ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
статья на тему

Зиновьева Екатерина Владимировна

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование креативных способностей  младших школьников во  внеурочной деятельности, через коллективное творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.rar13.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Зиновьева Екатерина Владимировна

Адрес с индексом

Номер контактного телефона

89241792309

Учреждение, в котором работает автор опыта

МБОУ СОШ №5 п.Ленинский  Алданский район РС(Я)

Должность

учитель

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Начальные классы

Стаж работы в должности

25 лет

II.Сущностные характеристики опыта

5

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование креативных способностей  младших школьников во  внеурочной деятельности, через коллективное творчество.

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Условия возникновения, становления опыта:

МБОУ СОШ №5 п. Ленинский   значительно отличается от общеобразовательных учреждений городского социума. Она расположена в поселке Ленинский Алданского района Республики Саха (Якутия), ближайшем пригороде небольшого города Алдан, в  6 километрах от него.  Учащиеся школы - выходцы из разных социальных групп. Родители имеют в основном, неполное среднее (90 чел), среднее (90 чел ),  средне-специальное (156 чел ),высшее (39 чел) образование. К занятиям, в  сфере дополнительного образования, направленных на  эстетическое развитие ребенка не все из них относятся с должным вниманием.  

      Целью сегодняшней программы развития является создание условий, которые способствовали достижению нового качества образования и обеспечивали выпускникам высокую конкурентоспособность.

Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтает о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться.

В основе методики развивающего обучения Л.В.Занкова лежит научное утверждение Л.С.Выготского, что «...обучение может идти не вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования».

Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

 Поэтому условиями возникновения данного опыта, считаю:

  • Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
  • Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов»

Государственный заказ, делает акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

6

Актуальность и перспективы опыта.

     В настоящее время продолжается модернизация образования. По новым, Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения главное – не просто дать ученику новые знания и умения, а научить их применять и развивать во  внеурочное время.  Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда

       Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен  к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из  главных целей системы образования.  

   С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса. 

Актуальность работы заключается в том, что коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.

 Поэтому цель моей работы:

            1. Показать значимость коллективного творчества в эстетическом воспитании учащихся.

            2. Помочь учителям и  педагогам дополнительного образования организовать     коллективную деятельность учащихся на уроках и дополнительных занятиях.

 Объект исследования -   занятия кружка «семейные шарики»  в начальной школе.  

   Предмет- влияние занятий  коллективного творчества  на развитие коммуникативных навыков учащихся.

 Посредством организации коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

          1. Развитие  эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи  во время работ коллективного творчества;

          2.Формирование основ эстетического восприятия;

          3.Развитие активности, самостоятельности и творческой инициативы;

          4.Развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире;

           5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск..

7

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование   выдвигаемых принципов и приемов)

   Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности,   необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и  уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес.

8

Теоретическая база опыта.

  Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания Совершенно очевидно, что именно творческая деятельность даёт возможность ребенку реализовать собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения. В вопросе формирования творческой личности мною отводится важное место. Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество, что позволяет сделать занятие полноценным и радостным, а познание активным и творческим.

Развитие творческого потенциала  строится с учётом следующих педагогических рекомендаций:

  1. Максимальная опора на положительные эмоции;
  2. Стимулирование стремления к самостоятельному выбору целей, задач, средств их решения;
  3. Формирование уверенности в своих силах;
  4. Развитие воображения;
  5. Широкое применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания;
  6. Всяческое поощрение стремления  быть самим собой;

Термин «креативность» образован от английского слова creative и переводится как творчество. Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности. Вот как пишет о креативности известный специалист по разработке тестов для оценки уровня её развития американский психолог Е. П. Торранс: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Творчество,  творческая деятельность и определяет ценность человека, поэтому на современном этапе важен новый уровень функциональной грамотности: компьютерная, экологическая, экономическая, развитие творческой направленности личности. В настоящее время проблема формирования культуры общения – одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт    посредством культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций:

1.Информационная – обмен познавательной информацией.

2.Контактная – готовность к приему и передаче информации.

3.Координационная - согласование действий и взаимодействие.

4.Перцептивная – восприятие и понимание друг друга.

5.Развивающая  – изменение личностных качеств участников деятельности.

      Проведение коллективных работ предполагает нравственную потребность в другом человеке. В качестве критериев способствующих развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

  -общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

- наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

- составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;

- доверие и взаимопомощь, между членами группы;

- сочетание ролевого и личностного взаимодействия.

В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами  является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.       

9.

Диапозон опыта

Система занятий Приложение «Кружок семейные шарики»

10.

Технология опыта

           

Главная цель: 

-формирование способностей  к  коллективному творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели:

-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе  изобразительной деятельности;

-формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

-стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

-воспитание нравственных качеств личности учащихся.

11

Результативность опыта

Опыт моей работы показал, что мои занятия  формируют эмоциональную культуру младших школьников, развивают коммуникативные навыки, активизируют творческую самостоятельность даже у детей с недостаточно развитыми навыками творческой  деятельности. Коллективное творчество пробуждает в детях отзывчивость и внимание, умение понимать друг друга. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального  уровня.

12

Список использованной литературы.

  1. Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6,с. 56-60.
  2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
  3. Гюламирян Дж. Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса.//Журнал «Начальная школа». 2005 г. №7
  4. Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность.//М. 1999.
  5. Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60
  6. В.И. Колякина « Методика организации уроков коллективного творчества»

М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...