Педагогическое эссе "Я - учитель, а это значит...".
статья на тему
Каждый человек в душе мечтатель. А.Грин сказал, что «детство живет в человеке до самой старости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya_uchitel_a_eto_znachit.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма Районный конкурс педагогических разработок в учебно–воспитательной среде «Радуга содружества»
Номинация « Лучшие педагогические эссе» по теме «Я - учитель, а это значит…» Важенина Г.П., учитель начальных классов первой квалификационной категории
|
« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».
Г.П. Петелина
Каждый человек в душе мечтатель. А.Грин сказал, что «детство живет в человеке до самой старости». У меня же склонность к профессии проявилась довольно рано, ещё в детстве. Мои подруги играли во «врачей», «актрис», «продавцов»… Ну, а я всегда была «учительницей». Мне нравилось быть умнее своих бессловесных кукол, нравилось, когда мои указания выполнялись, а я ставила оценки. В школе я увидела настоящих учителей, и понимание профессии очень изменилось. Моя учительница была не только самой умной, но и самой красивой, самой доброй, самой замечательной.
Огромную роль в выборе моей профессии также сыграла учительница Ныдинской средней школы – интернат Юганпелик Агния Александровна. Когда я училась в 7 классе, меня с моей подружкой, Татьяной Архиповой, попросили помочь провести внеклассное мероприятие с ребятами – второклассниками. Тогда у нас были обязанности, поручения, активность приветствовалась, особенно перед вступлением в ряды ВЛКСМ. И это был первый «звоночек». Очень понравилось выискивать материал из детской периодической печати в журналах «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Пионер» (интернета, компьютера в то время у нас не было) , рисовать, разучивать игры, песни, хороводы к праздникам. Мы готовили и проводили политинформации, викторины, ходили на экскурсии, в библиотеку. Ребята нас ждали и встречали с радостью. С каким интересом они слушали, какие вопросы задавали! Мы старались ответить на все, даже порой и к взрослым обращаться приходилось, и к Агнии Александровне. Я заинтересовалась, после уроков приходила к ней в кабинет, смотрела как она проверяет тетради, готовится к проведению уроков. Она рассказывала и показывала всё, что меня интересовало.
Это удивительный человек, добрый, отзывчивый, всегда с улыбкой на лице. Дети её очень любили, и мне хотелось быть похожей на неё.
А в 5- 6 классах мы ходили на уроки труда (теперь – технологии) в столярную мастерскую к Спрынчану Михаилу Ивановичу (мы все звали его - Миханыч). Как терпеливо, не повышая голоса, он учил нас, девчонок и мальчишек, зажимать в тиски доски и бруски, направлять рубанок, ножовку, напильником точить её. Мы изготавливали гардины, полочки для полотенец, шкатулки. Гардина и полочка долго служили дома на кухне. Потом у нас были уроки домоводства, но те «жизненные» уроки пригодились в жизни. С теплотой вспоминаю Анну Григорьевну Спрынчан – учителя физики, которая до сих пор работает, Валентину Ивановну Ануфриеву- математика, Лидию Семёновну Витязеву ( Афанасову) – историка, Марию Павловну Терентьеву –учителя русского языка и литературы и нашего строгого, в то время директора школы,– Ситнер Светлану Гавриловну. Это учителя с большой буквы, было и есть на кого равняться и с кого брать пример.
Поступив в педагогическое училище, я поняла, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем. Мне дали глубокие, обширные знания. Но, пожалуй, ещё более важно, что мне дали в училище, затем в институте, знания педагогики и психологии, показали направление саморазвития и самосовершенствования. Передо мной ожили лучшие примеры отечественной педагогики. Педагогический опыт А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш. Амонашвили и многих других помогал мне выбрать правильный путь и вселял уверенность, что можно стать настоящим учителем.
Но институт не выпускает «готовых учителей». Это я поняла, когда переступила порог школы. И передо мной встала новая проблема: не все же становятся гениями педагогического труда. И я себя не отношу к ним, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, в оценке себя принципиальным, но терпимым к недостаткам детей. Как реализовать себя, раскрыть все свои потенциальные возможности и помочь это сделать своим ученикам?
Ещё пустынен класс, но как во сне
Иду меж парт, начало осязая.
И вдруг слова на ум приходят мне,
Что здесь мой мир, я чувствую, я знаю.
Я вхожу в класс и вижу глаза моих учеников. В одних – настороженность , в других – интерес, в-третьих – надежда.. Какие они разные ! Как часто внешние стремления и затаённые желания не совпадают. Мне надо почувствовать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что ждет он…
Школа, как и всё, держится на трёх китах: учитель, ученик, семья. Всё начи-
нается со школы, а в школе всё начинается с учителя, а значит с меня, потому что я - учитель.
Семья! А у меня ведь тоже дома семья, муж, дети. Я большую часть своего времени провожу в школе – уроки, совещания, педсоветы… Мои собственные дети ( а у меня их двое – сын и дочь) не дополучали порой того, что я отдаю своим ученикам. Сейчас они вырослые, у них свои дети и они с пониманием относятся ко мне. Я не понимала родителей, которые мало уделяли внимания своим детям – не проверяли домашнее задание, не посещали родительские собрания, пока сама не стала мамой, родительницей, и поняла, как это трудно совмещать. Вот уже 32 года рядом со мной мой муж, который всегда поможет и в домашних делах, и во всём другом. Но, у многих родителей воспитание сводится к зарабатыванию денег, чтобы обуть, одеть, накормить, а нам говорят: «Вы – учителя, вот и учите».
Школа для меня - это мир творчества, где особый дух (микроклимат), который создаёт условия для самореализации личности. От меня зависит, полюбит ли ребёнок школу и процесс познания и будет с тёплым чувством вспоминать школьные годы или возненавидит их навсегда.
Учитель начальных классов - это проводник для входящего в многогранный мир малыша. Он просто обязан быть психологом, медиком, талантливым воспитателем и разносторонним педагогом, терпеливым и интересным.
Профессия «учитель» – мать всех профессий. Учитель может заложить в ребёнке самые разнообразные знания, умения, которые проявятся в его дальнейшей жизни. На сегодняшний день я пришла к выводу, что надо давать такие знания, которые пригодятся в жизни и принесут пользу самому ученику и обществу в целом.
Есть в школе уроки литературы и русского языка, математики и окружающего мира. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но я учу всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он сам в гневе и в покое, в радости и в печали. Я непрерывно воспитываю детей всем своим обликом и поведением.
Пускай во всём, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты.
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Я учитель , но когда надо, я артист, художник, потребуется – писатель, певец.
Я не только формирую знания, умения, навыки, но и помогаю каждому ребенку раскрыться как личности, развиваю желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.
Я счастлива, что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир!
Я счастлива, что могу отдать тепло своей души!
Я счастлива, что вижу результат своего труда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Я учитель, а это значит"
Убеждена, что в школе должны работать люди неравнодушные к детям, те, которые являются примером во всем, вызывают желание подражать им, настоящие учителя. Они должны вкладывать в свою работу не только...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....
Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»
В ходе семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...
Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 году в номинации «Лучший учитель»
Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 годув номинации «Лучший учитель»...
Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.
Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...
"Педагогическая техника учителя как элемент педагогического мастерства"
Данный материал может быть использован для выступления на педсовете, МО, а также для самообразования....