Литературная игра "По дорогам русских народных сказок"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Литературная игра рекомендуется для 2-3 классов. Это командная игра, требующая предварительной подготовки (чтение сказок). Интересные задания, заставляют ребят мыслить креативно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная игра "По дорогам русских народных сказок" | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная игра
«По дорогам русских народных сказок»
Подготовила учитель МБОУ СОШ № 10г. Владимира Венкова С.С.
Задачи:
- создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
- способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;
- развивать любознательность, внимательность и читательскую память.
Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
К данной игре следует прочитать следующие русские народные сказки:
1. «Заюшкина избушка». 2. «Репка». 3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 4. «Курочка ряба». 5. «Гуси-лебеди». 6. «Морозко» 7. «По щучьему велению» 8. «Снегурочка»
9. «Царевна-лягушка» 10. «Колобок» 11. «Теремок» 12. «Волк и семеро козлят» 13. «Лиса и Журавль» 14. «Маша и медведь» 15. «Три медведя»
Оформление:
Выставка рисунков по русским народным сказкам, плакаты.
Оборудование:
телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, силуэты героев сказок из цветной бумаги
Место проведения: актовый зал. Время проведения: 40 минут.
Содержание игры:
- Организационный момент.
Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)
- Вступительное слово.
Ведущая: - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду.
Ученик 1.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
- Представление команд.
Ведущая: - Ребята, в нашей игре участвуют команды:
1А класс - _______________, 1Б класс _____________1В класс ___________
- Конкурсы:
РАЗМИНКА
- Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
- В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
- Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
- Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
- Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
- В сказке «Маша и медведь» где была девочка, когда медведь нёс пирожки деду с бабаой? (в коробе)
- Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)
- Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен?».(«Колобок»)
- В какой сказке мышка помогла девочке спасти своего брата? (Гуси-Лебеди)
- Самое первое желание Емели? ( Шагайте, вёдра, сами домой)
- Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?»(«Морозко»)
- В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса)
- Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль).
- На каких ножках стоит дом Бабы-Яги? (на курьих)
- Кто мог влезть в одно ушко, а вылезти в другое и вся трудная работа была сделана? (Хаврошечка)
СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ Конкурс «Филфорд»
Ведущая: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово и его зачеркнуть.
у | м | е | д | в | е | д | ь | ю | ё |
л | р | п | в | о | л | к | ш | э | ж |
п | е | т | у | х | т | и | м | с | и |
к | ч | м | ы | ш | к | а | л | б | к |
х | з | щ | ш | г | д | е | д | о | т |
л | у | ь | а | п | л | и | с | а | к |
н | е | к | р | е | п | з | а | я | ц |
г | а | с | ь | т | г | у | с | и | м |
ю | м | а | ш | а | н | с | л | ч | и |
з | к | о | з | а | ч | ц | к | а | й |
Ответы: медведь, волк, петух, мышка, дед, лиса, заяц , гуси, Маша, коза.
КТО ОН? «Телеграммы»
Ведущая:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»
(Журавль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
ПУТАНИЦА
Ведущая: Необходимо вспомнить и дать правильно названия сказок. Напишите правильно!
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза огромны» «У страха глаза велики»
«Пирожок» - «Колобок»
«Петушок и гороховое зернышко» - «Петушок и бобовое зёрнышко»
«Заюшкин домик» - «Заюшкина избушка»
АЙ ДА СКАЗКА!
Ведущая: - Ребята, в сказках часто повторяются фразы. Они на слуху, просто вспомните! Я начну, а вы продолжите.
- Сказка – ложь, да в ней – намек. (Дети: Добрым молодцам урок).
- Я там был. Мед-пиво пил. (Дети: По усам текло, а в рот не попало).
- Тут и сказке – конец, (Дети: а кто слушал – молодец).
- Растет не по дням, (Дети: а по часам).
- Кто в тереме живет? (Дети: Кто в не высоком живет?)
- Скоро сказка сказывается, (Дети: Да нескоро дело делается).
Я ЧИТАТЕЛЬ
Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. ( Царевна-лягушка. Русская народная сказка)
Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. (По щучьему веленью. Русская народная сказка)
«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди. Русская народная сказка)
ОТГАДАЙ
Ведущая: Ребята, отгадайте загадки. И сложите пазлы. Назовите сказку. (работа группой)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.
Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги.
Ведущая: - Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!
Приложение 1.
у | м | е | д | в | е | д | ь | ю | ё |
л | р | п | в | о | л | к | ш | э | ж |
п | е | т | у | х | т | и | м | с | и |
к | ч | м | ы | ш | к | а | л | б | к |
х | з | щ | ш | г | д | е | д | о | т |
л | у | ь | а | п | л | и | с | а | к |
н | е | к | р | е | п | з | а | я | ц |
г | а | с | ь | т | г | у | с | и | м |
ю | м | а | ш | а | н | с | л | ч | и |
з | к | о | з | а | ч | ц | к | а | й |
у | м | е | д | в | е | д | ь | ю | ё |
л | р | п | в | о | л | к | ш | э | ж |
п | е | т | у | х | т | и | м | с | и |
к | ч | м | ы | ш | к | а | л | б | к |
х | з | щ | ш | г | д | е | д | о | т |
л | у | ь | а | п | л | и | с | а | к |
н | е | к | р | е | п | з | а | я | ц |
г | а | с | ь | т | г | у | с | и | м |
ю | м | а | ш | а | н | с | л | ч | и |
з | к | о | з | а | ч | ц | к | а | й |
у | м | е | д | в | е | д | ь | ю | ё |
л | р | п | в | о | л | к | ш | э | ж |
п | е | т | у | х | т | и | м | с | и |
к | ч | м | ы | ш | к | а | л | б | к |
х | з | щ | ш | г | д | е | д | о | т |
л | у | ь | а | п | л | и | с | а | к |
н | е | к | р | е | п | з | а | я | ц |
г | а | с | ь | т | г | у | с | и | м |
ю | м | а | ш | а | н | с | л | ч | и |
з | к | о | з | а | ч | ц | к | а | й |
Телеграмма 1
«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»
___________________________________________
Телеграмма 2
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
______________________________________________
Телеграмма 3
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
_____________________________________________
Путаница 1.
«Петушок Ряба» – ________________________
«Даша и медведь» – _________________________.
«Волк и семеро ягнят» - ________________________.
«Утки-лебеди» – __________________________.
«Лисичка с кастрюлькой» – _______________________.
«По рыбьему велению» – _________________________.
«У страха глаза огромны» - _______________________
«Пирожок» - _______________
«Петушок и гороховое зернышко» - _________________
«Заюшкин домик» - __________________________
Путаница 2.
«Петушок Ряба» – ________________________
«Даша и медведь» – _________________________.
«Волк и семеро ягнят» - ________________________.
«Утки-лебеди» – __________________________.
«Лисичка с кастрюлькой» – _______________________.
«По рыбьему велению» – _________________________.
«У страха глаза огромны» - _______________________
«Пирожок» - _______________
«Петушок и гороховое зернышко» - _________________
«Заюшкин домик» - __________________________
Путаница 3.
«Петушок Ряба» – ________________________
«Даша и медведь» – _________________________.
«Волк и семеро ягнят» - ________________________.
«Утки-лебеди» – __________________________.
«Лисичка с кастрюлькой» – _______________________.
«По рыбьему велению» – _________________________.
«У страха глаза огромны» - _______________________
«Пирожок» - _______________
«Петушок и гороховое зернышко» - _________________
«Заюшкин домик» - __________________________
«Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу».
«Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь»
«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…»
РАЗМИНКА
СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ
КТО ОН?
ПУТАНИЦА
АЙ-ДА СКАЗКА!
Я - ЧИТАТЕЛЬ
ОТГАДАЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение "Виды русских народных сказок...", 2 класс
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных"...
"Дорогами в мир русских народных сказок"
« Дорогами в мир русских народных сказок». Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; спо...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....
Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива»
Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива» ...
Путешествие по дорогам русских народных сказок. Презентация
материал для урока...
Конкурс: «По дорогам русских народных сказок»
Цели и задачи:1) воспитывать любовь к чтению, к книге, развивать читательский интерес...
вопросы Викторины. По дорогам русских народных сказок
Литературная викторина.По дорогам русских народных сказок...
- Мне нравится (1)