КТП для четвёртого класса по программе "Школа России"
рабочая программа (4 класс) на тему

Новокрещенова Светлана Сергеевна

Календарно-тематическое планирование составлено для 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass.rar311.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

       к рабочей программе по изобразительному искусству для начальной школы (1-4)

Цели курса:

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи курса:

1. Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Межпредметные связи: 

Содержание курса «Изобразительное искусство» позволяет осуществлять его связь с:

  • музыкой;
  • литературным чтением;

     -      технологией

Принципы отбора учебного материала:

  • учет возрастных особенностей;
  • органическое сочетание обучения и воспитания;
  • усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
  • практическая направленность преподавания.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы работы: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.        

Место курса в учебном плане: на изобразительное искусство отводится 34часа  (1 час в неделю)

Тематический план учебного курса:

1четверть-9 часов                                                2четверть-7часов

3четверть-10часов                                               4четверть-8часов

34 часа из расчета 1 час в неделю.

№ п/п

Раздел (тема)

Количество часов

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

2

Рисование на темы (композиция)

7

3

Декоративная работа

7

4

Лепка

2

5

Аппликация

2

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

ИТОГО

34 ч

                                                                                                                                                                              Развитие общеучебных умений и навыков

Раздел

Учебно – логические

Учебно –

организационные

Учебно –

коммуникативные

В мире изобразительного искусства

(12ч)

определение соотношения компонентов объекта, анализ пропорций, очертаний, цветовой окраски предметов;

формирование умения составлять композиции;

формирование навыков последовательной работы над тематическим рисунком;

формирование умения заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора и подбирать красивое и гармоничное сочетание цветов;

выявление существенных признаков объекта;

развитие умения определять и сравнивать форму, строение, цветовую окраску предметов окружающего мира;

обучение умению анализировать свои впечатления и произведения изобразительного искусства;

Проверка работы по образцу, по результатам.

Оценка правильности выполненного задания и качества завершенной работы.

Оценивание своей учебной деятельности и деятельности других; установление их причины;

Понимание последовательности действий;

воспитание трудолюбия, аккуратности

организация работы в группе;

воспитание чувства товарищества во время коллективного сотрудничества;

воспитание умения восхищаться красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе

Мы любим смотреть и картины рисовать

(22ч)

сравнивание фактов, явлений, событий по заданным критериям;

развитие умения сопереживать литературным героям;

обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки;

совершенствование умений и навыков работы с художественным материалами;

обучение умению анализировать свои впечатления и произведения изобразительного искусства;

Осознание цели своей работы

Подготовка рабочего места

Определение времени работы и перерывов при выполнении работы.

 Работа в заданном темпе

сотрудничество со сверстниками, достижение  с ними взаимопонимания, организация  совместной деятельности с разными людьми;

выслушивание мнения других;

оценка разных точек зрения;

                                                         

                                                               

Программа соответствует авторской программе.

УМК:

Учебник: Кузин В.С., Кубышкина Э.И.Изобразительное искусство 4 класс, М.; «Дрофа» 2010г.

Рабочая тетрадь: Кузин В.С. Москва «Дрофа» 2011г

Региональный компонент – 7 часов.

Для реализации регионального компонента выбраны следующие темы:

  • Красота родной природы в творчестве русских художников
  • Рисование по памяти на тему “Моя улица» или « Мой двор»
  • Рисование по памяти животных
  • Рисование с натуры или по памяти птиц
  • Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства. «Мы снова рисуем животных и птиц»
  • Люди труда в изобразительном искусстве
  • Аппликация. Орнаменты народов мира.

ЦОР:

Электронное  учебное издание «Изобразительное искусство»4 класс.  О О О «Дрофа» 2011г.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата

Тема урока.

ЦОР

НРК

Задание и материалы

Требования к уровню, подготовки учащихся

I четверть

В мире изобразительного искусства (12 ч)

1

Красота родной природы в творчестве русских художников

Прогулка в парк.

Рисование на тему «Осенний  пейзаж». Карандаш , акварель.

Уметь :передавать эстетическое отношение к произведениям искусства.

2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

Составление индивидуальных мозаичных панно. Цветная бумага.

Уметь: образно передавать задуманную композицию.

3-4

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства

Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками. Акварель, карандаш

Уметь: анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов

5-6

Искусство натюрморта.

Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. Акварель, карандаш

Уметь: анализировать пропорции предметов

7

Изучаем  азбуку изобразительного искусства

Рисование с натуры  коробки. Карандаш

Знать: приемы изображения в объеме простейших геометрических тел

8

Изучаем  азбуку изобразительного искусства

Рисование с натуры шара. Карандаш

Знать: приемы изображения в объеме простейших геометрических тел

9

Рисование по памяти на тему “Моя улица» или « Мой двор»

 Рассказ об улице села Бродокалмак.

Рисование по памяти. Акварель, карандаш

Уметь: использовать в работе различные художественные материалы

II четверть

10-11

Рисование с натуры фигуры человека

Рисование с натуры. Карандаш, гуашь

Знать: пропорции тела человека. Уметь: передавать пропорции фигуры человека

12

Лепка по памяти фигуры человека с атрибутами труда или спорта

Лепка по памяти. Пластилин, стеки

Знать: соотношение частей тела человека.

Мы любим смотреть картины и рисовать (22 ч)

13

Рисование по памяти животных

Животные нашего края

Рисование по памяти. Акварель, карандаш

Уметь: передавать пропорции животного

14

Рисование с натуры или по памяти птиц

Зимующие птицы нашего края

Рисование с натуры или по памяти.

Уметь: передавать пропорции птиц

15-16

Сказка в декоративном искусстве

Декоративное рисование. Акварель

Знать: произведения народного декоративно-прикладного искусства (Городецкая игрушка, хохлома)

III четверть

17

Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тематическое рисование на сказочные сюжеты. Акварель, гуашь

Уметь: использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сказочного сюжета

18-19

Сюжетная аппликация к русской народной сказке «По щучьему велению»

Сюжетная аппликация. Цветная бумага

Уметь: передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветных и тональных контрастов цветной бумаги.

20

Рисование с натуры или по представлению «В мирное время»

Рисование с натуры или по представлению атрибутов армии, ВС. Акварель, карандаш

Знать: жанры изобразительного искусства - батальный и исторический

21

Рисование с натуры или по памяти современных машин

Рисование с натуры или по памяти. Акварель, карандаш

Знать: о многообразии предметов и событий действительности

22

Рисование на тему «Песни нашей Родины»

Тематическое рисование. Акварель

Знать: народные традиции, обычаи

23-24

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

Лепка. Глина, пластилин

Знать: произведения народного декоративно-прикладного искусства

25-26

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства. «Мы снова рисуем животных и птиц»

Перелётные птицы нашего края.

Рисование с натуры. Акварель, карандаш

Уметь: анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных

IV четверть

27-28

Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Тематическое рисование. Акварель, карандаш

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет и иллюстрировать его

29

Рисование на тему «Закат солнца»

Тематическое рисование. Карандаш, акварель

Уметь: выделять главное в пейзаже, различать цветовой тон

30

Люди труда в изобразительном искусстве

Труд людей в нашем селе.

Тематическое рисование. Карандаш, акварель

Уметь: анализировать содержание и художественные особенности картин

31-32

Составление мозаичного панно «Слава труду»

Составление мозаичного панно. Цветная бумага

Уметь: выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам

33

Аппликация. Орнаменты народов мира

Орнаменты нашего края.

Экскурсии в музей.

Аппликация. Цветная бумага

Уметь: самостоятельно выбирать вид орнамента с народными мотивами

34

Итоги года. Выставка рисунков

Выставка рисунков

Уметь: выражать отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:

Обучающиеся должны знать:

  •    начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка;
  •   термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
  •   начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
  •   начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  •   основные средства композиции;
  •    простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  •    начальные сведения о светотени, о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  •    деления цветового круга на группу теплых цветов и групп> холодных цветов;
  •    изменения цвета в зависимости от расположения предмете в пространстве.

Обучающиеся должны уметь:

  • Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • Чувствовать и передавать красоту линии, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • Выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  • Передавать в рисунках цвет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.
  • Использовать различную штриховку;
  • Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  • Использовать цветовой контраст и гармонию цветов;
  • Использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства и аппликации и коллективных мозаичных панно;
  • Передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

Литература:

Учебник: Кузин В.С., Кубышнина Э.И.Изобразительное искусство 4 класс, М.; «Дрофа» 2009г.

Поурочные планы по программе В.С. Кузина Издательство «Учитель»

Л.Н.Коротовских, Л.К.Месеренко «Уральские промыслы»  Челябинск «Взгляд» 2003г

Л.Н.Коротовских, Л.К. Месеренко «Народные узоры»  Челябинск «Взгляд» 2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...