ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
статья на тему
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование креативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, через коллективное творчество. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Зиновьева Екатерина Владимировна | |
Адрес с индексом | ||
Номер контактного телефона | 89241792309 | |
Учреждение, в котором работает автор опыта | МБОУ СОШ №5 п.Ленинский Алданский район РС(Я) | |
Должность | учитель | |
Преподаваемый предмет или выполняемый функционал | Начальные классы | |
Стаж работы в должности | 25 лет |
II.Сущностные характеристики опыта
5 | Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование креативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, через коллективное творчество. |
Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Условия возникновения, становления опыта: МБОУ СОШ №5 п. Ленинский значительно отличается от общеобразовательных учреждений городского социума. Она расположена в поселке Ленинский Алданского района Республики Саха (Якутия), ближайшем пригороде небольшого города Алдан, в 6 километрах от него. Учащиеся школы - выходцы из разных социальных групп. Родители имеют в основном, неполное среднее (90 чел), среднее (90 чел ), средне-специальное (156 чел ),высшее (39 чел) образование. К занятиям, в сфере дополнительного образования, направленных на эстетическое развитие ребенка не все из них относятся с должным вниманием. Целью сегодняшней программы развития является создание условий, которые способствовали достижению нового качества образования и обеспечивали выпускникам высокую конкурентоспособность. Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтает о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться. В основе методики развивающего обучения Л.В.Занкова лежит научное утверждение Л.С.Выготского, что «...обучение может идти не вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Поэтому условиями возникновения данного опыта, считаю:
Государственный заказ, делает акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. | |
6 | Актуальность и перспективы опыта. | В настоящее время продолжается модернизация образования. По новым, Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения главное – не просто дать ученику новые знания и умения, а научить их применять и развивать во внеурочное время. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования. С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса. Актуальность работы заключается в том, что коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира. Поэтому цель моей работы: 1. Показать значимость коллективного творчества в эстетическом воспитании учащихся. 2. Помочь учителям и педагогам дополнительного образования организовать коллективную деятельность учащихся на уроках и дополнительных занятиях. Объект исследования - занятия кружка «семейные шарики» в начальной школе. Предмет- влияние занятий коллективного творчества на развитие коммуникативных навыков учащихся. Посредством организации коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи: 1. Развитие эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи во время работ коллективного творчества; 2.Формирование основ эстетического восприятия; 3.Развитие активности, самостоятельности и творческой инициативы; 4.Развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире; 5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск.. |
7 | Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) | Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи: - формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; - развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; - находить нестандартные решения любых возникающих проблем; - воспитывать интерес к участию в творческой деятельности. Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес. |
8 | Теоретическая база опыта. | Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания Совершенно очевидно, что именно творческая деятельность даёт возможность ребенку реализовать собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения. В вопросе формирования творческой личности мною отводится важное место. Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество, что позволяет сделать занятие полноценным и радостным, а познание активным и творческим. Развитие творческого потенциала строится с учётом следующих педагогических рекомендаций:
Термин «креативность» образован от английского слова creative и переводится как творчество. Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности. Вот как пишет о креативности известный специалист по разработке тестов для оценки уровня её развития американский психолог Е. П. Торранс: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Творчество, творческая деятельность и определяет ценность человека, поэтому на современном этапе важен новый уровень функциональной грамотности: компьютерная, экологическая, экономическая, развитие творческой направленности личности. В настоящее время проблема формирования культуры общения – одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт посредством культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций: 1.Информационная – обмен познавательной информацией. 2.Контактная – готовность к приему и передаче информации. 3.Координационная - согласование действий и взаимодействие. 4.Перцептивная – восприятие и понимание друг друга. 5.Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности. Проведение коллективных работ предполагает нравственную потребность в другом человеке. В качестве критериев способствующих развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели: -общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности; - наличие условий самовыражения и самореализации каждого; - составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий; - доверие и взаимопомощь, между членами группы; - сочетание ролевого и личностного взаимодействия. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости. |
9. | Диапозон опыта | Система занятий Приложение «Кружок семейные шарики» |
10. | Технология опыта
| Главная цель: -формирование способностей к коллективному творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности. Задачи, способствующие достижению цели: -развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности; -формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками; -стимулирование интереса к изобразительной деятельности; -воспитание нравственных качеств личности учащихся. |
11 | Результативность опыта | Опыт моей работы показал, что мои занятия формируют эмоциональную культуру младших школьников, развивают коммуникативные навыки, активизируют творческую самостоятельность даже у детей с недостаточно развитыми навыками творческой деятельности. Коллективное творчество пробуждает в детях отзывчивость и внимание, умение понимать друг друга. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня. |
12 | Список использованной литературы. |
М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/09/picture-91154.jpg)
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Предлагается информационная карта инновационного опыта "Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-213983-1385394548.jpg)
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/21/picture-93388.jpg)
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-153867-1354113688.jpg)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...