Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"
рабочая программа на тему

Пономарева Ольга Юрьевна

Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samarskaya_luka.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

 Целью курса Самарская Лука является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Академик  Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».

Главная цель:  развитие у учащихся  познавательных интересов к родному краю. 

Основные задачи программы:

  • создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности     общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
  • воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
  • формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

Содержание программы

Рабочая программа  «Самарская Лука» разработана с целью расширения знаний по окружающему миру и активизации двигательной активности младших школьников  во внеурочное время.

Содержание программы направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.

Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Содержание программы отвечает требованиям организации внеурочной деятельности, содержит полезную информацию,  интересные факты  о Самарской Луке.

Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Окружающий мир» и «Литературное чтение».

Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Самарская Лука» разработана в соответствии с ФГОС НОО и соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в ГБОУ СОШ № 10  г.о. Жигулевск.

Особенности реализации программы

Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в режиме реализации ГБОУ СОШ № 10 г.о. Жигулевск модели внеурочной деятельности.  Виды деятельности: беседы, викторины, экскурсии,  наблюдения.

Место программы в учебном плане

Программа предназначена для учащихся  3  классов.  Курс рассчитан на 34 часа в год, с проведением занятий 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.

Для успешного проведения занятий используются СОТ: работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ-технологии. Занятия проводятся как  внеаудиторно (70%)  и  аудиторно (30%),: на экскурсии , на прогулке, в библиотеке, компьютерном классе, в актовом зале, и т.д.  

Место проведения занятий:

- национальный парк,

- улицы города, парки, скверы,

- читальные залы библиотек,

- компьютерный класс,

- краеведческий музей.

Для реализации данной программы  в ГБОУ СОШ № 10 созданы все необходимые условия: мобильный компьютерный класс, доступ к интернет ресурсам, библиотека, инвентарь для игровых программ.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Самарская Лука»

Требования к знаниям и умениям, приобретённые обучающимися в процессе занятий по данной программе.

Должны знать:

  • название национального парка;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • основные правила поведения в окружающей среде;
  • историю Самарской Луки;
  • достопримечательности родного края.

Должны уметь:

  • уметь наблюдать за изменениями в живой и неживой природе;
  • раскрывать особенности внешнего вида растений и животных;

Требования к универсальным учебным действиям, сформированные обучающимися в процессе занятий по данной программе.

Познавательные общеучебные действия:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение, классификацию.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов;
  • диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка, коррекция.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков и  самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

Мониторинг успешности достижения планируемых результатов

Диагностика осуществляется в следующих формах:

  • наблюдение в процессе проведения дидактических игр, организации дискуссий;
  • защита исследовательских проектов.

Подведение итогов проходит в виде обобщающей игровой программы.

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. (Приложение 1)

Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.

Содержание программы

  1. Мой край -  Самарская Лука. Вводное занятие. 4ч.
  2. История освоения Самарской Луки. 4ч.
  3. Природа Самарской Луки. 4ч.
  4. Растительный мир Самарской Луки. 4ч.
  5. Животный мир Самарской Луки.
  6. Легенды и сказы Самарской Луки. 4ч.
  7. Особо охраняемые природные территории Самарской Луки. (Национальный парк «Самарская Лука»; Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина) 4ч.
  8. История экологического движения в защиту Самарской Луки. 4ч.
  9. Достопримечательности Самарской Луки. 2ч.

Список литературы:

  1. http://www.npsamluka.ru/
  2. http://samarluka.ru/
  3. http://www.zhiguli-tour.ru/samarskaya-luka/
  4. http://samluka.org/
  5. http://www.museum.ru/m3174


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"

Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"...