"Дорогами в мир русских народных сказок"
план-конспект занятия на тему
« Дорогами в мир русских народных сказок».
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива - учить работать сообща; развивать память, воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
мультимедиа проектор;
предварительная работа: Чтение сказок, пересказы детей и беседы.
Ход мероприятия:
Вступительное слово
§ Здравствуйте, дорогие друзья! 1
Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего занятия, тема которого «дорогами в мир русских народных сказок».
§ Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей) 2
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
§ А почему сказки называют народными? (Ответ детей)3
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами учитесь их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал.
Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
§ В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем, сказке: “Заходи”. 4
§ Что такое сказка?
Вот как дается объяснение слова сказка в словаре русского языка.
Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил. 5
Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.
А СЕЙЧАС МЫ перейдем к ТУРНИРу ЗНАТОКОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Для этого разделимся на 2 команды. Дайте название вашей команде. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон. Какая команда больше наберёт жетонов, та и победит.
§ Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка.
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар и мал
От нее не задремал. 6
§ В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте мне, чьи эти вещи. 7
§ кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”); 8
§ зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”); 9
§ золотое яйцо (“Курочка Ряба”); 10
§ жар-птицу (“Жар-птица и Василиса-царевна”); 11
§ лягушка (“Царевна-лягушка”); 12
§ бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”); 13
§ К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Давайте посмотрим. 14 и
§ Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох – засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это… (репка). 15
§ Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (колобок). 16
§ Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя). 17
§ Очень расстроена.
Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”). 18
§ Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”). 19
§ Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки 20
§ На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
- Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.
- Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки. (Мужик и медведь21)
§ – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?
- Съешь моего лесного яблочка,- скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся. (Гуси-лебеди) 22
§ – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, ты поди, догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. - Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала. (Хаврошечка) 23
§ В названиях следующих сказок есть ошибки – давайте найдем их найдем их.
1«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
2«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
3«Волк и семеро котят» – «Волк и семеро козлят».
4«Петушок и гороховое зернышко» – «Петушок и бобовое зернышко». 24
5«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
6«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
7«По рыбьему велению» – «По щучьему велению»
8«Заюшкин домик» – «Зающкина избушка». 25
Последнее задание - Кому принадлежат эти слова из сказки? 26
§ "Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка") 27
§ "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко) 28
§ "Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка) 29
§ «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок) 30
§ "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).31
§ "Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша) 32
§ "Фу-фу, русского духа слыхом - не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга) 33
§ Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Она живет в любом дому
И странствует по странам. А почему?
Да потому, что без нее нельзя нам! 34
§ Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) 35
§ Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать - слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
§ Подведение итогов. 36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина...
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....
Путешествие по дорогам русских народных сказок. Презентация
материал для урока...
Конкурс: «По дорогам русских народных сказок»
Цели и задачи:1) воспитывать любовь к чтению, к книге, развивать читательский интерес...
вопросы Викторины. По дорогам русских народных сказок
Литературная викторина.По дорогам русских народных сказок...
Литературная игра "По дорогам русских народных сказок"
Литературная игра рекомендуется для 2-3 классов. Это командная игра, требующая предварительной подготовки (чтение сказок). Интересные задания, заставляют ребят мыслить креативно....