1

1

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

ТЕКСТ (II часть – 18 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ- 2часа

18

19

1.Проверь себя. Тексты разные нужны.

2.Диалог и монолог.

1

1

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ -3часа

20

21

22

1.Пиши правильно!

2.Произноси правильно!

3.Употребляй слова правильно!

1

1

1

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА- 4часа

22

24

25

26

1.Пересказ.

2.Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

3.Цитата в пересказе.

4.Кратко о книге (аннотация).

1

1

1

1

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…-2часа

27

28

1.Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

2.С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

1

1

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ-2часа

29

30

1.Рассуждение,

вывод в рассуждении.

2.Правило и цитата в доказательстве.

1

1

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3часа

31

32

33

1.Сравни и скажи. 2.Правила сравнения.

3. Как строятся сравнительные тексты.

1

1

1

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами (П).

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ -2часа

34

Риторический праздник.

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

35

Резервное время

1.

Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными  результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей  коммуникантов;
  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  • пользоваться основными способами правки текста

Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса.

  • Примерная  программа начального общего образования по риторике, Москва

«Просвещение», 2010г.

  • Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 частях. – Изд.2-е, доп. и перераб ./ Т.А.Ладыженская и др. М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
  • Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс», 2008.
  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • Компьютер (желательно, с выходом в Интернет)

Лист внесения изменений.

Дата внесения изменений

Тема

Содержание изменений

Подпись учителя

Подпись зам. директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Детская риторика"

В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по курсу Детская риторика"

В даной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Детская риторика"для обучающихся 2 класса

Рабочая программа курса" Детская риторика" предназначена для обучающихся 2 класса.Цель: научить речи,формирование коммуникативных умений....

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Детская риторика"для обучающихся 1 класса

Рабочая программа курса" Детская риторика" предназначена для обучающихся 1 класса.Цель: научить речи,формирование коммуникативных умений....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...

Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"

Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"...

Рабочая учебная программа начального общего образования по «Детской риторике» для 2 класса (УМК «Школа 21 века»)

Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторо...