Предметная неделя в начальных классах "Неделя литературного чтения"
материал (1 класс) на тему

Грозав Зинаида Алексеевна

В начальных классах с 15 п 19 декабря проходила «Неделя литературного чтения» Каждый день в классах проводились викторины и конкурсы, в ходе которых выявлялись лучшие знатоки сказок и стихов.

В рамках проведения предметной недели были оформлены выставки детских работ: «Наши любимые сказки», «Кроссворды и загадки», «Писатели детям»

В последний день был проведен конкурс чтецов, победителями которого являются: Орлова Алина (1 класс) — 1 место, Вавиленкова Карина (1 класс) — 2 место, Кощейкова Елизавета (4 класс)- 3 место.

Итогом «Недели литературного чтения» стала коллективная творческая деятельность 1-4 классов «Сказка своими руками»

Самые активные участники этой недели были торжественно награждены грамотами на общешкольной линейке!

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цели:

  • Проверить знание произведений устного народного творчества и авторских рассказов и сказок;
  • Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  1. Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
  2. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе
  3. Воспитывать бережное , аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.

Дата проведения

Планируемые мероприятия

Задания для классов

15 декабря

понедельник

  • Открытие недели.
  • Объявление плана работы.

Ко вторнику 16 декабря (1-4 классы): подготовить на листе А-4 иллюстрацию любимой сказки.

16 декабря

вторник

  •  «В гостях у сказки»

конкурс знатоков сказок

 (1 класс)

  • Оформление выставки иллюстриций любимых сказок

К среде 17 декабря (2-4 классы): подготовить на листе А-4 кроссворды по любимым сказкам;

1 класс — загадки о героях сказок.

17 декабря

среда

  • Литературная викторина

«Русские писатели»

(3-4 классы)

  • Оформление выставки загадок о героях сказок.

К четвергу 18 декабря (3-4 классы): оформить на листе А-4 интересные сведения о русских писателях.

18 декабря

четверг

  • Викторина «Путешествие по сказкам» (1-2 класс)
  • Оформление выставки «Русские писатели»

К пятнице (1-4 классы): подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения о зиме, объемом не менее 8 строк.

19 декабря

пятница

  • Закрытие недели литературного чтения.
  • Конкурс чтецов.
  • КТД «Сказка своими руками»

Принести краски, кисточки, стаканчики — непроливайки для творческой работы.

Викторина «В гостях у сказки» для 1 класса

Цели:

  • Проверить знание произведений устного народного творчества и авторских рассказов и сказок;
  • Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  1. Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
  2. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе.
  3. Воспитывать бережное , аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.

- Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы сегодня окажемся в гостях у сказки.

- К нам на урок пришла одна почетная гостья. Какая – угадайте.

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)

Да, это книга,а вместе с книгой приходят наши любимые сказочные герои.

В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки -
Пусть герои оживут!

(Пока звучат строки стихотворения, дети прикрепляют рисунки сказочных героев на доске).

- А знаете ли вы, что у книжки, так же, как и у каждого из нас бывают именины?

С 23 марта начнется ежегодная неделя чтения “Книжкины именины”. Впервые “Книжкины именины” организовал Лев Кассиль в 1943 году, в годы войны, в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Туда были приглашены, в основном, дети погибших на фронтах бойцов Красной Армии. И не смотря на то, что время было тяжелое, люди многого были лишены, не хватало еды – было решено провести этот праздник, потому что наша страна всегда была самой читающей страной мира. Книга всегда была для детей самым главным другом.

- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно.

- Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.

Начинаем нашу викторину . Сегодня в ней принимают участие команды:

1. “Знайки”

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Читалкины”

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”;

3. “Почемучки”

Девиз:

“Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю.
Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”

А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (представление жюри – уч-ся 4 класса).

Разминка

(Вопросы командам задаются по-очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл. За помощь другой команде – дополнительно 1 балл.)

  1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)
  2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
  3. Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
  4. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)
  5. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
  6. Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)
  7. Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце? 
    (Свет мой, зеркальце! Скажи, 
    Да всю правду доложи. 
    Я ль на свете всех милее, 
    Всех румяней и белее?)
  8. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
  9. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)

Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).

1-й тур.

1. Отгадайте загадки: (по две загадки)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота 
Вытащил он из болота.          (Айболит)

Весел он, как балалайка,
А зовут его …                    (Незнайка)

В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)

Не лежалось на окошке -
Покатился по дорожке...            (Колобок)

Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?      (Дюймовочка) 

Он пиявок добывал, 
Карабасу продавал, 
Весь пропах болотной тиной, 
Его звали...                                   (Дуремар)

2-й тур

Кому принадлежат сказочные вещи? (по три картинки)

  • Золотой ключик. (Буратино)
  • Шляпа ( Кот в сапогах)
  • Волшебная палочка (крестная Золушки)
  • Разбитое корыто. (Старухе)
  • Невод (Старику)
  • Корзинка с пирожками (Красная Шапочка)
  • Зеркальце (Мертвая царевна)
  • Гармошка (Крокодил Гена)
  • Скорлупка ореха (Дюймовочка)

Физкультминутка

3-й  тур

Угадай  сказку: (по три вопроса)

  1. В какой сказке умели говорить печка, яблонька, речка?    (Гуси-лебеди)
  2. Какое животное обнаружило пустой теремок?    (Муха  или  мышка)
  3. У кого была ледяная избушка, в какой сказке?    (У  лисы)
  4. А дорога - далека,
    А корзина - нелегка,
    Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок...                  (Маша и медведь)

  1. Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Кто же это…                         (Репка)

  1. Как звали девочку, которая попала в домик медведей, в какой сказке?
  2. Из чего была речка, берега которой укрыли братца Иванушку и сестрицу Аленушку?
  3. Что отвечала Лиса, когда ее пытались выгнать из домика Зайчика?
  4. Какие слова приговаривал Волк, когда ловил рыбу в проруби?

4-й  тур

Соедини пары слов в столбиках:

Машенька                                              яичко

Лиса                                                           гуси-лебеди

Иванушка                                        репка

Курочка Ряба                                колобок

Дед                                                          пирожки

5-й  тур

Разукрась любимого героя

Подведение итогов

Литературная викторина

  • «Русские писатели»

(3-4 классы)

Цели:

  • Проверить знание произведений русских писателей: авторских рассказов и сказок;
  • Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  1. Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
  2. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе.
  3. Воспитывать бережное , аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем викторину «Русские писатели» и узнаем, кто из нас лучшего всех знает произведения русских писателей и героев этих произведений. Для начала разделимся на две команды. За правильные ответы жюри присуждает по 1 баллу, за неправильные — 0 баллов.

1. Интеллектуальная разминка.

– Кому подарил сердце Гудвин?  (Железному Дровосеку)
– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)
– Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)

- Как звали "слепого" кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
– Какие цветы собирала падчерица в сказке "Двенадцать месяцев?" (Подснежники)
– Кто назвал страну сказок "Лукоморье"? (А.С.Пушкин)

- После какого “щелчка лишился поп  языка”? (Третьего)

2. Сказочные объявления.

- Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)

– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)

– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)

- Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)

3. Узнай сказку.

а) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми. («Маугли». Р. Киплинг.)

б) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! («Золушка». Ш. Перро.)

в) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю! (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

г)Они были непослушными детьми и открыли дверь незнакомцу. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

4. Вспомни, кто из сказочных героев говорил эти слова?

а) «Где убийца, где злодей?

  Не боюсь его когтей!»

(Комарик. «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)

б) «Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши!»

(Крокодил. «Телефон» К. Чуковского.)

в) Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую".

(Таракан. «Тараканище» К. Чуковского.)

г)Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы я щи,

Да кастрюли поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

(Федора. «Федорино горе» К. Чуковского)

5. В кого превратились герои сказок?

а) Великан-людоед из сказки «Кот в сапогах»? (В мышь.)

б) Одиннадцать братьев-принцев? (В лебедей.)

в) Мыши  из  сказки  «Золушка»  (В  лошадей)

г)Утенок из сказки «Гадкий утенок» (В лебедя)

6.«Писатели, поэты, сказочники и их произведения»

  1.  Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях?     (Н. Носов)
  2.  Назовите автора, который придумал Чебурашку.     (Э. Успенский)
  3. Что надел Рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы?   (Сковороду)
  4. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки очень познавательны; «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя. (В. Бианки)

7. Конкурс капитанов

Разрежь и склей героя сказки «Морозко»

8. Подведение итогов

 Приложение 1      

Сказочные объявления

  • Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу…

  • Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку…

Сказочные объявления

  • Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…

  • Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес…

Викторина «Путешествие по сказкам» (1-2 класс)

Цели:

  • Проверить знание русских народных сказок;
  • Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  1. Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
  2. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе.
  3. Воспитывать бережное , аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.
  • Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по сказкам. Сначала мы разделимся на две команды. Жюри будет оценивать ваши ответы: правильный ответ-1 балл; неправильный — 0 баллов.

1 ТУР

Слайд №1,2

Сказка об ограничении права квартирантов в жилых кооперативах.

  • Теремок
  • Зимовье зверей
  • Три медведя

Слайд №3

Сказка об экологической роли волков как санитаров по уничтожению парнокопытных

  • Волк и теленок
  • Волк и семеро козлят
  • Волк и лиса

Слайд№4

Сказка о недостатке материальных средств у жителей российской деревни

Снегурочка

Курочка-Ряба

Кузьма скоробогатый

Слайд №5

Сказка об избыточном употреблении нитратов при выращивании овощей

Вершки и корешки

Репка

Бобовое зернышко

Слайд№6

Сказка о несовершенном методе выпечки хлеба

Царевна-лягушка

Колобок

Марья Моревна

Слайд №7

Петушок нашел на дворе бобовое зернышко. Хотел проглотить его и …

Проглотил

Подавился

Потерял его

Слайд№8

Сколько животных встретилось Колобку?

Трое

Четверо

Пятеро

Слайд№9

Почему медведь, лиса, заяц и волк не смогли съесть бычка?

Они уже наелись

Прилипли

Бычок смог убежать

Слайд №10

Кого, ушедший от бабушки и дедешки, Колобок встретил первым на тропинке?

Волка

Зайца

Медведя

Слайд №11

Первой поселилась в теремке Мышка-норушка. А кто поселился вторым?

Лягушка-квакушка

Зайка-побегайка

Волчек-серый бочок

Слайд №12

Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке последним?

Поросячье

Козье

Лошадиное

Слайд №13

Кого первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди», отправившаяся на поиски братца?

Яблонька

Речка

Печь

Молодцы!!!

2 ТУР

Расшифруйте название сказки.

  • ЛОБОКОК –
  • ТОК И СИЛА –
  • КВОЛ И ЗАОК –
  • КОРОМОЗ –

КАШУЗОЛ –

3 ТУР

- Ребята, докажем,что читать интересно!

Я вам прочту стихов начало,
А вы продолжить их должны.
(Читает отрывки известных стихотворений, а дети называют рифму в конце).
Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть… (сосиски)

Вместо шапки на ходу
Он надел… (сковороду).
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака… (виноград).

У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже (брюки).

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку… (мячик)

И пришел к Айболиту Барбос:
Меня курица клюнула в … (нос).

Подведение итогов.

Просмотр мультфильма «Бычок-смоляной бочёк»

Приложение 1        

Расшифруйте название сказки.

  • ЛОБОКОК –
  • ТОК И СИЛА –
  • КВОЛ И ЗАОК –

Расшифруйте название сказки.

  • КОРОМОЗ –
  • КАШУЗОЛ -
  • ЙЛОТЗОО ТУКШОПЕ-

Приложение 2     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приветствие учителей, участников семинара "Предметная неделя в начальных классах"

Данная публикация представляет собой приветственные слова учителям перед семинаром, который посвящён предметным неделям в начальных классах....

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

Организация предметных недель в начальной школе.

Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить  полный отчёт о проделанной работе....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «В гостях у русской народной сказки»

За основу сценария мероприятия, был взят план-конспект урока чтения в первом классе, разработанный Ауловой Светланой Ивановной, учителем начальных классов МОУ – гимназии № 12, г. ...

Справка по предметной недели русского языка и литературного чтения в начальной школе

Справка по предметной недели русского языка и литературного чтения в начальной школе...

Положение и план проведения предметной недели в начальных классах "Радужная неделя. Фестиваль знаний"

Данный материал будет полезен руководителям методических объединений....

Предметная неделя в начальной школе. Литературное чтение.Поле чудес по сказкам А.С.Пушкина (материал+ презентация)

Дети любят нетрадиционные уроки в начальной школе. "Поле чудес" -одна из самых любимых игр для детей, где проверяются знания....