Программа "Студия мультипликации"
проект на тему
Предмет «Студия мультипликации» предполагается как предмет дополнительного образования в начальных классах с 1 по 4 класс .
Сущность его заключается в предоставлении возможности ученикам для активной практической деятельности, направленной на создание художественного, социально значимого продукта, которая (деятельность) базируется на трех китах: лепка (рисование), фотография, компьютерная обработка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия №1" Чистопольского муниципального района РТ
Программа "Студия мультипликации"
Руководитель студии : учитель начальных классов
Тухватуллина Ильсияр Рушановна
2014 год
Пояснительная записка
Предмет «Студия мультипликации» предполагается как предмет дополнительного образования в начальных классах с 1 по 4 класс .
Сущность его заключается в предоставлении возможности ученикам для активной практической деятельности, направленной на создание художественного, социально значимого продукта, которая (деятельность) базируется на трех китах: лепка (рисование), фотография, компьютерная обработка.
Почему была выбрана данная тематика? Предполагаются виды деятельности,
известные и любимые детьми: лепка и рисование, в контексте курса «Студия
мультипликации» они приобретают новое волшебное свойство: героев, созданных с их помощью, фотография и компьютерная программа заставляют оживать! Вот эта доля волшебства, тайны, которую под силу решить даже первокласснику, и привлекла авторов программы. Дети чувствуют себя волшебниками и это удивительно и радостно для них и
для их учителя. Как раскрывается творческий потенциал ребенка, почувствовавшего себя волшебником, крылья вырастают у него за спиной и не только во внеучебной деятельности, самое главное, в учебной деятельности он тоже может творить и быть повелителем тайн и загадок науки.
Как же решаются в курсе «Студия мультипликации» задачи образовательного учреждения и образовательной программы в условиях стандартов нового поколения?
Очень важны слова Д.Б. Эльконина: «Своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребенок изменяет сам себя». Подтверждение им находим и в высказываниях Н.Ф. Виноградовой: «Младший школьник неравнодушен к тому, что он делает, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, ищет причины неудач и ошибок. Такое возможно, только если процесс обучения делает его субъектом учебной деятельности, школьника учат учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без
высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала человека и формирование новых социальных ролей «я-ученик», «я-школьник».
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие
воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.»
Это – об обучении, проведем параллель с курсом «Студия мультипликации»: такая задача, как, например, имитация движения Колобка по дорожке, решается практически, опытным путем, разными способами достигается ее решение и определяется единственно верный способ (возможный в данных условиях). Рожденное знание – это личное
достижение каждого ученика, и он пытается его применить на следующем шаге, например, имитация мимики Колобка, дополняя и совершенствуя способ действия.
Необходимо развивать у школьника интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к познанию их существенных свойств и закономерностей. Основными функциями данного предмета являются: дать возможность младшим школьникам путем создания мультипликационного ролика выразить свое отношение к жизни, к ее отдельным проявлениям; воспитывать человеческие качества на примере героев сказок, известных произведений; развивать творческие способности в разных направлениях:
Литературное (составление сценария, диалога героев)
Художественное (лепка из пластилина героев ролика, оформление декораций)
Организаторское (режиссура: процесс фотосъемки, передвижения героев, раздача
ролей)
Художественная фотография (владение фотоаппаратом, умение компоновать кадр,
использовать освещение)
Компьютерное искусство (оформление фотографий в виде презентации PowerPoint,
MovieMaker)
Учебный материал и основные идеи курса разворачиваются по нарастающей с каждой ступенью обучения: так, в первом полугодии 1 класса дети создают героев и декорации, могут участвовать в составлении сценария, но пока являются наблюдателями процесса фотосъемки и компьютерной обработки фотографий. Во 2 классе они участвуют в фотосъемке и сами организуют развитие сюжета. Во 2-3 классе можно самим сохранять и вставлять фотографии в компьютерную программу PowerPoint, создавать презентации.
В 4 классе планируется создание индивидуальных мультипликационных роликов по собственному сценарию, их оформление в ПК и озвучивание. Начиная с 1 класса дети знакомятся с различными материалами, позволяющими создать образ героя. Постепенное овладение технической стороной курса начинается от помощи в фотосъемке до самостоятельной обработки фотографий на компьютере. Специфика данного предмета требует технического оснащения: фотокамера, штатив, компьютер, проектор для просмотра мультипликационного продукта. Методическая система достижения целей осуществляется путем совместного решения проблем, учебных задач в групповой, индивидуальной работе, поиска верного способа действия. Метод распределения ролей: у каждого ребенка в большей или меньшей степени проявляются способности и интерес в одном из творческих направлений (литературном, художественном, режиссерском, фотографии, компьютерном искусстве), в зависимости от этого он выбирает себе роль сценариста, художника, режиссера, фотографа, компьютерного аниматора или совмещает две или более ролей. Метод дифференцированного подхода: у ученика есть возможность самому, индивидуально поработать над своим произведением, есть возможность и поделить обязанности в группе и создать совместный ролик (например, один из детей лепит Колобка, другой – Лису, третий – деревья, четвертый – дорожку и траву). Отсюда вытекает следующий метод: Метод участия всех и каждого: в готовом мультфильме обязательно принимает участие каждый ученик, есть его доля в каком-то этапе производства. Метод оценки общественности: результаты (тематические мультфильмы) показываются на праздниках, классных часах, другим классам, родителям на родительских собраниях, учителям, учитывается их мнение и социальный запрос. Метод социальной значимости: обязательно в готовом продукте есть ведущая воспитательная нагрузка, а также есть тематические работы к знаменательным датам.
Курс «Студия мультипликации» актуален в настоящее время благодаря
интересному и близкому для учеников виду деятельности решаются развивающие и воспитательные цели обучения. Каждый ученик чувствует свою значимость, ведь он создает мультипликационные ролики: он учится (учит себя) очень четко, по шагам, по действиям решать поставленную задачу, при этом мотивация у детей очень высокая: они всегда видят результаты своей деятельности и могут показать их другим. Совместное
создание мультипликационных роликов позволяют раскрыть любую социальную проблему, показать ее всем, а значит, увидеть самому. Основной целью курса «Студия мультипликации» является создание условий, в которых ученик будет выражать себя, свое видение мира, постигать положительные и отрицательные человеческие качества через творческую деятельность. Задачи данного курса: - развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного мышления, речи), творческих способностей
- формирование общих представлений о создании мультипликации, о взаимосвязи
различных видов деятельности (составление сюжета, лепка, фотография, компьютерная
обработка)
- овладение детьми элементарными обобщенными, технико-технологическими,
организационными знаниями
- практическое применение детьми этих знаний в групповой и индивидуальной деятельности
Требования и ожидаемые результаты работы и критерии их оценки:
ожидается, что ученик будет представлять себе сущность процесса мультипликации (многократное повторение кадра с имитацией движения, или какого-то изменения), применять для создания героев разные материалы, прежде всего пластилин (конструктор Lego, рисунок, песок и др.), составлять простейший сценарий и проводить мероприятия по его осуществлению. Создание мультипликационного ролика, пусть из 10 кадров, пусть созданный группой, - это уже результат. Обязательно просматривается каждый ролик на
следующем уроке, обсуждаются недочеты и промахи, отмечаются удачные моменты. Возможно, с учетом ошибок и замечаний доснимается отдельный эпизод, или по его мотивам снимается другой. Высокой оценкой считается востребованность ролика, на празднике, на классном часе, на линейке, он показан - значит интересен другим людям.
Данная программа является модифицированной на основе адаптированного курса Л.А. Залоговой «Компьютерная графика».
Содержание.
1 класс (33ч). Знакомство с идеей мультипликации, с фототехникой происходит на практике, через пробы, от простейшего к сложному. Первая интерактивная открытка состоит всего из 2 кадров, создающих имитацию взмаха руки. Для первых роликов использованы простые сказки «Колобок», «Дюймовочка», в них можно передать как простое движение по горизонтали (Колобок бежит по дорожке), по вертикали (Лягушка погружается в воду), круговое движение (хоровод насекомых
вокруг Дюймовочки), так и более сложные – танец жука или полет ласточки Еще один из видов преобразования объекта на экране – его возникновение и исчезновение, его очень хорошо можно показать на примере построения снеговика и его таяния.
Познакомившись с основными движениями в кадре, дети создают социальные ролики по собственному сюжету. Эта работа требует большое количество часов: составление сценария, оформление декораций, лепка героев, съемка, пост/обработка. Зато на выходе получается настоящий социальный ролик. Предусмотрено знакомство с другими материалами для мультипликации – рисунком и изображением из песка (на тонком слое песка рисуется тонкой палочкой сюжет и меняется покадрово). На каждый из них отведено по три часа.
На конец года планируется работа по созданию собственного ролика с выбором материала, выбором формы работы (в группе или самостоятельно), выбором сюжета.
Все ролики в течение всего года обязательно просматриваются, лучшие
отбираются для презентации общественности.2 класс (34ч). Содержание во 2 классе усложняется частично самостоятельным
использованием фотоаппарата, тематически посвящено сказкам русским народным. В этом классе дополняются виды имитации движения, озвучиваются мультипликационные ролики.
3 класс (34ч). Содержание в 3 классе усложняется самостоятельной фотосъемкой, перекликается с известными историями про Смешариков. Лепка объемных героев, усложняется характер их взаимоотношений, а также вводится озвучивание ролика.
4 класс (34ч). Самостоятельная обработка фотографий в компьютерной программе, озвучивание. Вводится новый вид мультипликации – так называемая документальная мультипликация, с использованием фотографии людей, предметов покадрово, принцип тот же – использование штатива, съемка с небольшими изменениями, обработка в компьютере.
Методические рекомендации
Методические рекомендации по проведению урока в 1 классе по теме «Имитация мимики человека: интерактивная открытка «Портрет мамы»:
Необходимое оборудование: фотоаппарат на штативе, компьютер для обработки, пластилин, плоскость для съемки.
Лепка: Перед началом работы ребенку дается право выбора формы работы, он может делать индивидуальный портрет (крупный план) мамы, а может сделать собирательный образ (ростовой портрет) в группе. Если он работает в группе, тогда надо договориться о распределении ролей, кто делает платье, кто – голову, кто – волосы из жгутиков, кто – красивую рамку.
Работы оформляются на плоскости, прикрепляются к картону, отдельными
деталями делаются щеки, нос, губы, глаза, брови, все это прикрепляется к заготовке головы. Фотосъемка: Для имитации мимики человека надо сделать несколько кадров с небольшим изменением в портрете:
1 кадр Спокойное состояние лица
2 кадр Губы поднимаются в полуулыбке, волосы немного изменяют
положение
3 кадр Уголки губ подняты, волосы изменяют положение
4 кадр Губы сложены в улыбку, брови чуть приподняты, волосы
развеваются
5 кадр Губы сложены колечком, глаза закрыты веками, волосы развеваются
6 кадр Губы – колечком, глаза открыты, волосы развеваются
7 кадр Губы раздвигаются в улыбке, волосы опускаются
8 кадр Губы в улыбке, волосы опускаются
9 кадр Уголки губ опускаются, волосы опускаются
Если делаем ростовой портрет, изменяем положение рук (изображаем взмах руки), ног (танец или ходьба), шевеление платья. При фотосъемке можно объединить несколько портретов в одну композицию, при этом в каждом портрете будут происходить изменения (зависит от количества портретов).
Постобработка: в программе PowerPoint создаем презентацию, делаем
фотоальбом, в закладке «Смена слайдов» отмечаем короткое время для каждого слайда, при этом далаем цикличными кадры 1-9. Можно наложить детскую песню про маму и мультипликационный ролик, а точнее, интерактивная открытка, готов!
Литература.
1. Теория развивающего обучения. В.В. Давыдов – М.: ИНТОР, 1996.
2. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / А.А. Залогова. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
3. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / А.А. Залогова. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века». Под ред.
Н.С. Виноградовой – М.: «Вентана – Граф», 2008.
5. О стандарте второго поколения. Рассказывает вице-президент российской
академии образования, академик Александр Андреевич Кузнецов. -
Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское
собрание». Адрес в Интернете:
http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=948
6. Развернутое тематическое планирование. 1 класс. Образовательная программа
«Начальная школа ХХI века» / Автор-составитель Т.Н.Бровкина. – Волгоград:
Учитель, 2008.
7. Беседы с учителем. Методика обучения: 1 класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: «Вентана – Граф», 2001.
8. Анимация. Онлайн-энциклопедия Кругосвет. Адрес в Интернете:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ANIMATSIYA.html#1
011421-L-104
9. Снимаем пластилиновый мультфильм. Материалы Интернет сайта
http://plasticine.org.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Счастливый случай!"( знатоки мультипликации)
Игра «Счастливый случай» посвящена знанию мультипликации. Ее можно проводить в предновогодний период, так как на подготовительном этапе ребята готовят костюмы мультипликационных героев и по окончани...
Дети с ОВЗ и мультипликация.
Значение создания мультфильмов в развитии творческих способностей у детей с особыми возможностями здоровья....
Учебный проект «Мультипликация – волшебная страна»
Учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при ...
конспект урока на тему:"Музыка в мультипликации"
Практически все любили смотреть телевизор, и тем более мультфильмы. Многие родители помнят, как они в детстве ждали начала «Спокойной ночи, малыши!» или «В гостях в сказки». Выбор был невелик. Но и се...
Прекрасный мир мультипликации
Прекрасный мир мультипликации....
Презентация к уроку МПД по теме Натурная мультипликация. Наш двор.(в программе Notebook)
На уроке "Межпреметная проектная деятельность" презентация используется на этапах: Мотивация, Актуализация знаний и Рефлексия деятельности....
«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»
Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...