Урок риторики по теме "Поздравление"
план-конспект урока на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Урок открытия новых знаний по деятельностной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок на тему "Поздравление"51.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РИТОРИКИ

Тема. Поздравление.

      Дидактическая цель урока:

       усвоение учащимися особенностей поздравления, его структуры и средств выражения,

       обучение умению составлять поздравления в устной и письменной форме,

       формирование установки на внимание к адресату, учету его интересов, характера.

       Задачи:

       - способствовать формированию организационной, коммуникативной

   и оценочной компетентностей учащихся;

       - воспитывать вежливое, внимательное отношение к окружающим людям.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемно-диалогические, практические.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

 фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Средства обучения: учебник-тетрадь, поздравительные открытки, опорные слова на карточках.

Ход урока.

         1. Мотивация к учебной деятельности (создаются условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки).

         Ребята, сегодня предпоследний день календарной зимы, наступает весна и она несет  нам немало  приятных событий. Каких?... Конечно, одно из них – праздник 8 Марта. Кого вы будете поздравлять в этот день?... Хотели бы вы, чтобы ваши поздравления были грамотными, красивыми и искренними, чтобы их было приятно слушать или читать?...Итак, тема нашего урока?...(Открывается запись на доске.) Чему же мы будем учиться на уроке?... Поздравление – это один из видов речевого жанра, а когда мы применяем наши речевые знания и  умения, мы учимся успешному общению. А умение общаться – это одна из составляющих успешности человека.  

                

        2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном      действии.

         А может быть, мы умеем поздравлять и не надо этому учиться? Давайте попробуем составить поздравление, которое будет написано или произнесено. Адресата и событие выберите сами. (Выслушивается несколько ответов) Все ли у ребят получилось хорошо?

       

         3. Выявление места и причины затруднения.

         В чем вы затруднились?...Поздравляли, в основном, близких, события -  дни рождения или праздники. И самое главное затруднение – это пожелания, они у вас получились какими-то однообразными, как будто все поздравляли одного человека.

       

        4. Построение проекта выхода из затруднения путем проблемного диалога и          реализация построенного проекта.

        У меня в руках две открытки, это поздравления от моих бывших учеников. Посмотрите, как они оформлены, послушайте написанные на них поздравления и предположите, какое из них мне больше понравилось. Ваши предположения, и верные и неверные, помогут нам узнать необходимые нам сведения.

        На первой открытке  напечатан только исходный текст, на  второй – рукописный текст:

                          1. Мы с Вами столько нового узнали,

                                Вы дарите души своей тепло!

                           И с каждым днем все больше понимаем –

                                Нам с вами очень-очень повезло!

                             Желаем Вам во всем большой удачи

                                 И чтоб сбылась заветная мечта,

                              Жизнь Ваша становилась только ярче,

                               Цветы чтоб окружали Вас всегда!

                               Спасибо за любовь и за терпенье,

                                За радость достижений и побед!

                             Улыбок Вам, в работе – вдохновения

                                 И много впереди чудесных лет!

                           2. Дорогая Светлана Захаровна!            

 От всей души поздравляем Вас с этим замечательным праздником – Днем учителя!

 Желаем Вам, чтобы Вы никогда не болели, чтобы в вашей семье все было хорошо, и чтобы

 у Вас  всегда были умные и послушные ученики. Мы Вас помним и любим!

                                           7а класс;   04 . 10. 12

       (Выслушиваются предположения детей,  они обосновывают свое мнение.)

      Я была рада  обоим поздравлениям, но получить второе поздравление мне было гораздо приятнее. Почему? Подумайте сами… Во-первых, если я по рассеянности оставила бы первую открытку в учительской, любой учитель, прочитав ее, мог бы принять это поздравление в свой адрес. Почему?... Да, в нем нет обращения ко мне. Во-вторых, если честно признаться, я не помню, какой мой выпуск поздравил меня этой открыткой – 7ой класс, 11ый или те ребята, которые уже закончили школу? Почему я не помню этого?... Здесь нет подписи. А почему мне пришлось по душе поздравление из 2ой открытки?...  . Оно было составлено самими детьми, в нем есть эмоциональное обращение, в котором выражены чувства ребят, есть словосочетание «от всей души», и это поздравление действительно душевное и теплое. Стихи из первой открытки были красивыми, в них тоже звучали добрые пожелания,  но сочинил-то их поэт, а не сами дети, поэтому это поздравление  для меня не было достаточно искренним. Я уверена, что ребята хотели мне сделать приятное, но они не знали, как правильно составить поздравление. А вы, исходя из того, что мы сейчас обсудили, могли бы сделать некоторые выводы – из каких частей должен состоять текст письменного поздравления?...(После ответов детей открываются опорные слова  схемы поздравления:

                                                         Обращение

                                                         Поздравление

                                                          Пожелание

                                                           Подпись

         Обращение должно быть ласковым, приветливым.  Какие слова, кроме имени поздравляемого, можно использовать в обращении?... В поздравлении?...  (Ответы детей корректируются в том ключе, что все зависит от того, кто является адресатом – близкий человек, знакомый, друг и т. д.) Таблица дополняется:

         Обращение  (Дорогие, милая, уважаемый…)

         Поздравление (От всей души, сердечно, горячо, с удовольствием)

         Пожелания  (Желать надо то, что для адресата важно, к чему он стремится, пожелания могут быть связаны с его деятельностью, подчеркивать его достоинства)

         Подпись   ( Может дополняться словами «ваш», «помнящий Вас», «любящий Вас»)

        Поздравление и пожелание выражают чувство радости по поводу каких-то хороших событий, произошедших в жизни адресата. Они должны звучать тепло и искренне, чтобы адресату было приятно их читать. Таким образом, поздравление несет в себе следующую информацию: я тебя (Вас) помню, считаю близким человеком, ценю как человека, думаю о том, чтобы у тебя (Вас) было все хорошо, кроме того, я напоминаю о себе.

       

        

         5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

         Мы говорили сейчас о письменном поздравлении. А ведь поздравления бывают и устные, когда адресант и адресат непосредственно общаются друг с другом. Чем будет отличаться устное поздравление от письменного?... Оно может быть выражено одним предложением, а не текстом. Искренность и теплоту такого поздравления можно выразить мимикой, радостным тоном, жестами.

       Работа по учебнику.

       73. Рассматриваем рисунок. Обращаем внимание на приветливые, радостные выражения лиц участников поздравления. Прочитываем слова на плакатах, объясняем слово «лауреат» с использованием толкового словаря, составляем предложения-поздравления, тренируемся в произношении: радостным тоном, тоном восхищения, дружеского расположения:

     От всей души поздравляем лауреатов конкурса с победой.

     Лауреатов конкурса от всей души поздравляем с победой.

     На поздравления в ситуации непосредственного общения адресат должен ответить благодарностью. (Большое спасибо за сердечное поздравление. Я очень рада вашим поздравлениям и т. д.)

      74. Ученики заполняют оставленные строчки. Например:

                                                     Поздравляем

           Кого?                               С чем?                                        Как?  

    Знакомых                         с  новосельем                                с радостью

     друга                               с днем рождения                         от всей души

    победителей                     с успехом                                      с удовольствием

     родных                            с праздником                                 искренне

       

          6. Закрепление в творческих заданиях.

       а) Инсценировка. Предположим, кто-то из наших мальчиков, занимающихся в музыкальной школе, занял призовое место на конкурсе юных музыкантов. Одноклассники, т. е. вы, поздравляете его с этим радостным событием.

       б) Работа в группах.

     1ая группа состоит из мальчиков. Задание: составить поздравление с праздником 8 Марта девочкам. Обратить внимание: Так как адресат не один,  пожелать надо то, что будет приятно всем девочкам.

     2ая и 3я группы – смешанные. Задание: составить поздравления с наступающим праздником от нашего класса учителю рисования Ольге Александровне и учителю музыки Ольге Владимировне.

      После выполнения – проверка с взаимооценкой.

   

         7. Включение в систему знаний.

      Анализ стихотворения С. Маршака «Пожелание друзьям» (текст у каждого ученика).  

       Желаю вам цвести, расти,                              Пусть каждый день и каждый час

       Копить, крепить здоровье.                              Вам новое добудет.

       Оно для дальнего пути –                                 Пусть добрым будет ум у вас

        Главнейшее условье.                                       А сердце умным будет.

                                                   Вам от души желаю я,

                                                   Друзья, всего хорошего.

                                                    А все хорошее, друзья,

                                                    Дается нам недешево.

      Предлагается назвать предложения с пожеланиями и охарактеризовать их. Поэт желает друзьям самого главного: здоровья и процветания. Он также желает того, чтобы в жизни его друзей были открытия, успехи. Но самое главное пожелание заключено в словах:

                                              Пусть добрым будет ум у вас,

                                              А сердце умным будет.

 Человек с добрым умом и умным сердцем способен делать людям много добра, он будет внимательным к людям, тактичным. В конце стихотворения поэт желает друзьям «всего хорошего», т. е. быть успешными во всем, но при этом замечает, что оно «дается нам недешево». Успешности во всем, хорошего отношения к себе надо заслужить трудом, усилиями силы воли, хорошими поступками и делами, уважительным отношением к людям.

     

         8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

       Чему мы учились на сегодняшнем уроке?... Я думаю, что полученные знания и умения обязательно пригодятся вам в жизни.

       

        9.Домашнее задание и нацеливание на дальнейшую деятельность.

    Составьте поздравления с праздником своим мамам, на следующем уроке мы их отредактируем и оформим в виде открыток. А открытки изготовим на уроках труда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"

Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос...

Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения....

Уроки риторики во 2 классе

Презентация  задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает  общую линию урока....

Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"

На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов....

Методическая разработка урока риторики в 4 классе по теме:

Цель урока:Знакомство детей с письмом как средством культурного общенияЗадачи:·        Дать информацию о письме как о средстве культурного общения;·...

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...