Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс) на тему

     Рабочая программа проектной деятельности «Умники и умницы»  составлена на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного воспитания, базисного учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7» и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №7»

городского поселения Талинка

(МКОУ «СОШ №7» г.п. Талинка)

«Согласовано»                                                                      «Утверждаю»                    

Заместитель директора по УВР                                      Директор МКОУ «СОШ №7»

___________ Горбунова А.В.                                       __________Фаттахова Н.И.

«28» августа 2014г.                                                  Приказ № ___о/д   от «29» августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности «Умники и умницы»

                                                           для 1 – 4 класса базового уровня

Разработчик  Шимон Светлана Владимировна

                                                                           учитель первой квалификационной категории

Программа  рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 5  от «___» июня 2014г.

Руководитель МО__________ (Лакиза Н.В.)

г.п.Талинка

2014г.

Рабочая программа    по проектной деятельности «Умники и умницы»

I.Пояснительная записка

     Рабочая программа проектной деятельности «Умники и умницы»  составлена на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного воспитания, базисного учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7» и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», 2011г.

     Рабочая программа по проектной деятельности  адресована учащимся 1 – 4   классов     Муниципального казённого общеобразовательного  учреждения «средняя общеобразовательная школа №7» г.п.Талинка.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его

 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

*непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

*развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

*системность организации учебно-воспитательного процесса;

*раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цели программы:

• развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;

• формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи программы

Обучающие:

 развивать самостоятельность ребенка;

• развивать способности к самообразованию;

• обучать умению планирования своей работы;

• закреплять и углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями.

Развивающие:

 создать условия к саморазвитию учащихся;

• развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;

• развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;

• расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Воспитательные:

• воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;

• воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

• основные этапы создания проекта;

Учащиеся должны уметь:

• вносить свои размышления и дополнительные решения;

• использовать приобретенные навыки для создания презентаций;

• использовать полученные в процессе обучения знания при работе с компьютерными программами (Word Microsoft PowerPoint)

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Оценка успешности проектной деятельности

 Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления

процессом решения задач проектно-исследовательского обучения:

  • мини-курсы;
  •  конференции;
  •  защиты исследовательских работ и творческих проектов и других.

У ребёнка должно сформироваться убеждение,  что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.Самостоятельность работы над проектом;

2.Актуальность и значимость темы;

3.Полнота раскрытия темы;

4.Оригинальность решения проблемы;

5.Артистизм и выразительность выступления;

6.Как раскрыто содержание проекта в презентации;

7.Использование средств наглядности, технических средств.

                                         II. Общая характеристика курса

 Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы, методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., 2011г., М.: издательство РОСТ.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.

В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Цель  программы:   Развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-  исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов.
Задачи:
1.  Сформировать  у  учащихся  стойкую   положительную  мотивацию  к  их   проектно-  исследовательской  деятельности.
2.  Сформировать  позитивную  самооценку,  самоуважение.
3.  Вооружить  школьников теоретическими знаниями  и  специальной  терминологией   основ  проектно-  исследовательской  деятельности.
4.  Научить   учащихся  сначала  совместно  с  учителем  ,  а  затем    под  его  руководством  и  самостоятельно  на  практике  выполнять проектно-  исследовательские  работы .
5.  Сформировать  коммуникативную  компетентность  в  сотрудничестве( умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении).
6.  Сформировать  способности  к  организации  своей  деятельности  и  деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой  деятельностью.
7.  Сформировать  умение  решать  творческие  и  проблемные  задачи.
8.  Сформировать  умение  работать  с  информацией( сбор,  систематизация, хранение, использование).

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

В курсе проектной деятельности   осуществляются тесные межпредметные связи предметами: окружающий мир, литературное чтение, математика, русский язык, технология, изобразительное искусство.

Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете,  библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

                   

III.   Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ  « СОШ № 7» г.п. Талинка  на проектную деятельность в 1- 4  классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости. Общее количество учебного времени составляет 135 часов.

 

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

• ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку своей работы;

• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

• высказываться в устной и письменной формах;

• ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

• оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;

• видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• владеть монологической и диалогической формами речи.

                                  V. Содержание учебного предмета

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

                          VI. Планируемые результаты изучения учебного курса

Ученик получит возможность научиться: 

  • выделять  проблему;
  • ставить цель исследования;
  • формулировать  гипотезу;
  • выделять объект и предмет исследования;
  • осуществлять анализ результатов;
  • оценивать промежуточные и конечный результаты;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 VII. Тематическое планирование курса, предлагаемое авторами Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой, содержит избыточное количество часов ( 1класс- 36ч, 2- класс – 37 ч, 3 класс- 36ч, 4 класс-35ч), что позволило  использовать вариативность при планировании учебного материала.

2 класс

Тема

Кол-во часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты — проектант

1

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями

1

4

Выбор помощников в работе над проектом

1

5

Этапы работы над проектом

1

6

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

1

7

Проблема. Решение проблемы

1

8

Выработка гипотезы-предположения

1

9

Цель проекта

1

10

Задачи проекта

1

11

Сбор информации для проекта

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Играем в учёных. Это интересно

1

16

Тест. «Чему ты научился?»

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»

1

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

1

20

Знаком ли ты с компьютером.? Программа МРР-Microsoft Power Point.

1

21

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

24

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

1

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

26

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

27

Играем в учёных. Это интересно

1

28

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

29

Памятка жюри конкурсов

1

30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

31

Самоанализ — рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

32

Играем в учёных. Это интересно

1

33  

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелание будущим проектантам

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Всего

34

3 класс

Тема

Кол-во часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

1

5, 6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

7, 8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

11, 12

Практическая работа. Создание мини-постера.

2

13, 14, 15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

16, 17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

18, 19

Программа МРР. Дизайн

2

20, 21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

22, 23

Требования к компьютерной презентации. Роwег Роint

2

24, 25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

2

26, 27, 28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

3

29

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

1

30

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

31

Твои впечатления от работы над проектом

1

32

Пожелания будущим проектантам

1

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта - учитель; консультанты - родители; помощники - друзья; Мудрый Дельфин.)

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Всего

34

4 класс

№ задания

Тема

Кол-во часов

1

Твои новые интересы и увлечения

1

2

Виды проектов

1

3

Исследовательско-творческий проект

1

4

Творческий проект

1

5, 6

Ролево-игровой проект

2

7, 8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

2

9, 10

Информационно-исследовательский проект

2

11

Информационно-ориентированный проект

1

12

Практико-ориентированный проект

13, 14

Монопредметный проект

2

15

Межпредметный проект

1

16

Виды презентационных проектов

1

17

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции

1

18

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

'20, 21

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

2

22, 23

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

2

24

Типичные ошибки проектантов

1

26

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

26

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой

1

27

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

1

28

Практическая работа

1

29

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

30

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

1

31

Программа  MicrosoftOfficeWord.  Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев

1

32

Твои впечатления от работы над проектом

1

33

Пожелания будущим проектантам

1

34

Советы мудрого Дельфина на лето

1

Всего

34

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного  процесса

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

  • 1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • 2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя: 

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Рекомендуемая  литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....