Современные формы сотрудничества с родителями ДОУ
учебно-методический материал на тему
Брошюра подготовлена воспитателем И.Ю.Перец,
педагогом-психологом А.В.Михеевой
МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик»
352750, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,
СТ. БРЮХОВЕЦКАЯ,
УЛ. О.КОШЕВОГО, 66
8(86156)33-6-10
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_-_dlya_pechati.docx | 97.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Современные формы сотрудничества с родителями ДОУ | - стр. – 1 |
О трудностях в работе с родителями | - стр.– 8 |
Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй | - стр.– 9 |
Содержание | - стр.– 12 |
Список использованной литературы | - стр.– 12 |
Список использованной литературы:
- Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010 г.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002 г.
- Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., № 7.
12
Современные формы сотрудничества с родителями ДОУ
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Существует четыре формы организации работы с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Информационно – аналитические
Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них
1
педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».
Досуговые
Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п..
Познавательные
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрывания проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т.п.
2
больше всего соответствуют их потребностям и ресурсам.
11. Регулярно выясняйте мнение родителей об эффективности выбранных стратегий, результатах работы по программе и изменениях, которые они хотели бы внести.
9
12. Признавайте уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражайте им благодарность.
13. Помогайте родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.
14. Принимайте и уважайте мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с вашими собственными.
15. Стараейтесь выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.
16. Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
17. Старайтесь почувствовать эмоциональное состояние родителей.
18. Давайте родителям возможность высказаться, не перебивая их.
19. Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.
20. В сложной ситуации старайтесь подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вспомните японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».
Давайте же воспитывать достойное поколение.
Удачи вам!
11
- Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Слагаемые успешного общения:
- желание пойти на контакт,
- заинтересованность в общении,
- видение в другом равного партнера,
- готовность принять иную точку зрения,
- выбор интересных значимых тем,
- тактичность.
Для того чтобы общение между педагогами и родителями было эффективно необходимо придерживаться определенных навыков общения:
1. Больше спрашивайте и слушайте родителей ребенка.
2. Часто сообщайте родителям о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
3. Используйте индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.
4. Давайте родителям возможность понять, что вы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.
5. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашивайте, чего хотят они.
6. Своевременно и положительно реагируйте на предложения, идеи и просьбы родителей.
7. Предоставляйте родителям возможность делать выбор и принимать решения
8. Помогайте родителям обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя; вместе составляйте список целей, выраженных словами самих родителей.
9. При планировании и предоставлении услуг относитесь к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми.
10. Совместно с родителями определяйте стратегии обучения и воспитания, предоставляйте возможность решать, какие из них
10
Наглядно-информационные
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы спрашиваете - мы отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
В настоящее время активно используются нетрадиционные
3
интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей .
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.
Различают следующие формы дискуссии:
• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
4
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
Педагог дошкольного образовательного учреждения должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
- Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми.
- Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их.
- Быть эмоциональной поддержкой ребенку.
Одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа.
Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры.
В этом случае педагогическое содержание «уходит».
Принципы работы по взаимодействию
дошкольного учреждения с семьёй:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
- Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
- Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить.
9
педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.
Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
О трудностях в работе с родителями
Делая анализ деятельности педагогов ДОО, можно выделить следующие трудности в работе с родителями:
- родители бывают несколько пассивны, не проявляют активного участия, сотрудничества с педагогом в решении проблем как группы, так и собственного ребенка – «пассивные» родители;
- встречаются родители, которые часто чем-то недовольны, несколько агрессивно воспринимают любые попытки педагога привлечь их к решению проблем ребенка – «конфликтные» родители;
- родители, которые активно вмешиваются в работу группы, пытаются дать указания об организации работы с детьми – «очень активные» родители;
- родители, которые очень тревожно реагируют на любое высказывание педагога и очень беспокоятся по любому поводу – «тревожные» родители.
Причины такого поведения родителей – в отсутствии доверия, в недостаточном осознании важности и специфики дошкольного периода в развитии ребенка, в отсутствии информации о дошкольном отделении и его работе и в индивидуальных особенностях самих родителей.
Причинами сложностей организации проведения мероприятий являются:
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
8
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.
Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных
5
специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.
В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:
- определение целей и задач,
- составление плана акции,
- интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),
- различные формы работы с детьми;
- совместные мероприятия с родителями и детьми;
- подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.
Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.
При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.
Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
6
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
О трудностях в работе с родителями
Делая анализ деятельности педагогов ДОО, можно выделить следующие трудности в работе с родителями:
- родители бывают несколько пассивны, не проявляют активного участия, сотрудничества с педагогом в решении проблем как группы, так и собственного ребенка – «пассивные» родители;
- встречаются родители, которые часто чем-то недовольны, несколько агрессивно воспринимают любые попытки педагога привлечь их к решению проблем ребенка – «конфликтные» родители;
- родители, которые активно вмешиваются в работу группы, пытаются дать указания об организации работы с детьми – «очень активные» родители;
- родители, которые очень тревожно реагируют на любое высказывание педагога и очень беспокоятся по любому поводу – «тревожные» родители.
Причины такого поведения родителей – в отсутствии доверия, в недостаточном осознании важности и специфики дошкольного периода в развитии ребенка, в отсутствии информации о дошкольном отделении и его работе и в индивидуальных особенностях самих родителей.
Причинами сложностей организации проведения мероприятий являются:
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
Педагог дошкольного образовательного учреждения должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
7
Брошюра подготовлена воспитателем И.Ю.Перец,
педагогом-психологом А.В.Михеевой
МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик»
352750, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,
СТ. БРЮХОВЕЦКАЯ,
УЛ. О.КОШЕВОГО, 66
8(86156)33-6-10
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Современные формы сотрудничества с родителями ДОУ
ст. Брюховецкая
2014
«Современные формы сотрудничества с родителями ДОУ» Сост. Перец И.Ю., Михеева А.В. – ст. Брюховецкая: МАДОУ ДС №11 «Колокольчик», 2014 г.
В брошюре собран материал для воспитателей ДОО о современных формах сотрудничества с родителями, описан методологический аспект возникающих в работе с родителями трудностей, представлены рекомендации для организации успешного и эффективного общения с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы сотрудничества педагога с родителями.
Нетрадиционные формы сотрудничества с родителями:- родительские чтения;- родительские вечера;- тематические встречи;- индтвидуальные и групповые консультации....
Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями.
Материал данной презентации познакомит классных руководителей с разнообразными формами работы с родителями....
Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников
Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников...
Современные формы работы с родителями по приобщению школьников к художественной литературе
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, н...
Статья "Современные формы работы с родителями"
Содержание работы с родителями должно освещать широкий круг проблем, охватывать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов как школьников, так и дошкольников во многом обусловлено те...
Современные формы работы с родителями по приобщению школьников к художественной литературе
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, н...
Обмен педагогическим опытом. Современные формы работы с родителями
Современные формы работы с родителями...