Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samarskaya_luka.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Целью курса Самарская Лука является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Академик Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Главная цель: развитие у учащихся познавательных интересов к родному краю.
Основные задачи программы:
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
- воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
- формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Содержание программы
Рабочая программа «Самарская Лука» разработана с целью расширения знаний по окружающему миру и активизации двигательной активности младших школьников во внеурочное время.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Содержание программы отвечает требованиям организации внеурочной деятельности, содержит полезную информацию, интересные факты о Самарской Луке.
Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Окружающий мир» и «Литературное чтение».
Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Самарская Лука» разработана в соответствии с ФГОС НОО и соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в ГБОУ СОШ № 10 г.о. Жигулевск.
Особенности реализации программы
Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в режиме реализации ГБОУ СОШ № 10 г.о. Жигулевск модели внеурочной деятельности. Виды деятельности: беседы, викторины, экскурсии, наблюдения.
Место программы в учебном плане
Программа предназначена для учащихся 3 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, с проведением занятий 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Для успешного проведения занятий используются СОТ: работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ-технологии. Занятия проводятся как внеаудиторно (70%) и аудиторно (30%),: на экскурсии , на прогулке, в библиотеке, компьютерном классе, в актовом зале, и т.д.
Место проведения занятий:
- национальный парк,
- улицы города, парки, скверы,
- читальные залы библиотек,
- компьютерный класс,
- краеведческий музей.
Для реализации данной программы в ГБОУ СОШ № 10 созданы все необходимые условия: мобильный компьютерный класс, доступ к интернет ресурсам, библиотека, инвентарь для игровых программ.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Самарская Лука»
Требования к знаниям и умениям, приобретённые обучающимися в процессе занятий по данной программе.
Должны знать:
- название национального парка;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- основные правила поведения в окружающей среде;
- историю Самарской Луки;
- достопримечательности родного края.
Должны уметь:
- уметь наблюдать за изменениями в живой и неживой природе;
- раскрывать особенности внешнего вида растений и животных;
Требования к универсальным учебным действиям, сформированные обучающимися в процессе занятий по данной программе.
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь.
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия;
- прогнозирование уровня усвоения;
- оценка, коррекция.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков и самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Диагностика осуществляется в следующих формах:
- наблюдение в процессе проведения дидактических игр, организации дискуссий;
- защита исследовательских проектов.
Подведение итогов проходит в виде обобщающей игровой программы.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. (Приложение 1)
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.
Содержание программы
- Мой край - Самарская Лука. Вводное занятие. 4ч.
- История освоения Самарской Луки. 4ч.
- Природа Самарской Луки. 4ч.
- Растительный мир Самарской Луки. 4ч.
- Животный мир Самарской Луки.
- Легенды и сказы Самарской Луки. 4ч.
- Особо охраняемые природные территории Самарской Луки. (Национальный парк «Самарская Лука»; Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина) 4ч.
- История экологического движения в защиту Самарской Луки. 4ч.
- Достопримечательности Самарской Луки. 2ч.
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"
Программа внеурочной деятельности "Самарская Лука"...