Дополнительная образовательная программа по ритмике и танцу
календарно-тематическое планирование по теме
Дополнительная образовательная программа ансамбля эстрадного танца «Капитошка» художественно-эстетической направленности создана для образовательных учреждений различных типов, культивирущих хореографию как средство развития эстетических, танцевальных и двигательных качеств обучающихся.
Программа «Капитошка» является адаптированной, она создана на основе программы «Модерн-джаз танец (начало обучения)» (автор В.Ю. Никитин). В настоящую программу внесены следующие изменения: программа по характеру из учебной перешла в образовательную, заложено изучение разнообразных танцевальных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ритмика и танец | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по ритмике и танцу художественно-эстетической направленности создана для образовательных учреждений различных типов, культивирущих хореографию как средство развития эстетических, танцевальных и двигательных качеств обучающихся.
Программа имеет следующие исходные позиции:
- Рассчитана на обучение детей 7-10 лет;
- Срок реализации 4 года;
- Учебная нагрузка:
1 год обучения – 38 часов (1 час в неделю);
2 год обучения – 38 часов (1 час в неделю);
3 год обучения – 38 часов (1 час в неделю);
4 год обучения – 38 часов (1 час в неделю);
- Кол-во детей в группах по годам обучения:
1 год обучения – не менее 15 человек;
2 год обучения – не менее 12 человек;
3 год обучения – не менее 12 человек;
4 год обучения – не менее 8 человек.
- Принцип набора в группы по хореографии – свободный, однако необходим медицинский допуск к занятиям.
Программа является адаптированной, она создана на основе программы «Модерн-джаз танец (начало обучения)» (автор В.Ю. Никитин), утвержденной к использованию в образовательном процессе Всероссийским центром художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования в 1998 году. В настоящую программу внесены следующие изменения:
- программа по характеру из учебной перешла в образовательную;
- заложено изучение разнообразных танцевальных жанров.
1. Актуальность программы
Хореография, танец – искусства, любимое детьми. Танец играет немаловажную роль в воспитании человека. Это связано с его многогранностью, которая сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны.
Систематические занятия хореографией развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность и элегантность. Танец – одно из средств эстетического воспитания. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве и заключена сила его воспитательного воздействия. Хореография предоставляет уникальные возможности телу и духу достичь творческой гармонии. Потребность в музыкально-пластических занятиях ощущается уже с 7-8-летнего возраста, когда психофизический аппарат ребенка не только наиболее предрасположен для данного рода занятий, но и нуждается в них. Особое значение имеет развитие координации, процесс наиболее сложный в этом возрасте. У младших школьников характерно слабое развитие мышц. Распространенные у детей искривления фигур, косолапость успешно исправляются и, как правило, вообще не имеют места при систематических занятиях танцами.
2. Цель и задачи программы
Цель: художественно-эстетическое воспитание обучающихся средствами хореографии и танца
Развивающие
1. Развивать чувственно-эмоциональное, образное мышление и артистизм.
2. Развивать двигательные качества обучающихся.
Воспитательные
1. Воспитывать отношение к хореографии и танцу как к части культуры.
2. Воспитывать у обучающихся выдержку, самообладание, волю.
3. Обогащать музыкальный, этический, художественный опыт учеников.
Обучающие
1. Обучать исполнению танцев разных жанров на уровне функциональной грамотности.
2.Обучать способам развития двигательных способностей организма и его расслабления.
3. Сформировать умения и навыки выполнения упражнений классического и партерного экзерсиса.
3. Основные принципы, лежащие в основе учебно-воспитательного процесса
Ценностью и целью педагогической деятельности в условиях обучения хореографии и танцу всегда должна являться личность ребенка. В основе учебно-воспитательного процесса должна лежать идея личностно-ориентированного подхода, идея признания личности развивающегося ребенка высшей социальной ценностью.
Педагогические принципы, лежащие в основе учебно-воспитательного процесса
1. Природосообразность – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, способностями и возможностями.
2. Гуманистическая направленность образовательного процесса – оказание помощи любому ребенку в достижении успеха, соблюдение демократических взаимоотношений в коллективе.
3. Культурносообразность – воспитание на общечеловечесних ценностях: трудолюбии, уважении к культурному наследию предшествующих поколений и др.
4. Методическое и дидактическое обеспечение
Медиасредства (аудио и видеосредства):
- Аудионосители: фонограммы для эстрадных танцев.
- Видеоносители: материалы, демонстрирующие результаты обучения по программе и опыт работы других хореографических коллективов.
Материально-техническое обеспечение
- Помещение, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам, оснащенное зеркалами и станками.
- Аудиомагнитофон и аудионосители для проведения занятий.
5. Ожидаемые результаты и способы их проверки
1 год обучения
Обучающиеся должны знать:
- понятия, виды хореографии, краткие сведения из истории танца;
- понятия о двигательных способностях человека;
- разные стили и характер танцев;
- позиции ног и рук, правила постановки тела.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно выполнить упражнения разминки;
- слушать музыку и делать её краткий анализ;
- разучивать частями (связки) танцы;
- выполнять правильные позиции рук и ног, постановку корпуса.
Обучающиеся должны иметь опыт выступлений на внутришкольных мероприятиях.
Основная форма контроля: опрос, наблюдение, показательные выступления.
2 год обучения
Обучающиеся должны знать:
- краткие сведения из истории танца;
- особенности выполнения упражнений различных видов танцев;
- разные стили и характер танцев;
- позиции ног и рук, правила постановки тела.
Обучающиеся должны уметь:
- соединять части (связки) танца и демонстрировать их;
- выполнять упражнения с большим разнообразием ритмического рисунка, в различном темпе;
Обучающиеся должны иметь опыт выступлений на внутришкольных мероприятиях.
Основная форма контроля: опрос, наблюдение, показательные выступления.
3 год обучения
Обучающиеся должны знать:
- понятия, виды хореографии, краткие сведения из истории танца;
- правила соединения различных частей танца, их последовательность;
- последовательность выполнения ритмико-гимнастических упражнений;
Обучающиеся должны уметь:
- четко выполнять под музыку общеразвивающие упражнения, основные движения;
- уметь подбирать движения под определенный вид музыки;
Обучающиеся должны иметь опыт выступлений на внутришкольных мероприятиях.
Основная форма контроля: опрос, наблюдение, показательные выступления.
4 год обучения
Обучающиеся должны знать:
- краткие сведения из истории танца, современных исполнителей танцев;
- правила выполнения всех элементов эстрадного танца;
- сведения о последовательности выполняемых элементов;
- общую структуру и композицию танца;
Обучающиеся должны уметь:
- соединять разученные элементы танца в единое целое;
- ориентироваться в музыкальном сопровождении танца;
Обучающиеся должны иметь опыт выступлений на внутришкольных мероприятиях.
Основная форма контроля: опрос, наблюдение, показательные выступления.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема занятий | 1 год обучения | ||
всего | из них | |||
теория | практика | |||
1 | Знакомство с предметом. Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная разминка. | 6 | 1 | 5 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Основные движения. | 7 | 2 | 5 |
4 | Импровизация движений на музыкальные темы. | 3 | 0,5 | 2,5 |
5 | Элементы эстрадного танца и простые танцевальные движения. | 6 | - | 6 |
6 | Элементы эстрадного танца. | 5 | 1 | 4 |
7 | Постановка танцевальных композиций. | 9 | 1 | 8 |
Итого | 38 | 6 | 32 |
Содержание программы:
Знакомство с предметом. Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
1. Вводное занятие. Игры на знакомство.
2. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4.
3. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
4. Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения.
5. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
6. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
1. Знакомство на простых примерах с понятиями: шеренга, колонна, дистанция.
2. Ходьба друг за другом по одному и парами. Перестроение на ходу в колонне.
Основные движения.
1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др.
3. Основные позиции рук и ног. Основные положения корпуса, головы.
4. «Маятник» - перенос веса тела с пятки на носок, с одной ноги на другую. Применение элемента в танцевальных движениях.
5. «Противоход» - движение разноименных частей тела. Применение элемента в танцевальных движениях.
Импровизация движений на музыкальные темы.
1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку.
2. Простейшие подражательные движения под музыку.
3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему.
Элементы танца и простые танцевальные движения.
1. Простой шаг – мягкий, перекатный, острый. Танцевальный шаг – легкий шаг с носка, легкий бег. Применение элементов в простых танцевальных движениях.
2. Кружение через правое и левое плечо. Кружение на месте, на ходу. Простые и двойные приставные шаги вперед, назад, в сторону.
3. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку, на носок вперед, назад и в сторону. Плавное и резкое одновременное и поочередное движение руками. Применение элемента в танцевальных движениях.
Элементы эстрадного танца.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
Постановка танцевальных композиций.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку.
2. Соединение разученных частей в танец.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Тема занятий | 2 год обучения | ||
всего | из них | |||
теория | практика | |||
1 | Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная разминка. | 6 | 0,5 | 5,5 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Основные движения. | 5 | 1 | 4 |
4 | Импровизация движений на музыкальные темы. | 4 | - | 4 |
5 | Элементы эстрадного танца и простые танцевальные движения. | 5 | - | 5 |
6 | Элементы эстрадного танца. | 6 | 1 | 5 |
7 | Постановка танцевальных композиций. | 10 | 1 | 9 |
Итого | 38 | 4 | 34 |
Содержание программы:
Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
1. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4 и 4/4.
2. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
3. Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения.
4. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
5. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
6. Передача в движении шагом различного характера и темпа музыки.
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
1. Знакомство с понятием «танцевальные точки». Ориентация по точкам в зале. Повороты по точкам во время движения.
2. Ходьба друг за другом с последующим перестроением в колонну, шеренгу. Перестроение на ходу в колонну по одному, парами, по четыре.
Основные движения.
1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др.
2. Основные позиции рук и ног. Основные положения корпуса, головы.
3.»Пружинака» и её применение в танцевальных движениях.
4. «Противоход» - движение разноименных частей тела. Применение элемента в танцевальных движениях.
Импровизация движений на музыкальные темы.
1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку.
2. Определение сильных и слабых долей такта. Простейшие подражательные движения под музыку.
3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему.
4. Передача различными формами движения ритмического рисунка, динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности.
Элементы танца и простые танцевальные движения.
1. Простой шаг – с высоким подниманием бедра, с носка на пятку, с пятки на носок. Танцевальный шаг – бег на полупальцах. Применение элементов в простых танцевальных движениях.
2. Выполнение поворотов в различных техниках на одной ноге, на двух, в прыжке.
3. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными техниками поворотов.
Элементы эстрадного танца.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
4. Простейшие элементы пластики рук и корпуса.
Постановка танцевальных композиций.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку.
2. Соединение разученных частей в танец.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ | Тема занятий | 3 год обучения | ||
всего | из них | |||
теория | практика | |||
1 | Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная разминка. | 5 | - | 5 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. | 2 | - | 2 |
3 | Основные движения. | 5 | 0,5 | 4,5 |
4 | Импровизация движений на музыкальные темы. | 4 | - | 4 |
5 | Элементы эстрадного танца и простые танцевальные движения. | 6 | - | 6 |
6 | Элементы эстрадного танца. | 6 | 1,5 | 4,5 |
7 | Постановка танцевальных композиций. | 10 | 1 | 9 |
Итого | 38 | 3 | 35 |
Содержание программы:
Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
1. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4.
2. Движения и упражнения под музыку со сменой ритма. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
3. Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения.
4. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
5. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
1. Ходьба и бег в рассыпную с использованием всего пространства с последующим построением в колонну, шеренгу, в круг. Перестроение на ходу в колонну по одному, парами, по четыре с сохранением дистанции. Повороты по точкам во время движения.
2. Движение в колонне, в шеренге по одному и парами с изменением движения по точкам.
Основные движения.
1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др.
2.»Пружинака», «маятник», «противоход» и их применение в танцевальных движениях.
3. Отражение ритмического рисунка. Повторение предложенного ритмического рисунка.
Импровизация движений на музыкальные темы.
1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку.
2. Определение сильных и слабых долей такта и передача их хлопками, притопами. Подражательные движения под музыку.
3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему.
4. Передача различными формами движения ритмического рисунка, динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности.
Элементы танца и простые танцевальные движения.
1. Простой шаг – на полупальцах, топающий, поскоки. Танцевальный шаг – пружинные шаги и бег, полуприседание. Применение элементов в простых танцевальных движениях.
2. Шаги галопа. Шаги польки. Танцевальные связки.
3. Выполнение поворотов в различных техниках на одной ноге, на двух, в прыжке.
4. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными техниками поворотов.
Элементы эстрадного танца.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
4. Элементы пластики рук и корпуса.
Постановка танцевальных композиций.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку.
2. Соединение разученных частей в танец.
Учебно-тематический план
4 год обучения
№ | Тема занятий | 4 год обучения | ||
всего | из них | |||
теория | практика | |||
1 | Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная разминка. | 6 | - | 6 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. | 2 | - | 2 |
3 | Основные движения. | 4 | 0,5 | 3,5 |
4 | Импровизация движений на музыкальные темы. | 4 | - | 4 |
5 | Элементы эстрадного танца и простые танцевальные движения. | 3 | - | 3 |
6 | Элементы эстрадного танца. | 8 | 0,5 | 7,5 |
7 | Постановка танцевальных композиций. | 11 | 2 | 9 |
Итого | 38 | 3 | 35 |
Содержание программы:
Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
1. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4.
2. Движения и упражнения под музыку со сменой ритма. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
3. Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения.
4. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
5. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
6. Передача в движении шагом различного характера музыки, силы звучания, различного темпа.
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
1. Перестроение на ходу. Исполнение элемента «прочёс». Повороты по точкам во время движения. Элементарные упражнения для сохранения линий во время движения.
2. Движение в колонне, в шеренге по одному и парами с изменением движения по точкам.
Основные движения.
1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Основные движения рук в танцевальных элементах.
2. Выполнение поворотов в различных техниках. Применение в танцевальных связках.
3. Отражение ритмического рисунка. Повторение предложенного ритмического рисунка.
Импровизация движений на музыкальные темы.
1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку.
2. Определение сильных и слабых долей такта и передача их хлопками, притопами. Подражательные движения под музыку.
3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему.
4. Передача различными формами движения ритмического рисунка, динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности.
Элементы танца и простые танцевальные движения.
1. Повторение простых и танцевальных шагов и их сочетание с движениями рук, головы и корпуса.
2. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными техниками поворотов. Танцевальные связки.
Элементы эстрадного танца.
1. Разбор и разучивание танцевальных движений: «сальса», «реггитон», «чарльстон».
2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
4. Элементы пластики рук и корпуса.
Постановка танцевальных композиций.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку.
2. Соединение разученных частей в танец.
Календарно-тематический план (1 г.о.)
№ | Тема | Кол-во часов по теме |
1 | Знакомство с предметом. Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика. 1. Вводное занятие. Игры на знакомство. 2. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4. 3. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой. 4. Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения. 5. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку. 6. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. | (6) 1 1 1 1 1 1 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. 1. Знакомство на простых примерах с понятиями: шеренга, колонна, дистанция. 2. Ходьба друг за другом по одному и парами. Перестроение на ходу в колонне. | (2) 1 1 |
3 | Основные движения. 1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др. 3. Основные позиции рук и ног. Основные положения корпуса, головы. 4. «Маятник» - перенос веса тела с пятки на носок, с одной ноги на другую. Применение элемента в танцевальных движениях. 5. «Противоход» - движение разноименных частей тела. Применение элемента в танцевальных движениях. | (7) 2 1 2 2 |
4. | Импровизация движений на музыкальные темы. 1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку. 2. Простейшие подражательные движения под музыку. 3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему. | (3) 1 1 1 |
5 | Элементы танца и простые танцевальные движения. 1. Простой шаг – мягкий, перекатный, острый. Танцевальный шаг – легкий шаг с носка, легкий бег. Применение элементов в простых танцевальных движениях. 2. Кружение через правое и левое плечо. Кружение на месте, на ходу. Простые и двойные приставные шаги вперед, назад, в сторону. 3. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку, на носок вперед, назад и в сторону. Плавное и резкое одновременное и поочередное движение руками. Применение элемента в танцевальных движениях. | (6) 2 2 2 |
6 | Элементы эстрадного танца. 1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет. 2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку. 3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др. | (5) 1 2 2 |
7 | Постановка танцевальных композиций. 1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку. 2. Соединение разученных частей в танец. | (9) 7 2 |
Итого | 38 |
Календарно-тематический план (2 г.о.)
№ | Тема | Кол-во часов по теме |
1 | Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика. 1. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4 и 4/4. 2. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой. 3. Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения. 4. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку. 5. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. 6. Передача в движении шагом различного характера и темпа музыки. | (6) 1 1 1 1 1 1 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. 1. Знакомство с понятием «танцевальные точки». Ориентация по точкам в зале. Повороты по точкам во время движения. 2. Ходьба друг за другом с последующим перестроением в колонну, шеренгу. Перестроение на ходу в колонну по одному, парами, по четыре. | (2) 1 1 |
3 | Основные движения. 1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др. 2. Основные позиции рук и ног. Основные положения корпуса, головы. 3.»Пружинка» и её применение в танцевальных движениях. 4. «Противоход» - движение разноименных частей тела. Применение элемента в танцевальных движениях. | (5) 2 1 1 1 |
4. | Импровизация движений на музыкальные темы. 1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку. 2. Определение сильных и слабых долей такта. Простейшие подражательные движения под музыку. 3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему. 4. Передача различными формами движения ритмического рисунка, динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности. | (4) 1 1 1 1 |
5 | Элементы танца и простые танцевальные движения. 1. Простой шаг – с высоким подниманием бедра, с носка на пятку, с пятки на носок. Танцевальный шаг – бег на полупальцах. Применение элементов в простых танцевальных движениях. 2. Выполнение поворотов в различных техниках на одной ноге, на двух, в прыжке. 3. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными техниками поворотов. | (5) 2 1 2 |
6 | Элементы эстрадного танца. 1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет. 2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку. 3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др. 4. Простейшие элементы пластики рук и корпуса. | (6) 1 2 2 1 |
7 | Постановка танцевальных композиций. 1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку. 2. Соединение разученных частей в танец. | (10) 8 2 |
Итого | 38 |
Календарно-тематический план (3 г.о.)
№ | Тема | Кол-во часов по теме |
1 | Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика. 1. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4. 2. Движения и упражнения под музыку со сменой ритма. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой. 3. Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения. 4. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку. 5. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. | (5) 1 1 1 1 1 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. 1. Ходьба и бег в рассыпную с использованием всего пространства с последующим построением в колонну, шеренгу, в круг. Перестроение на ходу в колонну по одному, парами, по четыре с сохранением дистанции. Повороты по точкам во время движения. 2. Движение в колонне, в шеренге по одному и парами с изменением движения по точкам. | (2) 1 1 |
3 | Основные движения. 1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др. 2.»Пружинка», «маятник», «противоход» и их применение в танцевальных движениях. 3. Отражение ритмического рисунка. Повторение предложенного ритмического рисунка. | (5) 2 2 1 |
4. | Импровизация движений на музыкальные темы. 1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку. 2. Определение сильных и слабых долей такта и передача их хлопками, притопами. Подражательные движения под музыку. 3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему. 4. Передача различными формами движения ритмического рисунка, динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности. | (4) 1 1 1 1 |
5 | Элементы танца и простые танцевальные движения. 1. Простой шаг – на полупальцах, топающий, поскоки. Танцевальный шаг – пружинные шаги и бег, полуприседание. Применение элементов в простых танцевальных движениях. 2. Шаги галопа. Шаги польки. Танцевальные связки. 3. Выполнение поворотов в различных техниках на одной ноге, на двух, в прыжке. 4. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными техниками поворотов. | (6) 2 1 1 2 |
6 | Элементы эстрадного танца. 1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет. 2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку. 3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др. 4. Элементы пластики рук и корпуса. | (6) 1 2 2 1 |
7 | Постановка танцевальных композиций. 1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку. 2. Соединение разученных частей в танец. | (10) 8 2 |
Итого | 38 |
Календарно-тематический план (4 г.о.)
№ | Тема | Кол-во часов по теме |
1 | Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика. 1. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4. 2. Движения и упражнения под музыку со сменой ритма. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой. 3. Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения. 4. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку. 5. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. 6. Передача в движении шагом различного характера музыки, силы звучания, различного темпа. | (6) 1 1 1 1 1 1 |
2 | Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений. 1. Перестроение на ходу. Исполнение элемента «прочёс». Повороты по точкам во время движения. Элементарные упражнения для сохранения линий во время движения. 2. Движение в колонне, в шеренге по одному и парами с изменением движения по точкам. | (2) 1 1 |
3 | Основные движения. 1. Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия, координации. Основные движения рук в танцевальных элементах. 2. Выполнение поворотов в различных техниках. Применение в танцевальных связках. 3. Отражение ритмического рисунка. Повторение предложенного ритмического рисунка. | (4) 2 1 1 |
4. | Импровизация движений на музыкальные темы. 1. Свободное и естественное движение под четко ритмически организованную музыку. 2. Определение сильных и слабых долей такта и передача их хлопками, притопами. Подражательные движения под музыку. 3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную тему. 4. Передача различными формами движения ритмического рисунка, динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности. | (4) 1 1 1 1 |
5 | Элементы танца и простые танцевальные движения. 1. Повторение простых и танцевальных шагов и их сочетание с движениями рук, головы и корпуса. 2. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными техниками поворотов. Танцевальные связки. | (3) 1 2 |
6 | Элементы эстрадного танца. 1. Разбор и разучивание танцевальных движений: «сальса», «реггитон», «чарльстон». 2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку. 3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др. 4. Элементы пластики рук и корпуса. | (8) 3 2 2 1 |
7 | Постановка танцевальных композиций. 1. Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов, ритмического рисунка под счёт и под музыку. 2. Соединение разученных частей в танец. | (11) 9 2 |
Итого | 38 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
СОВРЕМЕННЫЕ ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ
В последнее время современный танец пользуется все большей популярностью. Хотя еще совсем недавно мы даже не подозревали, что существует такое разнообразие современных стилей и направлений. А всего несколько лет назад все танцы в современных ритмах назывались эстрадными.
Современная эстрада - вид сценического искусства, который включает в себя разнообразные жанры вокальной и инструментальной музыки, хореографии, театра, цирка и т.д. Современное танцевальное представление состоит из номеров - отдельных законченных выступлений одного или нескольких артистов.
Современный эстрадный танец – это танцевальное направление, включающее в себя самые различные стили. В нем могут присутствовать элементы классического танца, модерн-балета, джаз-танца, хип-хопа, фанка. В современном эстрадном танце большую роль играет индивидуальность исполнителя, т.к. это не просто последовательность заученных движений, а небольшая танцевальная постановка. Одним из принципов, свойственных этому направлению, является импровизация, поэтому исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом, чтобы суметь выразить себя и свое состояние путем танца.
Эстрадный танец - это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом - танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности - либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения.
Наряду с современным эстрадным танцем существует и современный клубный танец. Стоит отметить, что между этими стилями больше сходств, чем различий. Основная разница заключается в роли, которую играет личность исполнителя в эстрадном танце.
Занятия современным эстрадным танцем поддерживают хорошую физическую форму, улучшают осанку и походку, развивают чувство ритма и просто поднимают настроение.
Отличительные черты эстрадного танца. Основные характеристики эстрадных номеров - легкая приспособляемость к различным условиям; кратковременность и концентрированность художественно - выразительных средств. Жанровые разновидности эстрадного танца можно попытаться классифицировать по применяемой в них технике: классический, пластический, ритмический (чечетка, степ), акробатический или бытовой танец. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде - шоу.
Включая телевизор, мы очень часто обращаем внимание на музыкальные клипы или выступления артистов, где на заднем плане танцуют красивые молодые люди в ярких костюмах. Такие моменты заставляют нас задержаться у экранов и полюбоваться подобным мини-спектаклем. Эти миниатюры называются эстрадными танцами (или подтанцовкой). Может ли артист, выступающий на современной эстраде, без них обходиться?
Сегодня подтанцовка занимает особое место на эстраде. Редкое выступление артиста обходится без танцевального сопровождения. Его отсутствие обуславливает только жанр и стиль песни. Например, исполнение лирических песен и песен в стиле «рок» танцевального сопровождения не требует. Здесь это будет выглядеть неуместным. А вот современная поп-музыка предполагает присутствие на сцене большего количества артистов (в частности, подтанцовки), которые способны превратить простое исполнение песни в грандиозное шоу. В этом случае исполнитель песни сам становится единым целым с коллективом танцовщиков. Яркие и необычные костюмы, интересные постановки танцев с четко прописанными сюжетными линиями превращают выступление в мини-представления, которые очень нравятся зрителям.
Шоу-балет «Тодес» является ярким представителем исполнения эстрадного танца. Именно «Тодес» первым начал выступать вместе со звездами российской эстрады.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Историю развития танцевального направления условно можно разделить на два периода: до XX века и отрезок времени, начинающийся с ХХ века вплоть до современности.
Танцевальная эстрада до XX века. Помимо средневековых бродячих артистов и их представлений прародителями современного эстрадного танца можно считать и дивертисменты. Они представляли собой сценки, которые в ХVII–XVIII показывались между музыкальными действиями или частями драматических спектаклей. В дивертисментах исполнялись оперные арии, зритель мог увидеть отрывки из балетов, послушать народные песни и, наконец, насладиться танцами. В России истоки танцевальной эстрады обнаруживаются в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах. Цыгане пели свои песни в сопровождении танцующих красивых девушек в цветастых платьях. Красочные костюмы, бубны и дрессированные медведи были атрибутами древнего искусства, которым восхищались даже императоры. Это были прекрасные представления, которые создавали атмосферу праздника. Конец XIX столетия ознаменовался проведением сборных концертов на эстрадах садов, “воксалов”, кафешантанов.
Эстрада ХХ века. В начале ХХ века эстрада пополнилась новым сценическим жанром, который раскрывался в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, зародивших традицию комедийного номера, основанного на фольклоре. Перед началом Первой Мировой войны в моде были так называемые “декадентские” или “салонные” танцы, которые состояли из элементов бальных направлений – танго, кекуок – и акробатических поддержек. Большой популярностью пользовалась чечетка. В начале 20-х годов на танцевальной эстраде появляются сюжетные миниатюры с комедийной тематикой. В мире в эти годы были популярны танцы “герлс”, которые представляли собой синхронное повторение движений группой девушек. В России такие номера дополнялись физкультурными и народными элементами.
Чуть позднее появились дуэтно-акробатические номера. По-прежнему оставался популярным народный стиль исполнения, возникла военная пляска, которая во времена Великой Отечественной войны превратилась в целую культуру. Одним из ярких представителей коллективов, объединивших в себе самые разные направления и показывавших завершенные и совершенные в хореографическом плане номера, стал Ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева.
Современная танцевальная эстрада. В 60-е годы стали появляться учебные заведения по подготовке танцоров для эстрады. Танцевальные культуры народов мира постепенно проникали друг в друга, на суд зрителя представлялись номера, в которых органично сочеталось несколько направлений. На данный момент танец для эстрады представляет собой небольшой номер с использованием классической, бальной, народной хореографии разных стран мира, акробатических этюдов, современных направлений – хип-хоп, техно, хаус. Практически каждая студия эстрадного танца сегодня предлагает подобное многопрофильное обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Программа кружка ритмики и танца.
Ритмика и танец как средство физического, морального, нравственного и эстетического воспитания; развития творческих и актерских способностей младших школьников во внеурочное время.Данная программа рас...
Дополнительная образовательная программа "В мире танца".
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 7-10 лет....
Памятка-подсказка "Основные ритмы восточного танца" раздела "Танца народов мира" модифицированной дополнительной образовательной программы хореографической студии «ТА.МА.НИ.» 1-4 классы.Педагог Никитина М.А.
В памятке кратко описаны основные ритмы восточного танца (максум, масмуди, саиди и тд). В доступной детям форме расказывается о его происхождении , а также размер ритма и способ его прочтения и ...