Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа проектной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного воспитания, базисного учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7» и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 44.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №7»
городского поселения Талинка
(МКОУ «СОШ №7» г.п. Талинка)
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «СОШ №7»
___________ Горбунова А.В. __________Фаттахова Н.И.
«28» августа 2014г. Приказ № ___о/д от «29» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
для 1 – 4 класса базового уровня
Разработчик Шимон Светлана Владимировна
учитель первой квалификационной категории
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № 5 от «___» июня 2014г.
Руководитель МО__________ (Лакиза Н.В.)
г.п.Талинка
2014г.
Рабочая программа по проектной деятельности «Умники и умницы»
I.Пояснительная записка
Рабочая программа проектной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного воспитания, базисного учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7» и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», 2011г.
Рабочая программа по проектной деятельности адресована учащимся 1 – 4 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7» г.п.Талинка.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
*непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
*развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
*системность организации учебно-воспитательного процесса;
*раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цели программы:
• развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;
• формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.
Задачи программы
Обучающие:
• развивать самостоятельность ребенка;
• развивать способности к самообразованию;
• обучать умению планирования своей работы;
• закреплять и углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями.
Развивающие:
• создать условия к саморазвитию учащихся;
• развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;
• развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
• расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Воспитательные:
• воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
• воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
• основные этапы создания проекта;
Учащиеся должны уметь:
• вносить свои размышления и дополнительные решения;
• использовать приобретенные навыки для создания презентаций;
• использовать полученные в процессе обучения знания при работе с компьютерными программами (Word Microsoft PowerPoint)
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Оценка успешности проектной деятельности
Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления
процессом решения задач проектно-исследовательского обучения:
- мини-курсы;
- конференции;
- защиты исследовательских работ и творческих проектов и других.
У ребёнка должно сформироваться убеждение, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1.Самостоятельность работы над проектом;
2.Актуальность и значимость темы;
3.Полнота раскрытия темы;
4.Оригинальность решения проблемы;
5.Артистизм и выразительность выступления;
6.Как раскрыто содержание проекта в презентации;
7.Использование средств наглядности, технических средств.
II. Общая характеристика курса
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы, методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., 2011г., М.: издательство РОСТ.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.
В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Цель программы: Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.
2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.
4. Научить учащихся сначала совместно с учителем , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы .
5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.
8. Сформировать умение работать с информацией( сбор, систематизация, хранение, использование).
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
В курсе проектной деятельности осуществляются тесные межпредметные связи предметами: окружающий мир, литературное чтение, математика, русский язык, технология, изобразительное искусство.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ « СОШ № 7» г.п. Талинка на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости. Общее количество учебного времени составляет 135 часов.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
• ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку своей работы;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
• высказываться в устной и письменной формах;
• ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
• оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;
• видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• владеть монологической и диалогической формами речи.
V. Содержание учебного предмета
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
VI. Планируемые результаты изучения учебного курса
Ученик получит возможность научиться:
- выделять проблему;
- ставить цель исследования;
- формулировать гипотезу;
- выделять объект и предмет исследования;
- осуществлять анализ результатов;
- оценивать промежуточные и конечный результаты;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
VII. Тематическое планирование курса, предлагаемое авторами Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой, содержит избыточное количество часов ( 1класс- 36ч, 2- класс – 37 ч, 3 класс- 36ч, 4 класс-35ч), что позволило использовать вариативность при планировании учебного материала.
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты — проектант | 1 |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 |
5 | Этапы работы над проектом | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в учёных. Это интересно | 1 |
16 | Тест. «Чему ты научился?» | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 |
20 | Знаком ли ты с компьютером.? Программа МРР-Microsoft Power Point. | 1 |
21 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 |
27 | Играем в учёных. Это интересно | 1 |
28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 |
29 | Памятка жюри конкурсов | 1 |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
31 | Самоанализ — рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Играем в учёных. Это интересно | 1 |
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелание будущим проектантам | 1 |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 |
Всего | 34 |
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 |
5, 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 |
7, 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 |
11, 12 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 2 |
13, 14, 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
16, 17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 |
18, 19 | Программа МРР. Дизайн | 2 |
20, 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 |
22, 23 | Требования к компьютерной презентации. Роwег Роint | 2 |
24, 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 |
26, 27, 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 |
29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 1 |
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 |
32 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта - учитель; консультанты - родители; помощники - друзья; Мудрый Дельфин.) | 1 |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 |
Всего | 34 |
4 класс
№ задания | Тема | Кол-во часов |
1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 |
2 | Виды проектов | 1 |
3 | Исследовательско-творческий проект | 1 |
4 | Творческий проект | 1 |
5, 6 | Ролево-игровой проект | 2 |
7, 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | 2 |
9, 10 | Информационно-исследовательский проект | 2 |
11 | Информационно-ориентированный проект | 1 |
12 | Практико-ориентированный проект | |
13, 14 | Монопредметный проект | 2 |
15 | Межпредметный проект | 1 |
16 | Виды презентационных проектов | 1 |
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции | 1 |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 |
'20, 21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 2 |
22, 23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 |
24 | Типичные ошибки проектантов | 1 |
26 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 |
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 |
27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 |
28 | Практическая работа | 1 |
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 |
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 |
31 | Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
34 | Советы мудрого Дельфина на лето | 1 |
Всего | 34 |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для обучающихся:
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
- 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
- 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Рекомендуемая литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)
Цель занятий кружка «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....