Рабочие программы. 1 класс. ОС "Школа 2100"
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy._shkola_2100._1_klass.rar | 266.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена рабочими тетрадями «Изобразительное искусство» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе Примерной программы основного начального образования и с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования, с учётом авторской программы «Изобразительное искусство» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская и основной образовательной программы МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сплавнуха Красноармейского района Саратовской области».
Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 1–4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по ИЗО деятельности.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– освоение простейших технологий дизайна и оформления;
– воспитание зрительской культуры.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Учебно - тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем | План | Факт | Практика | ИКСО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Техника безопасности и охрана труда. Кто такой художник. Форма, размер, цвет, характер, детали. «Дружные соседи». Рисование цветными карандашами забавных человечков. | для самостоятельной работы в 1 классе отводится ежеурочно 20 минут | ||||
Форма, размер, цвет, характер, детали. Коллективная творческая работа «Городок». | |||||
Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги. «Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами | |||||
Живопись. Углубление понятия о цвете. Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». | |||||
Дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. «Коврик». | |||||
Рисунок. Линия и форма. Рисование животных. | |||||
Линия и форма. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк». | |||||
Понятие о геометрических фигурах. Рисование куклы или робота. | |||||
Фигуры. Аппликация. «Любимая игрушка». | |||||
Понятие о симметрии. Вырезание листьев. | |||||
Симметрия в жизни. Аппликация «Осень». | |||||
Понятия «орнамент», «геометрический орнамент». | |||||
Построение разных по композиции орнаментов. | |||||
Орнамент. Коллективная аппликация «Осенний букет». | |||||
Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Знакомство с гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. | |||||
Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. «Разноцветные узоры». | |||||
Натюрморт. Композиции натюрморта. «Фрукты на тарелочке». | |||||
Свойства теплых и холодных цветов. Коллективная работа «Плоды на столе». | |||||
Графика и ее изобразительные свойства. Рисование веток и деревьев. | |||||
Графические иллюстрации. Черно-белая композиция «Зимний лес». | |||||
Пейзаж. Передача настроения с помощью цвета. | |||||
Народные промыслы России. «Морозные узоры». | |||||
Свойства акварельных красок. Приемы работы акварельными красками. «Чудесная радуга». | |||||
Приемы работы акварельными красками. «Витраж». | |||||
Работа акварелью слоями. «Рыбка в море». | |||||
Натюрморты с цветами. Панно «Букет». | |||||
Сюжет, зарисовки, наброски. Наброски животных и людей. | |||||
Искусство Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. | |||||
Творческая работа «Рисунок на скале». | |||||
Проекты. (Открытки или панно к праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 Марта) | |||||
Содержание тем учебного курса
___________________________________________________________________________________________
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||
Кто такой художник. Форма, размер, цвет, характер, детали. «Дружные соседи». Рисование цветными карандашами забавных человечков. | 1 | Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности.
| Регулятивные: • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного | Наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ предлагаемого задания; планирование деятельности; оценка результата своей деятельности; Рисование простым карандашом, цветными карандашами, акварельными, гуашевыми красками; смешивание красок; аппликация; вырезание; индивидуальная, групповая, коллективная работа | |
Форма, размер, цвет, характер, детали. Коллективная творческая работа «Городок». | 1 | ||||
Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги. «Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами | 1 | ||||
Живопись. Углубление понятия о цвете. Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». | 1 | ||||
Дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. «Коврик». | 1 | ||||
Рисунок. Линия и форма. Рисование животных. | 1 | ||||
Линия и форма. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк». | 1 | ||||
Понятие о геометрических фигурах. Рисование куклы или робота. | 1 | ||||
Фигуры. Аппликация. «Любимая игрушка». | 1 | ||||
Понятие о симметрии. Вырезание листьев. | 1 | ||||
Симметрия в жизни. Аппликация «Осень». | 1 | ||||
Понятия «орнамент», «геометрический орнамент». | 1 | ||||
Построение разных по композиции орнаментов. | 1 | ||||
Орнамент. Коллективная аппликация «Осенний букет». | 1 | ||||
Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Знакомство с гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. | 1 | предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Личностные: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | |||
Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. «Разноцветные узоры». | 1 | ||||
Натюрморт. Композиции натюрморта. «Фрукты на тарелочке». | 1 | ||||
Свойства теплых и холодных цветов. Коллективная работа «Плоды на столе». | 1 | ||||
Графика и ее изобразительные свойства. Рисование веток и деревьев. | 1 | ||||
Графические иллюстрации. Черно-белая композиция «Зимний лес». | 1 | ||||
Пейзаж. Передача настроения с помощью цвета. | 1 | ||||
Народные промыслы России. «Морозные узоры». | 2 | ||||
Свойства акварельных красок. Приемы работы акварельными красками. «Чудесная радуга». | 1 | ||||
Приемы работы акварельными красками. «Витраж». | 1 | ||||
Работа акварелью слоями. «Рыбка в море». | 1 | ||||
Натюрморты с цветами. Панно «Букет». | 1 | ||||
Сюжет, зарисовки, наброски. Наброски животных и людей. | 1 | ||||
Искусство Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. | 1 | ||||
Творческая работа «Рисунок на скале». | 1 | ||||
Проекты. (Открытки или панно к праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 Марта) | 3 | ||||
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
___________________________________________________________________________________________
- Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради)
- Стандарт начального образования и документы по его реализации
- Методические пособия для учителя
- Демонстрационный материал (предметные картинки, таблицы) в соответствии с основными темами программы
- Магнитная доска
Список литературы
___________________________________________________________________________________________
У ч е б н о - м е т о д и ч е с к и й к о м п л е к т:
1.Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир»: учебник для 1 класса. - М.: Баласс, 2011.
2.Методические рекомендации для учителя к учебнику Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир», - М.: Баласс, 2011
3.Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир»: рабочая тетрадь для 1 класса. - М.: Баласс, 2011.
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
1. Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск: Скарына,2010.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 2011.
3. Энциклопедия для детей. Т.7 «Искусство». – М.:Аванта плюс, 2010
4. Журнал «Начальная школа до плюс и минус» («Школа 2100»).
5. Презентации
6. Диски
Сайты:
1 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
3 | Российский общеобразовательный портал | |
4 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам | window.edu.ru |
5 | Информационный интегрированный продукт «КМ -школа» | |
6 | Сайт начальная школа | |
ЦОРы:
- НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс»
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОС "Школа-2100" 1 класс
Рабочая программа ОС "Школа-2100" содержит пояснительные записки по предметам, УУД,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 3 класс.
В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по всем предметам, УМК "Школа 2100", 3 класс....
Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 4 класс.
Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 4 класс (русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО, технология, литературное чтение)....
Рабочие программы по УМК 2100 ,1 класс
Рабочая программа предназаченная для обучения учащихся 1 класса ,составлено по авторской программе Образовательной системы "Школа 2100"....
рабочая программа по ОРКСЭ (2100)4 класс
Основы мировых религиозных культур...
Рабочие программы ОС "Школа 2100" 2 класс
Внеурочная деятельность по ОС "Школа 2100"...