Рабочие программы. 1 класс. ОС "Школа 2100"
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Корякина Ирина Борисовна

Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy._shkola_2100._1_klass.rar266.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена рабочими тетрадями  «Изобразительное искусство» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе Примерной программы основного начального образования и с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования, с учётом авторской программы «Изобразительное искусство» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская и основной образовательной программы МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сплавнуха Красноармейского района Саратовской области».

    Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 1–4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по ИЗО деятельности.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие
задачи:

– расширение художественно-эстетического кругозора;

– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

– освоение простейших технологий дизайна и оформления;

– воспитание зрительской культуры.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.

Учебно - тематическое планирование

п\п

Наименование тем

План

Факт

Практика

ИКСО

1

2

3

4

5

6

Техника безопасности и охрана труда.

Кто такой художник. Форма, размер, цвет, характер, детали.  «Дружные соседи». Рисование цветными карандашами забавных человечков.

для самостоятельной работы в 1 классе отводится ежеурочно 20 минут

Форма, размер, цвет, характер, детали.  Коллективная творческая работа «Городок».

Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги. «Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами

Живопись. Углубление понятия о цвете.  Коллективная творческая работа «Чудо-дерево».

Дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. «Коврик».

Рисунок. Линия и форма.

Рисование животных.

Линия и форма. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк».

Понятие о геометрических фигурах. Рисование куклы или робота.

Фигуры. Аппликация. «Любимая игрушка».

Понятие о симметрии.  Вырезание листьев.

Симметрия в жизни. Аппликация «Осень».

Понятия «орнамент», «геометрический орнамент».  

Построение разных по композиции орнаментов.

Орнамент. Коллективная аппликация «Осенний букет».

Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Знакомство с гуашевыми красками. Смешивание основных цветов.

Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. «Разноцветные узоры».

Натюрморт. Композиции натюрморта. «Фрукты на тарелочке».

Свойства теплых и холодных цветов. Коллективная работа «Плоды на столе».

Графика и ее изобразительные свойства.

Рисование веток и деревьев.

Графические иллюстрации. Черно-белая композиция «Зимний лес».

Пейзаж. Передача настроения с помощью цвета.

Народные промыслы России. «Морозные узоры».

Свойства акварельных красок. Приемы работы акварельными красками.  «Чудесная радуга».

Приемы работы акварельными красками.  «Витраж».

Работа акварелью слоями. «Рыбка в море».

Натюрморты с цветами. Панно «Букет».

Сюжет, зарисовки, наброски. Наброски животных и людей.

Искусство Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи.

Творческая работа «Рисунок на скале».

Проекты. (Открытки или панно к праздникам: Новый год, 23 февраля,

8 Марта)

Содержание тем учебного курса

___________________________________________________________________________________________

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Кто такой художник. Форма, размер, цвет, характер, детали.  «Дружные соседи». Рисование цветными карандашами забавных человечков.

1

Сформированность  первоначальных представлений  о  роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии  

человека; ознакомление  учащихся  с  выразительными  средствами  различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;  ознакомление  учащихся  с  терминологией  и  классификацией  

изобразительного искусства;  первичное  ознакомление  учащихся  с  отечественной  и  мировой  

культурой;  получение  детьми  представлений  о  некоторых  специфических  формах художественной деятельности.

 

Регулятивные:

   • Проговаривать последовательность действий на уроке.  

   • Учиться работать по предложенному учителем плану.

   • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

   • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные:

   • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже  известного с помощью учителя.  

   • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

   • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник,   свой   жизненный   опыт   и   информацию,   полученную   на  уроке.  

   •   Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в  результате совместной работы всего класса.

   •   Сравнивать   и   группировать   произведения   изобразительного  искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

   • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

   • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:  

а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне  одного

Наблюдение,

сравнение, сопоставление,

анализ предлагаемого задания;

планирование деятельности;

оценка результата своей деятельности;

Рисование простым карандашом,  цветными карандашами,

акварельными, гуашевыми красками;

смешивание красок;

аппликация;

вырезание;

индивидуальная,

групповая,

коллективная

работа

Форма, размер, цвет, характер, детали.  Коллективная творческая работа «Городок».

1

Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги. «Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами

1

Живопись. Углубление понятия о цвете.  Коллективная творческая работа «Чудо-дерево».

1

Дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. «Коврик».

1

Рисунок. Линия и форма.

Рисование животных.

1

Линия и форма. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк».

1

Понятие о геометрических фигурах. Рисование куклы или робота.

1

Фигуры. Аппликация. «Любимая игрушка».

1

Понятие о симметрии.  Вырезание листьев.

1

Симметрия в жизни. Аппликация «Осень».

1

Понятия «орнамент», «геометрический орнамент».  

1

Построение разных по композиции орнаментов.

1

Орнамент. Коллективная аппликация «Осенний букет».

1

Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Знакомство с гуашевыми красками. Смешивание основных цветов.

1

 предложения или небольшого текста).

   • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

   • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

   •  Совместно  договариваться  о  правилах  общения  и  поведения  в  

школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

   • Учиться согласованно работать в группе:

   а) учиться планировать работу в группе;

   б) учиться распределять работу между участниками проекта;

   в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть  работы;  

   г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные:

     а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

     б) воспитание  уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

     в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

     г) формирование духовных и эстетических потребностей;

     д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;  

     е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

     ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. «Разноцветные узоры».

1

Натюрморт. Композиции натюрморта. «Фрукты на тарелочке».

1

Свойства теплых и холодных цветов. Коллективная работа «Плоды на столе».

1

Графика и ее изобразительные свойства.

Рисование веток и деревьев.

1

Графические иллюстрации. Черно-белая композиция «Зимний лес».

1

Пейзаж. Передача настроения с помощью цвета.

1

Народные промыслы России. «Морозные узоры».

2

Свойства акварельных красок. Приемы работы акварельными красками.  «Чудесная радуга».

1

Приемы работы акварельными красками.  «Витраж».

1

Работа акварелью слоями. «Рыбка в море».

1

Натюрморты с цветами. Панно «Букет».

1

Сюжет, зарисовки, наброски. Наброски животных и людей.

1

Искусство Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи.

1

Творческая работа «Рисунок на скале».

1

Проекты. (Открытки или панно к праздникам: Новый год, 23 февраля,

8 Марта)

3

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

Личностными результатами изучения курса  в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать

  • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
  • конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

 уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения

___________________________________________________________________________________________

  • Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради)

  • Стандарт начального образования и документы по его реализации

  • Методические пособия для учителя

  • Демонстрационный материал (предметные картинки, таблицы) в соответствии с основными темами программы

  • Магнитная доска

Список литературы

___________________________________________________________________________________________

У ч е б н о - м е т о д и ч е с к и й   к о м п л е к т:

1.Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир»: учебник для 1 класса. - М.: Баласс, 2011.

2.Методические рекомендации для учителя к учебнику Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир», - М.: Баласс, 2011

3.Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир»: рабочая тетрадь для 1 класса. - М.: Баласс, 2011.

Д о п о л н и т е л ь н а я   л и т е р а т у р а:

1. Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск: Скарына,2010.

2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 2011.

3. Энциклопедия для детей. Т.7 «Искусство». – М.:Аванта плюс, 2010

4. Журнал «Начальная школа до плюс и минус» («Школа 2100»).

5. Презентации

6. Диски

Сайты:

1

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

http://fcior.edu.ru 

2

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

http://school-collection.edu.ru

3

Российский общеобразовательный портал

 http://school.edu.ru

4

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

5

Информационный интегрированный продукт «КМ -школа»

http://www.km-school.ru

6

Сайт начальная школа

http://www.nachalka.info

ЦОРы:

  1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс»
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОС "Школа-2100" 1 класс

Рабочая программа ОС "Школа-2100" содержит пояснительные записки по предметам, УУД,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 3 класс.

В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по всем предметам, УМК "Школа 2100", 3 класс....

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 4 класс.

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 4 класс (русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО, технология, литературное чтение)....

Рабочие программы по УМК 2100 ,1 класс

Рабочая программа предназаченная для обучения учащихся 1 класса ,составлено по авторской программе Образовательной системы "Школа 2100"....

рабочая программа по ОРКСЭ (2100)4 класс

Основы мировых религиозных культур...

Рабочие программы ОС "Школа 2100" 2 класс

Внеурочная деятельность по ОС "Школа 2100"...